В октябре с доходного дома Шамшина на Знаменке наконец-то сняли строительные леса – на объекте завершился комплекс работ по реставрации уличного фасада, в рамках которого зданию вернули исторические балконы. Корреспондент сайта "РИА Недвижимость" посетил обновленный дом и узнал у специалиста Фонда капитального ремонта (ФКР) Москвы, какие сложности возникали в процессе работ и как к обновленному облику здания отнеслись жители.
Аварийная красота
Хотя дом 8/13 по улице Знаменка зачастую причисляют к проектам знаменитого архитектора Шехтеля, он подключился к строительству здания не с самого начала. Возводить его начал архитектор Благовещенский, к которому обратился владелец земельного участка, купец второй гильдии Шамшин, занимавшийся медными проводами и кабелями.
"Благовещенский реализовал проект в виде шестиэтажного доходного дома, однако заказчик посчитал, что декор вышел скромным и недостойным такого элитного местоположения. Поэтому доделывал работу уже Шехтель. По его проекту на доме доделали круглый эркер, угловую колонну-тюльпан и, конечно, бельведер, который в некотором смысле вторит бельведеру соседнему дому Пашкова", – рассказывает начальник управления службы технического надзора ФКР по объектам культурного наследия Даниил Лосин.
Доходный дом А. И. Шамшина на улице Знаменка после реставрации
Благодаря Шехтелю на доме в том числе появилась фризовая часть с лепным декором, "поддерживающая" карниз, и линейные балконы, опоясывающие фасады. Именно эти балконы, по словам Лосина, повлияли на решение о проведении реставрационных работ.
"Когда-то – к сожалению, история не сохранила точной даты, – эти балконы были демонтированы. Предположительно такое жесткое решение приняли из-за их аварийности. Их, по сути, срезали с фасадов, а места крепления отремонтировали крайне некачественно, из-за чего на этих участках началось отслаивание глазурированной плитки в виде кирпичей. К началу реставрационных работ по фасаду сложилась по-настоящему аварийная ситуация: плитка практически отваливалась пластами, создавая угрозу и для жителей дома, и для пешеходов", – комментирует специалист ФКР.
Так как покрытие фасада входило в список предметов охраны, власти Москвы приняли решение субсидировать реставрационные работы в рамках общегородской программы.
Старые-новые
Глядя на доходный дом Шамшина со стороны Знаменки, сложно представить, что балконов с узорчатыми решетками не было еще пару месяцев назад – на обновленном фасаде "новодел" не смотрится инородно. Чтобы добиться исторической достоверности и лаконичности дизайна, специалисты ФКР и реставраторы тщательно изучили архивные материалы и фотографии.
"Восстановление было выполнено в полном объеме согласно изначальной задумке Шехтеля: восстановили исторический рисунок балконных оград, форму и объем самих площадок. Сначала мы расчистили заштукатуренные места, где сохранились остатки закладных балок, демонтировали ржавые элементы, сделали новые крепежные элементы и далее – декоративное оформление балконов", – поясняет Лосин.
По его словам, во время реставрации одной из приоритетных задач было сохранение спокойствия жителей дома. Восстановлением балконов специалисты занимались с улицы, чтобы не беспокоить собственников. Реставраторам также пришлось искать нестандартный способ сохранения баланса между обликом здания и желанием жильцов, отмечает Лосин.
"Дело в том, что изначально на исторические балконы вели дверные проемы, которые после демонтажа превратились в окна. Не все жильцы захотели возвращать эти двери на место. Поэтому мы пошли на компромисс и тем собственникам, кто отказался, сделали фальшдвери. Снаружи они ничем не отличаются от функционирующих дверных проемов, а из квартиры – это то же самое окно, что и раньше", – рассказывает специалист ФКР.
Свой дизайн
В рамках реставрации доходного дома Шамшина специалисты также провели дефектовку аварийных участков глазурированной плитки: сохранившуюся – очистили, утерянные участки – восстановили по образцам.
"Плитка получилась немного разного оттенка, и при солнечном свете можно наблюдать, как она "играет", создавая некий эффект мозаики", – обращает внимание Лосин.
На основании полукруглого эркера расчистили и докомпоновали лепной декор, обновили и внушительный подъездный козырек на цепях и его наличник в стиле модерн. На фризовой части под венчающим карнизом также провели докомпоновку.
"Плюс, в рамках ремонтных работ без реставрации мы приводим в порядок дворовый фасад дома – там простой сухой декор в виде покрашенного кирпича, достаточно изящный, но не пестрый", – отмечает Лосин.
В отличие от внешнего, внутреннее убранство дома 8/13 в ремонтных и реставрационных работах не нуждается – дизайн подъезда напоминает, скорее, входную группу музея, чем жилого здания. Из предметов охраны здесь сохранились шехтелевские венки на стенах и лестницы, а вот роспись на стенах и потолках, современное лифтовое оборудование и красивые витражные окна – полностью заслуга жителей, говорит управляющий домом Олег.
"До 1996 года здесь были коммунальные квартиры, потом квартиру купил один состоятельный человек, закончил ремонт у себя и решил за свои же деньги отремонтировать подъезд для всех жителей. За 8 месяцев переделали все, включая коммуникации, от первого до шестого этажа. Ремонт вышел настолько качественным, что остается неизменным с 2001 года", – подчеркивает управляющий.
По его словам, для дизайна подъезда скрупулезно подбирали даже состав штукатурки, чтобы та не трескалась от вибраций, ведь прямо под домом проходит метро.
"На сегодня картинка по фасадам изменилась, конечно, в лучшую сторону. Дом замечательно преобразился", – оценивает управляющий.