Для столичных служб подготовка к зиме начинается осенью. На базах ГБУ "Автомобильные дороги", где уборочные и поливочные машины проходят техобслуживание и плановый ремонт, в октябре начинается замена сезонного навесного оборудования. Переобувают московскую спецтехнику в цехах под тщательным контролем специалистов, которые проводят обследование машин, диагностику их состояния и при необходимости ремонтируют износившиеся или поломанные элементы.
Коммунальный парк техники представлен самыми современными образцами специальных машин: лаповыми снегопогрузчиками, комбинированными машинами, грузовиками, разбрасывателями противогололедных материалов, тракторами и мини-погрузчиками. Есть и роторная техника, с помощью которой с дорог снег выбрасывают на обочину, где он тает на газонах.
В основной массе зимой используются два вида спецтехники: автомобиль на базе КАМАЗа, который убирает снег и обрабатывает дороги противогололедными материалами (ПГМ), а также компактная техника для уборки снега с тротуаров. Большая машина оборудована бункером для твердых противогололедных материалов, его вместимость около 8 кубометров ПГМ. Этого хватает на 10-15 километров обработки дорожного полотна. А спереди грузовика устанавливается ковш. Маленькая машина также способна обрабатывать дороги и тротуары противогололедными материалами и имеет щетку для уборки снега.
Тип дороги напрямую влияет на вид спецтехники, которую задействуют в уборке полотна. Например, на высокоскоростных магистралях и многополосных дорогах работают крупногабаритные плужно-щеточные машины, которые двигаются в колонне и сметают снег в лотковые зоны на обочинах. В дальнейшем самосвалы вывозят сугробы на утилизацию.
В уборке тротуаров и пешеходных зон участвует малогабаритная техника, которая не мешает проходу пешеходов и легко маневрирует в ограниченном пространстве. В труднодоступных для машин местах улицы чистят бригады ручного труда. Некоторые объекты столицы требуют особенно бережного ухода, как, например, Парящий мост в парке "Зарядье". От снега его очищают с помощью ручного ротора с синтетической щеткой, чтобы не повредить покрытие.
При обильных осадках к уборке дворов приступают только после обязательной очистки снега и наледи с крыш жилых домов. Там техника не применяется – все работы проходят вручную – усилиями коммунальщиков. В первую очередь они расчищают кровли зданий, выходящих на основные магистрали, пешеходные зоны, детские площадки и входы в подъезды. Участки, на которых идут работы, огораживаются заградительными лентами, чтобы уберечь пешеходов.
Существует и порядок уборки московских улиц. В первую очередь спецтехника чистит пешеходные переходы, подъезды к больницам, станциям скорой помощи, школам и детским дошкольным учреждениям, подходы к остановкам общественного транспорта, станциям метро, МЦК и МЦД. Особое внимание коммунальные службы уделяют уборке эстакад и мостов.
На городских дорогах и МКАД снег подметают после выпадения каждых пяти сантиметров покрова. Накат на магистралях и крупных проспектах убирают полностью, до асфальта. Это же касается автодорог, в том числе Садового и Бульварного колец, Третьего транспортного кольца.
К началу снегопада московские коммунальные службы, как правило, готовы примерно за сутки. Актуальные данные они получают от столичной метеослужбы, которая составляет аналитические справки о погоде в городе и прогнозы на ближайшие часы, сутки и дни. К слову, время уборки московских улиц тоже имеет конкретные сроки и параметры. Снег с дорог и тротуаров коммунальщики обязаны убрать в течение двух-четырех часов, а вывезти – в течение 12 часов. Если снегопад затяжной, уборочная техника обязана выходить на очистку дорожного полотна каждые четыре часа.