МОСКВА, 6 июн - РИА Недвижимость. Часть владельцев гостиниц, работающих под брендами уходящей из России сети Marriott, возможно, будет оспаривать односторонний разрыв отношений, однако вне российской юрисдикции это будет сделать непросто, считает глава практики гостиничного бизнеса юридической фирмы Denuo Павел Ельников.
Ранее Marriott International (также работает под брендами Sheraton, Ritz-Carlton, Renaissance) объявила о приостановке всей операционной деятельности на территории России, пояснив это невозможностью продолжать работу в условиях ограничений со стороны США, Великобритании и ЕС. В России под брендами сети работают более 20 отелей.
Уход Marriott является вынужденной мерой, хотя прямого законодательного запрета на продолжение работы в России в данном случае нет, прокомментировал РИА Недвижимость Ельников. По словам юриста, контракты на управление и франчайзинг всех крупных международных гостиничных операторов, включая Marriott, обычно предусматривают возможность одностороннего расторжения только в случае, если собственник гостиницы включен в санкционный список.
"Несколько случаев разрывания контрактов по этому основанию мы наблюдали за последние несколько месяцев на фоне расширения санкционных списков. Однако в данном случае об этом нет речи, так как контракты будут разрываться и с теми собственниками, которые под санкции не попали", - отметил он.
Ельников рассказал, что, как правило, гостиничные контракты подчинены английскому праву и не предусматривают возможности для их прекращения в одностороннем порядке по не предусмотренным в них основаниям. Односторонний отказ от договора вопреки его положениям предполагает возмещение убытков, если Marriott не договорится с собственниками о компенсации и, соответственно, расторжении контрактов по соглашению сторон.
Размер компенсации в таких случаях оговаривается на индивидуальной основе, уточнил собеседник агентства. Однако формулировки сообщения о невозможности продолжения работы в России, скорее, предполагают односторонний и быстрый отказ от договоров и отключение от всех централизованных систем, нежели переговорный процесс, который может растянуться на месяцы, прежде чем гостиница утратит право пользоваться брендом.
«
"Мы предполагаем, что часть собственников будет отстаивать свои интересы в суде, хотя сейчас есть некоторые практические сложности в ведении судебных процессов вне России, хотя и преодолимые", - сказал Ельников, уточнив, что обычно такие контракты предусматривают разрешение споров в Лондонском международном третейском суде (LCIA) или подобных арбитражных учреждениях.
Также, по словам Ельникова, собственники гостиниц могут воспользоваться предоставленной указом президента от 27 мая 2022 года возможностью сохранить бренд вопреки желанию правообладателя. Но на данный момент применимость положений указа к рассматриваемой ситуации не является однозначной, а официальные разъяснения в отношении правил его применения, как и соответствующая практика, отсутствуют.