МОСКВА, 25 сен - РИА Недвижимость. Рынок краткосрочной аренды жилья в России в последние годы демонстрирует активный рост, благодаря чему становится все более привлекательным для инвесторов. Этому способствуют такие факторы, как рост объемов внутреннего туризма, законодательные изменения, а также развитие цифровых сервисов. В рамках посвященной этому конференции "Объективно", организованной сервисом "Авито Путешествия" представители рынка рассказали о его трендах, перспективах и о том, сколько на нем можно зарабатывать.
Рынок растет
По словам управляющего директора "Авито Путешествий" Артема Кромочкина, в России в последние годы активно развивается внутренний туризм. Если в 2021 году он охватывал 36,7 миллиона человек, то в 2022 году – уже 47,1 миллиона, в 2023-м –55 миллионов, а за семь месяцев текущего года показатель пересек отметку в 32 миллиона путешественников.
По данным "Авито Путешествий", за восемь месяцев 2024 года количество доступных для аренды путешественниками квартир в среднем по России выросло на 18% год к году (с 334 тысяч вариантов до почти 400 тысяч), а загородных объектов – на 73% (с 72 тысяч объявлений до более чем 124 тысяч). Спрос на такие объекты тоже растет: в январе-августе 2024 года квартиры посуточно бронировали почти в три раза чаще, чем за аналогичный период прошлого года. При этом средний чек по России за одну забронированную ночь составил 3,3 тысячи рублей, а в загородном объекте – 8,5 тысяч.
Кроме того, Кромочкин отметил немалую роль цифровых платформ в формировании рынка. Они повышают комфорт, снижают риски при сдаче и аренде жилья, упрощают взаимодействие между собственниками и арендаторами. В частности, согласно данным исследовательского центра Euromonitor International, 67% путешественников в 2024 году бронируют туристическое жилье онлайн.
Вместе с тем пропорционально увеличивается и объем рынка – со 174 миллиардов рублей в 2021 году он вырос в 2022-м до 253 миллиардов, в 2023-м – до 284, а в этом году он вырастет еще на 19% - до 337 миллиардов. По прогнозам аналитиков, в ближайшие несколько лет рынок будет расти на 8-9% ежегодно и в 2029 году его объем может достичь 507 миллиардов рублей.
Выгодный бизнес
Соответственно, с развитием рынка растет и число желающих вести на нем собственный бизнес. Так, по статистике "Авито", арендодателей, как начинающих, с одним-двумя объектами, так и профессиональных, чей пул насчитывает десятки лотов, становится больше и на сегодня количество таких игроков достигло 213 тысяч, тогда как годом ранее их было 176 тысяч.
Кромочкин подчеркнул, что этот рынок сегодня действительно является привлекательным с точки зрения инвестиций – для выхода на него может требоваться менее миллиона рублей, а ежегодная рентабельность достигает 21,9%.
Для сравнения он привел некоторые другие популярные сегодня у инвесторов направления, которые кроме больших инвестиций требуют сертификации и получения согласований регулирующих органов.
© "Авито"
Коммерческий директор "Авито Путешествий" Владислава Сакина
Коммерческий директор "Авито Путешествий" Владислава Сакина добавила, что в последнее время посуточная аренда – один из лучших плацдармов для повышения совокупного дохода предпринимателя или человека, основным родом деятельности которого является работа в найме.
Практический опыт
Конференция помимо прочих участников собрала и множество действующих предпринимателей, некоторые из которых поделились своим опытом.
Практически все были едины в одном – начать подобный бизнес сравнительно просто, однако для его последующего масштабирования необходим системный подход. Прежде всего он касается управления процессами, которые необходимо автоматизировать.
«
"Безусловно, если вы планируете масштабировать бизнес, то встают вопросы и автоматизации, и работы с персоналом. Благо, что сейчас есть масса сервисов, позволяющих начать автоматизацию даже с малого объема. Например, календари бронирования, которые синхронизируют цены с разными платформами, CRM-системы, от бесплатных до вполне доступных, которые позволяют выстраивать процессы", – в частности рассказал руководитель УК "Елизаренко Групп" Владислав Елизаренко.
В свою очередь руководитель отдела продаж "Авито Реклама" Ольга Макарова посоветовала для успешной борьбы за внимание клиентов изучать и учитывать потребности аудитории, работать с обратной связью от арендаторов и внедрять изменения.