Сталинские высотки – один из символов Москвы и советской архитектуры. Эти дома узнаваемы и привлекают внимание. В темное время суток их красоту и величие подчеркивает архитектурно-художественная подсветка. Корреспондент РИА Недвижимость забрался на крышу высотки на Котельнической набережной, чтобы узнать, как специалисты Объединенной энергетической компании следят за освещением дома.
Сияние архитектуры
Одна из семи сталинских высоток – жилой дом на Котельнической набережной на месте слияния Яузы с Москвой-рекой. Здесь есть все необходимые для жизни сервисы услуг и инфраструктура, что делает дом городом в городе. Сюда каждую неделю наведываются специалисты Объединенной энергетической компании (ОЭК), в ведении которых находится наружное освещение здания, в том числе и его архитектурно-художественная подсветка (АХП). В компании представителя департамента наружного освещения и АХП ОЭК Романа Букатова и монтажников-высотников мы поднимаемся на крышу 17-этажной секции.
Высотка на Котельнической набережной – настоящая визитная карточка города. Таким зданиям уделяется особое внимание, и работы по техническому обслуживанию и эксплуатации архитектурно-художественной подсветки проводятся еженедельно.
Монтажник-высотник во время обслуживания оборудования на внешней стороне высотного здания на Котельнической набережной
"В связи с тем, что архитектура здания уникальна и имеет многогранность различных форм, то обычная техническая эксплуатация с автовышек и гидроподъемников невозможна. Сегодня монтажники проверяют работоспособность осветительного оборудования, целостности кабельных линий и самих осветительных приборов", – рассказывает он, пока монтажники готовятся к осмотру и крепят карабины.
По словам Букатова, первая установка архитектурно-художественной подсветки на Котельнической высотке появилась в 1995 году и имела чуть более 500 осветительных приборов, а в 2018 году была разработана и реализована новая концепция подсветки здания и также передана в эксплуатацию в АО "ОЭК". Численность осветительных приборов на Котельнической высотке сейчас насчитывает более 2200 штук.
За светильниками внимательно следят – вышедшие из строя лампы своевременно меняют на новые.
"Так как здание большое и на нем огромное количество светильников, то заметить угасший один прибор простым взглядом тяжело. Но при техобслуживании бригада отслеживает контроль горения каждого из них. Осмотр – раз в неделю всех углов и сторон здания, где есть АХП", – поясняет Букатов.
Монтажники-высотники во время обслуживания оборудования на внешней стороне высотного здания на Котельнической набережной
Эксперт добавляет, что срок полезного использования оборудования в наружном архитектурном освещении составляет пять лет, но это не значит, что оно выходит из строя по истечении срока. Стоит учитывать и воздействие внешней среды: погодные условия, намерзание, промывку фасадов.
"У нас есть приборы, которые работают 20 лет, мы меняем только лампу и все. Состояние и срок службы зависит и от качества обслуживания. Помимо этого, мы ведем учет запасов оборудования, технический персонал тоже докладывает своевременно о замене, подаем заявки, делаем закупки, чтобы все на склад поступало вовремя и процесс эксплуатации не останавливался", – отмечает представитель ОЭК.
Поправка на погоду
В работе с АХП бывает несколько видов осмотров: локальный, полный и внеплановый – например, в преддверии знаковых дат и государственных праздников, когда здание должно светиться определенным цветом. В этом случае ОЭК ориентируется на "Моссвет", чьи сотрудники отвечают за разработку светодинамических сценариев, согласовывая их с правительством Москвы.
"Нашим подразделениям дают указания включить в тех или иных тонах лампы, которые имеют возможность изменения цвета. В Москве две с лишним тысячи установок архитектурного освещения и более 800 из них имеют светодинамику", – поясняет Букатов.
Монтажники-высотники во время обслуживания оборудования на внешней стороне высотного здания на Котельнической набережной
Между тем, специалисты уже готовы приступить к работе, несмотря на пасмурную и ветреную погоду. Как отмечает электромонтажник-высотник Владимир Жатов, эта высотка – один из самых сложных объектов в силу своего расположения.
"Это здание находится на более открытой поверхности по сравнению с другими. Пространство и река – это коридор для ветра. Высотка так расположена, что со стороны Таганки ветра загоняются в конус. Поэтому здесь всегда свистит ветер. Если он усиливается, то мы можем приостановить работу, если это угроза для нас. То же самое и с дождем. Но если просто моросит, то можно работать", – объясняет он.
Монтажник-высотник во время обслуживания оборудования на внешней стороне высотного здания на Котельнической набережной
Так или иначе специалисты, учитывая погоду, исходят из той задачи, которая перед ними стоит. "В случае долгого монтажа погода играет роль, а если просто заменить фонарь, то опытный монтажник сделает это за 10 минут, поэтому работать можно и в менее комфортных условиях. Зимой здесь на 2-3 градуса холоднее, чем в городе, так как сильный ветер и влажность из-за реки", – поясняет Жатов.
В любом случае, указывает монтажник, важна диагностика, которая дает полную картину и понимание дальнейших действий. "Иногда бывают проблемы не с самими фонарями, а контакт отошел или еще что-то случилось. Мы все выясняем при осмотре. Специалист опускается по тросу на световое оборудование и проверяет наличие напряжения, качество и наличие сигнала управления фонарем, а уже потом принимает решение о дальнейших мерах", – заключает монтажник.