Сегодня в Москве по тротуарам и пешеходным зонам уже не ездят громоздкие снегоуборочные машины. На смену им пришла малая маневренная техника, которая не мешает пешеходам и проходит везде. Коммунальный парк столицы представлен самыми современными образцами: такими как комбинированные машины, лаповые снегопогрузчики и самосвалы, распределители противогололедного материала, тракторы, мини-погрузчики. Когда площадь уборки является относительно небольшой или освободить от снега необходимо узкие места, где не пройдет машина, на помощь приходят ручные бензиновые снегоуборщики.
Во время сильных снегопадов к уборке привлекают лаповые снегопогрузчики СНП-17, ДМ-09 и АМКОДОР 37.Погрузка снега в кузов самосвалов происходит при помощи конвейерной ленты и двух специальных лап, работающих поочередно, поэтому в народе эту технику называют "золотыми ручками". Мощность такой машины доходит до 300 кубометров снега в час, что примерно равняется объему кузовов 15 КамАЗов. Работники снегосплавных пунктов отмечают, что снег после "золотых ручек" становится мягким, и его проще размельчать.
Распространенная практика последних лет – использование роторных машин для переброски снега на газоны. "Когда мы сметаем первый вал снега в лотки, он чистый, белый. Так почему бы не перебросить его на газон и не напоить землю влагой?", – объясняет мотивацию коммунальщиков руководитель ГБУ "Автомобильные дороги" Александр Орешкин. Массово применять такой способ уборки начали во время крупных снегопадов зимой 2018-2019 годов.
Конечно, роторы в Москве используют не только с этой целью. Часто с их помощью снег собирают в кучи или загружают в самосвалы для вывоза на снегосплавные пункты. В этих случаях техника перебрасывает снег в нужном направлении, в том числе и вперед.
Справляться с потоками машин сотрудникам снегосплавов помогают умные лазерные сканеры. Автоматизированная система, установленная у ворот, сканирует объем груза в машинах, и за секунды передает данные на монитор компьютера в единый диспетчерский центр. Процесс разгрузки контролируется оператором с помощью системы видеонаблюдения. Если снега больше, чем в данный момент можно принять, он складируется на площадку и утилизируется позже. В случае перезагрузки того или иного пункта диспетчеры при помощи системы видеонаблюдения могут менять маршрут грузовика, отправляя его на другую точку.
На пунктах, где сугробы утилизируют через систему канализации, устанавливают современное оборудование для устранения неприятных запахов. В частности, в рамках подготовки к грядущему зимнему сезону такое нововведение появилось на снегосплавном пункте "Черемушкинский" на юго-западе Москвы. Дополнительно вокруг площадки с дробилками возвели каркасно-модульный ангар и шумопоглощающие панели, чтобы минимизировать запахи и звуки от спецтехники.
Далее вода поступает на городские очистные сооружения, где проходит полный комплекс очистки: механическую, биологическую, с обеззараживанием и удалением вредных примесей. При этом самым современным элементом блока удаления биогенных элементов являются аэротенки. На этом этапе в воду поступает так называемый ил – микроорганизмы, которые предназначены для биохимического окисления органики, и происходит глубокая очистка воды от азота и фосфора.
На последнем этапе вода проходит через полностью автоматизированный блок ультрафиолетового обеззараживания. К примеру, на Люберецких очистных сооружениях вода обеззараживается, проходя через восемь каналов с установленными УФ-лампами. Технология обработки ультрафиолетом полностью уничтожает бактерии и вирусы и при этом является экологически чистой. После этого сточные воды можно сбрасывать в озера и реки. Кстати, они по определенным показателям не уступают по составу воде из Москвы-реки.