Первые прообразы современного уличного фонаря появились в Древней Греции более двух с половиной тысяч лет назад. Для освещения улиц на треножниках устанавливали чаши, наполненные маслом. А в Древнем Риме примерно в то же время начали использовать сделанные из бронзы масляные фонари. Их обычно размещали в отдельных держателях на стенах. В современном Риме световые опоры зачастую хранят исторический облик и органично вписываются в архитектуру города. Увидеть красивейшие фонари, в частности, можно у дворца Палаццо Поли и легендарного фонтана Треви.
Средневековая Европа с понятием "уличного освещения" знакома не была: здесь тоже использовали масляные лампы или переносные фонари. Первые уличные фонари появились в начале XV века в Лондоне: это был фитиль, опущенный в масло. Город стал первой столицей в Европе, перешедшей на освещение с помощью электрической дуговой лампы Павла Яблочкова – в конце XIX века в городе появились тысячи таких уличных фонарей.
Сегодня большинство лондонских фонарей электрические, но осталось и около 1,5 тысячи газовых. В основном их можно увидеть возле выдающихся исторических зданий – таких, как Букингемский дворец, Вестминстерское аббатство, Сент-Джеймский дворец.
Еще один город романтичных фонарей – Венеция. Светильники в этом городе выполнены из розового венецианского стекла. Первые образцы византийского стекла венецианцы в XIII веке привезли из Константинополя, и постепенно вышли на очень высокий уровень его изготовления. В XVIII веке Венецию оккупировали французские войска, производство стекла практически сошло на нет, а старинные технологии частично утратились. Производство возобновилось только в середине XIX века, когда адвокат Антонио Сальвиати основал в Мурано завод, производивший изделия по традиционным венецианским технологиям.
В 1730 году императрица Анна Иоанновна издала указ, после которого в городе появились первые фонари. Их разместили в Кремле, Китай-городе, Белом и Земляном городах и на больших улицах. Горели они не каждый день – только по особому распоряжению. А света от них было, как от пары свечей. Постепенно на смену маслу пришел керосин, затем газ. В год открытия памятника Александру Пушкину – 1880-й – рядом с монументом установили и газовые фонари. Они были спроектированы архитектором Иваном Богомоловым, который также руководил строительно-монтажными работами по установке памятника Пушкину. В 1930-е эти фонари стали электрическими.
Уже более 10 лет Москва преображается благодаря программам благоустройства, и на каждой обустраиваемой территории меняются или устанавливаются дополнительные опоры освещения. Они выполняются либо в историческом стиле – как это было сделано, например, в ходе реставрации Большого Каменного моста, где фонари восстанавливались по историческим чертежам, либо меняются на новые и современные. Так, в частности, произошло на острове Балчуг – часть новых опор освещения на острове выполнена в современном стиле, а другие напоминают старинные газовые светильники. "Изюминкой" проекта благоустройства острова Балчуг стал Репинский сквер, созданный к 800-летию Москвы в 1947 году. Фонари здесь выполнены в стиле конца 1940-х годов.
Еще одна гордость Москвы – это "умные" фонари, которые могут складываться, что позволяет энергетикам не задействовать специализированную технику для работы на высоте и регулировать яркость. Такие есть, например, в районе Марьино. Их разместили здесь в рамках пилотного проекта в 2018 году, но сегодня Москва в целом настроена на то, чтобы освещение по всему городу становилось интеллектуальным. Помимо эффективной конструкции, у новых светодиодных фонарей есть еще одна "фишка" – модуль индивидуального управления. С его помощью специалисты АО "Объединенная энергетическая компания" (ОЭК) могут удаленно контролировать работоспособность каждого отдельного фонаря , а также объединять их в группы по зонам освещения.
Все новые фонари, которые появляются в городе сегодня – энергоэффективные. С 2015 года специалисты комплекса городского хозяйства реализуют программу по замене натриевых и галогеновых ламп на современные светодиодные светильники. За это время в Москве установили более 190 тысяч таких светильников– они дольше служат и позволяют экономить до 30% электроэнергии. В 2022 году в рамках соответствующей программы поменяют 6,3 тысячи светильников.
С начала XVIII века фонари, заправляемые конопляным маслом, стали появляться на улицах Санкт-Петербурга. Многие из них отреставрированы и сохранены. Например, фонари-торшеры с восьмигранными застекленными плафонами на столбах в виде колонн коринфского ордера на чугунной тумбе. Они находятся в центральной части площади и входят в состав мемориала "Борцам революции". Фонари спроектировали для Благовещенского моста в 1849 году, а в 1934-м перенесли на Марсово поле. В прошлом году восемь наиболее пострадавших от времени осветительных конструкций отреставрировали.