В ходе обновления Москвы, будь то капремонт дома или реставрационные работы на исторических объектах, специалисты то и дело обнаруживают различные артефакты или уникальные предметы декора. Какие детали скрывает в себе прошлое столицы и как их выявляют при реставрации, читайте в материале РИА Недвижимость.
Секретный орнамент
Реставрация московских домов-памятников – занятие не только трудоемкое, но и довольно специфическое. В процессе подготовки к работе мастерам зачастую по крупицам приходится устанавливать первоначальный облик здания.
Один из таких домов в окрестностях Арбата в Староконюшенном переулке не стал исключением, ведь его история была действительно богата. Трехэтажный доходный после революции ожидаемо сменил обитателей, которыми стали молодые советские поэты и писатели, здесь также располагалась редакция журнала "Кузница". В послевоенные времена в здании поселили офицеров ВМФ, поделив дом на коммунальные квартиры.
Доходный дом княгини А. М. Козловской в Староконюшенном переулке, 33 в Москве
В прошлом году специалисты Фонда капремонта Москвы, реставрируя дом, наткнулись на необычную находку: наверху лестницы в подъезде они обнаружили потолочную живопись, которая не была нигде зафиксирована и о которой никто не знал. Роспись в виде растительного орнамента обрамляла фонарь.
Так как в проектной документации этого не было отражено, специалисты расчистили и законсервировали рисунок укрепляющим составом, чтобы отреставрировать в дальнейшем.
Свет из прошлого
Прикоснуться к истории возможно не только в старых московских жилых домах. Открывшийся в 2020 году после реставрации Северный речной вокзал вобрал в себя множество элементов сталинского ампира. В интерьерах вокзала сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой. Всего более 500 осветительных приборов, находившихся в плачевном состоянии.
В процессе реставрации люстры и бра очистили от грязи, исправили деформированные металлические детали, устранили трещины и укрепили конструкции. Утраченные элементы воссоздали, а разбитые плафоны заменили на новые.
Больше всего хлопот доставила большая люстра весом более 50 килограммов. Ее конструкция была сильно погнута, а один "луч" и вовсе сломан. Облегчила реставрацию случайно найденная коробка в одном из помещений вокзала, где оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных. Таким образом, все плафоны на люстре по-прежнему исторические.
Памятник в миниатюре
Еще один объект, переживший в 2020-2021 годах масштабную реконструкцию – Большой Каменный мост. Работы длились 14 месяцев, причем без остановки движения транспорта и пешеходов. Пока одна половина моста была закрыта на ремонт, другая оставалась открытой для движения пешеходов и транспорта, в том числе общественного.
Реставрация чугунных ограждений и гранита с Большого Каменного моста
Помимо укрепления всех конструкций и опор специалисты восстанавливали и внешний облик моста, а также его декоративные элементы. В частности, на ограде сооружения под слоем краски нашли и восстановили изображение статуи Свободы. Изначально это была реальная скульптура, созданная по проекту скульптора Николая Андреева и стоявшая на Тверской улице, пока ее не снесли в 1941 году.
Реконструкция Большого Каменного моста
Специалисты полностью восстановили чугунное сооружение, буквально освободив миниатюрную статую Свободы, погребенную под слоями краски. А срок эксплуатации самого моста, обладающего статусом объекта культурного наследия, продлился на десятки лет.
Спрятанное наследие
Павильоны на территории ВДНХ в последние годы преображаются кардинально. Реставраторы стараются возвращать уникальным сооружениям их исторический облик. Так, например, павильону №5 "Физика" (бывший Латвийской ССР) вернули исторический архитектурный облик 1950-х годов. Была раскрыта и воссоздана утраченная живопись в двух залах павильона. Роспись просуществовала до 1960-х годов, когда павильон был перепрофилирован под экспозицию "Физика". Часть живописи была закрашена, а какую-то со временем закрыли листами фанеры.
© Департамент капремонта Москвы
Павильон "Физика" на ВДНХ
Перед тем как приступить к реставрации и воссозданию живописи были составлены подробные схемы-картограммы разрушений и утрат. Затем две команды художников-реставраторов приступили к работе. Одна в Вводном зале, другая в Центральном и в арочных проходах. Во всех деталях декора интерьеров павильона прослеживается латвийская аутентичная орнаменталистика, которая увязывает его воедино. За основу были взяты сохранившиеся фрагменты живописи и архивные фотоматериалы.
При демонтаже фанерных фальшстен была обнаружена роспись на стволах колонн в Вводном зале. Она сохранилась практически в идеальном состоянии, докомпановывались лишь те участки, где были вбиты гвозди. Стволы колонн перетянуты несколькими чеканными поясками из меди, а между ними расположена роспись, напоминающая природный камень.
Также в Вводном зале была обнаружена живопись на плафоне и фризе, который его обрамляет. Все это скрывалось под многочисленными слоями краски. Плафон расписан под рогожку, а на фризе изображен орнаментальный рисунок из дубовых и лавровых листьев, колосьев и лент, которые образуют плавную волну. Живопись в арочных проходах между Центральным и Вводным залами также была скрыта под многочисленными слоями краски. Ей тоже вернули исторический вид.
Схожая ситуация была в павильоне №30 "Микробиологическая промышленность", где отреставрировали и восстановили живопись на потолках одного из залов. Уникальный рисунок обнаружили в процессе подготовки павильона к ремонтно-реставрационным работам. Роспись была спрятана под слоем краски в центральных кессонах с лепными розетками. Считалось, что сюрпризов больше не будет, но в ходе работ нашли живопись и в боковых кессонах, которые располагаются вдоль окон.
© Департамент капремонта Москвы
Павильон "Микробиологическая промышленность" на ВДНХ
По внешнему виду эти два типа росписей сильно отличаются. В четырех центральных кессонах изображен изящный растительный орнамент на светлом фоне. Так как изначально здание использовалось, как павильон, посвященный масличным культурам, то здесь нарисованы мак, сафлор, лен, горчица и др. В боковых кессонах располагаются яркие шестигранные розетки на темно-зеленом фоне, похожие на среднеазиатские орнаменты. Тут нарисован набор цветов в стиле народного искусства.
Перед началом реставрации росписи были составлены подробные схемы-картограммы разрушений и утрат. В процессе была произведена расчистка потолков от более поздних наслоений красочных слоев. Для этого использовались специальные реставрационные смывки, с помощью которых каждый слой удалялся поэтапно. Поскольку росписи нанесены на деревянное основание потолка, после расчистки их покрыли антисептирующим и гидрофобным составами, которые защитят их от влаги и образования плесени.