Управление городской инфраструктурой в Москве с 2022 года вышло на новый уровень, когда в Печатниках открылся единый центр управления для всех служб, отвечающих за жизнеобеспечение столицы. А их более 30. В ситуационном центре работают аналитики, сотрудники ресурсоснабжающих инженерных организаций, которые наблюдают в режиме реального времени за бесперебойным функционированием своих систем и объектов. Они отслеживают все параметры, анализируют сбои, собирают, структурируют и консолидируют поступающие данные. На огромном экране в режиме реального времени выводится самая актуальная и важная информация о работе предприятий КГХ Москвы, состоянии коммуникаций и происшествиях в городе. Ежедневно информационная система центра обрабатывает до 60 тысяч сигналов, в том числе с телеметрических устройств, установленных в городе.
Сосед центра управления комплекса городского хозяйства – Служба 112 – объединяет не только экстренные номера 101, 102, 103, но и аварийные службы, подведомственные департаменту ЖКХ, и многое другое. И это логично, ведь в случае поступления заявки нужно действовать весьма оперативно. В течение полутора минут операторы Службы 112 должны выяснить, что случилось, уточнить адрес, успокоить заявителя, а также узнать другие необходимые детали о происшествии и вызвать на место профильные службы. В случае, если человек, звонящий по номеру 112, не может сориентироваться, ему помогут. Во-первых, специалист сразу видит на карте, откуда звонит абонент. Если человек запутался и, например, сказал название улицы неправильно, то оператор легко поймет, что звонящий имеет в виду. К тому же в экстренных ситуациях специалист может подключиться к находящимся по этому адресу камерам видеонаблюдения, чтобы перепроверить информацию.
В современное время роботом никого не удивишь. Однако мало кто знает, что под землей в Москве они тоже есть. АО "Мосводоканал", которое отвечает за содержание водопроводных и канализационных сетей, может похвастаться целым парком роботов: на колесах, плавучих, проталкиваемых модулями. С их помощью специалисты предприятия отслеживают техническое состояние сетей, проводят плановые проверки и даже ремонтируют водопроводные трубы. Обследование подземных коммуникаций с помощью роботизированной техники проводится в несколько этапов. Сначала специалисты ведомства определяют участок, который необходимо проверить, и конкретные места для запуска робота. Затем его опускают в трубу, а инженер занимает место в передвижном пункте, где оборудован центр управления. Изображение с камеры робота передается на мониторы, а инженер с помощью джойстика управляет машиной в режиме реального времени. Таким образом осуществляется телеинспекция участка. Записанное роботом видео в дальнейшем анализируют, выявляют дефектные участки сетей и принимают меры по их ремонту.
Сканер для большинства обывателей – офисная техника. А вот снежный сканер для московских коммунальщиков – серьезный помощник в работе в период обильных снегопадов. На снегосплавных пунктах установлена автоматизированная система, которая сканирует количество снега в самосвалах, приезжающих туда. Это новшество позволяет следить за объемом принимаемых осадков и в случае перегрузки того или иного пункта менять маршрут грузовика, отправляя его на другую точку. Процесс сканирования довольно быстрый: машина со снегом при въезде останавливается на несколько секунд. Сверху на столбе установлен сканер, он обрабатывает данные, и вся информация передается в единый диспетчерский центр. После этого по команде сотрудника пункта грузовик со снегом может подъезжать к дробилкам.
Схожую технологию применяют при реставрации исторических домов, которой занимаются специалисты Фонда капремонта. Для понимания предстоящих работ и полной картины на объекте они используют 3D-сканирование. Эта технология помогает оцифровать здание и получить о нем абсолютно всю информацию, причем за день. Благодаря этому специалисты видят все элементы снаружи и внутри объекта, включая инженерные сети и коммуникации, даже если они проходят через декор.
Освещенность города – залог безопасности его жителей, поэтому важно при любых поломках в городской подсветке оперативно устранять их. Алгоритм работы сотрудников департамента диспетчерского управления Объединенной энергетической компании (ОЭК) по сетям освещения в случае неполадок отточен, как и вся работа в целом. Например, диспетчеру приходит оповещение о том, что перегорел фонарь. В течение пяти минут он должен направить на место происшествия аварийно-восстановительную бригаду. Диспетчер по карте видит, какая бригада ближе к месту происшествия. В каждом округе у ОЭК круглосуточно дежурят аварийно-восстановительные бригады, а в дневную смену есть и ремонтные бригады.
Инженерные решения, применяемые в работе коммунальных служб позволяют не только оптимизировать процессы, но и производить вторичные ресурсы. Так, на Люберецких очистных сооружениях (ЛОС) с недавних пор внедрена технология, которая позволила вырабатывать электричество из продуктов очистки воды. В процессе фильтрации образуются осадки – сырой из первичных отстойников (серая масса) и избыточный активный ил из аэротенков. Эту смесь направляют в метантенки, где она подогревается до 55 градусов, обеззараживается и находится там около недели, постоянно перемешиваясь и нагреваясь. В процессе метанового сбраживания образуется биогаз – его основу составляет метан, который сотрудники ЛОС используют у себя в котельной, чтобы обогреть всю станцию и метантенки, а часть отправляется на небольшую ТЭС, где вырабатывается электроэнергия, которую очистные сооружения потом берут для обеспечения собственной работы.