Реализация одного из крупнейших проектов Москвы – создание "Парка Яуза" – выходит на финишную прямую. В этом году специалисты комплекса городского хозяйства приведут в порядок еще два участка. Корреспондент РИА Недвижимость отправился на прогулку на северо-восток столицы в компании архитектора проекта Кирилла Теслера и узнал у него, как за последние годы поменялся парк, созданный фактически заново.
Финальный аккорд
"Парк Яуза", пролегающий вдоль одноименной реки, а также вдоль ее притока Чермянки, начали благоустраивать в 2016 году, каждый год обновляя новые участок. Вся его территория протянется через десять районов Северо-Восточного административного округа.
В этом году продолжат работы на территории вдоль Сельскохозяйственной улицы, в границы которой вошло пространство от моста Бескудниковской железнодорожной ветки до проезда Серебрякова. Здесь ведется устройство нового участка для экотропы и ремонт старого, реконструкция четырех мостовых переходов у беседки-ротонды, ремонт детской площадки, а также обновление дорожно-тропиночной сети. Параллельно ведутся подготовительные работы под устройство наружного освещения.
Также в этом году обновят пространство вдоль Тенистого проезда. Необходимость в этом возникла после того, как его соединили с соседними частями парка вдоль Лазоревого и Чукотского проездов, за счет чего увеличилось количество отдыхающих, рассказывает главный архитектор проекта парка Кирилл Теслер.
На этом участке сейчас ведется демонтаж существующих покрытий дорожек, параллельно ведут устройство новых и прокладку кабельной канализации. Также приступили к устройству экотропы, подготовке оснований под детские и спортивные площадки.
«
"Одной из основных точек притяжения на этом участке стал реконструированный в прошлом году стадион "Свиблово". Таким образом, возросло число посетителей, занимающихся спортом. Вдоль Сельскохозяйственной улицы активно развивается жилая застройка и мест для отдыха на всех не хватает, горожане идут на Тенистый и другие близлежащие территории", – поясняет он.
Кирилл Теслер
Главный архитектор проекта "Парк Яуза"
Внезапный уют: где отдохнуть в тишине на обновленном Ленинском проспекте В двух указанных локациях предполагается развить и обновить дорожно-тропиночную сеть. Основные транзитные маршруты предполагается замостить плиткой, существующие дорожки сделать в асфальтобетонном покрытии. Кроме того, заменят и установят велопарковки, перголы и скамейки.
«
"На участке вдоль Тенистого проезда отремонтируют две существующие детские площадки и сделают три спортивные площадки различного назначения. В районе Яузской плотины появится пандус для маломобильных групп граждан, он будет обустроен по принципу экотропы. На некоторых участках из-за особенностей рельефа невозможно сделать обычную дорожку, поэтому в местах перепада высот проложат экотропу, которую объединят с дорожками парка. Вместе они составят единый маршрут. Так у отдыхающих появится возможность прогуляться вдоль реки", – описывает нюансы проекта архитектор.
Кирилл Теслер
Главный архитектор проекта "Парк Яуза"
Концепция единства
Особенность "Парка Яуза" в том, что это линейная зона отдыха, несмотря на весь его размер. Он узкий и длинный и тянется через весь северо-восток, но с другой стороны его можно назвать парком по месту жительства, подчеркивает Теслер. При этом его пространство наполнено разнообразным функционалом. Например, пару лет назад на одном из участков появился овальный амфитеатр. Здесь проходят праздники и городские мероприятия.
"Мы здесь хотели создать не только сцену, а площадь привлечения людей. Это многофункциональное пространство. В обычный день тут люди отдыхают. Тем более мы сделали еще и качели. Поэтому место живет постоянно. Например, зимой можно посередине площади поставить елку", – рассказывает эксперт.
Новый сезон: какие локации Москвы ждет перезагрузка в 2024 году По его словам, одна из основных концепций парка заключается в том, чтобы предоставить досуг и места отдыха для всех, независимо от возраста. Чтобы было интересно и уютно.
«
"Мы сделали так, что объекты сменяют друг друга и находятся при этом не на больших расстояниях, поэтому у парка нет четкого разделения на зоны. И если мы хотим, чтобы пространства жили, была активность, безопасность, общественный контроль, то необходимо создавать их так, чтобы там присутствовали разные категории людей", – объясняет Теслер.
Кирилл Теслер
Главный архитектор проекта "Парк Яуза"
Он обращает внимание на то, что такая многофункциональность позволяет загрузить пространство по часам.
«
"То есть утром приходят спортсмены, за ними мамы с детьми, следом – пенсионеры, потом выходят дети после школы, а вечером приходят люди после работы. И если мы растаскиваем площадки далеко, то все эти группы не встречаются. Это нехорошо. А если поближе друг к другу, то происходит обмен опытом. В этом и есть синергия города. К тому же есть социальный контроль. Появится чужой человек или вандал – его заметят", – поясняет специалист.
Кирилл Теслер
Главный архитектор проекта "Парк Яуза"
Вместе с тем, одной из задач при создании парка было намерение сохранить природу, так как большая часть маршрутов проходит на особо охраняемых территориях, где обитают краснокнижные птицы и животные. Поэтому все экотропы приподняты над землей, чтобы не погубить траву и корневую систему.
"Также экотропы проложены над заболоченными участками. Эти места дают жизнь организмам, насекомым, лягушкам и растения тут. Мы ходим над ними по специальным дорожкам. Таким образом экосистема устойчива, чтобы ни один участник ее не исчез", – констатирует Теслер.
Комфортные условия
Весь парк пронизывают пять непрерывных маршрутов: пешеходный, велосипедный, беговой, экологический и историко-культурный. На всем их протяжении предусмотрена безбарьерная среда и оборудована необходимая инфраструктура для мам с колясками. При разработке дорожек за основу брались два принципа – безопасность и комфорт, так как парк привлекает любителей и тихого отдыха, и велосипедистов.
«
"Чтобы избежать конфликта интересов, велодорожку убрали ближе к проезжей части, а пешеходные маршруты проложили поближе к достопримечательным местам. И между ними есть буфер в виде, например, колотой брусчатки либо зеленой полосы из кустарников. В глубине парка нет велосипедных дорог. Там пешеход главный", – поясняет Теслер.
Кирилл Теслер
Главный архитектор проекта "Парк Яуза"
В то же время территория перестала быть разрозненной, потому что заброшенное состояние парка вынуждало людей обходить какие-то участки, то есть стоял вопрос его проницаемости.
"Наше первое исследование до старта работ показало, что люди вообще между районами не ходили. То есть просто по крупным дорогам перемещались, но вглубь парка не заходили. Соседние районы были замкнуты в себе и не имели пересекающихся связей. А ведь это стимулирует экономику города: если люди из района в район ходят. Оказалось, что здесь очень сложный рельеф, откосы, овраги, буреломы, а также играла свою роль общая запущенность территории в виде поваленных деревьев и строительного мусора", – рассказывает эксперт.
Прогулки московские: чем привлекательны самые интересные парки столицы Еще один пример плохо организованного пространства был связан, например, со школой. Около реки находится жилой комплекс, а на другом берегу – школа. Никаких переходов и мостов, разумеется, не предусмотрено. В итоге дети шли в школу по дорогам 30-40 минут, что вызывало транспортные заторы и общественное напряжение.
«
"Родители возили детей на машинах, что приводило к заторам и недовольству людей из соседнего района, где парковались машины. Создав безопасную среду и новые связи в виде мостовых переходов внутри парка, мы увидели, что дети стали ходить пешком в школу и тратить всего десять минут на дорогу", – указывает Теслер.
Кирилл Теслер
Главный архитектор проекта "Парк Яуза"
Создание качественного парка привлекло в него активных горожан и групп, которые стали создавать свои тематические сообщества. Теперь здесь есть велоклуб, беговой клуб, орнитологи-любители, фотоклуб, а также скейтеры и любители силового спорта.
"Поскольку парк линейный и вытянут вдоль реки, то мы не хотели дублировать площадки, а стремились побудить людей двигаться. В идеологии, конечно, заложены базовые вещи, но у каждого района есть своя уникальная точка, ради которой стоит совершить прогулку. Функционал у всех спортивных площадок разный. Для скейтеров, велосипедистов имеются свои участки разной степени сложности", – добавляет архитектор.
В этом смысле фишкой парка стала уникальная площадка для занятий воркаутом на свежем воздухе под названием "Русский ниндзя". Эта полоса препятствий, в проектировании которой участвовал чемпион мира и
России. "И теперь эта конструкция начинает распространятся по всей России", – отмечает Теслер.