Задумывались ли вы, через какие тернии проходит вода, прежде чем попасть в квартиры москвичей? Песок и уголь, озон и ультрафиолет – вот далеко не полный перечень этапов, превращающих водопроводную воду в полезный и безопасный "водный фреш". Как очищают воду в промышленных масштабах и в какой день года москвичи потребляют больше всего воды, РИА Недвижимость рассказал директор Западной станции водоподготовки "
Мосводоканала" Андрей Смирнов.
Двое у руля
Большая часть процессов на Западной станции (ЗСВ) автоматизирована, поэтому за всеми этапами очистки – от забора воды до ее подачи потребителю – фактически следят два человека: диспетчер станции и сменный инженер цеха очистки воды. Диспетчерскую называют "сердцем станции", здесь установлено множество мониторов и несколько телефонных аппаратов. Периодически раздаются звонки, на которые отвечает диспетчер.
"На берегу Москвы-реки установлена станция мониторинга, которая выдает нам 10 показателей. Мутность, pH, электропроводность, температура воды, растворенный кислород, цветность, аммоний-ион, железо, фосфаты и хлориды – все это мы видим в онлайн-режиме", – рассказывает Смирнов.
Почасовой контроль
За качеством воды, которую пьют москвичи, круглосуточно следят специалисты центра контроля качества воды. На каждой станции водоподготовки есть лаборатория, где вода подвергается химическому, микробиологическому и гидробиологическому анализам. Проверка качества воды происходит на всех этапах очистки.
Пробы здесь берут каждые 4 часа – такой подход позволяет быстро реагировать на меняющиеся показатели. Если ухудшились показатели в отстойнике, меняются заданные режимы реагентной обработки воды. Вырос показатель алюминия – что-то с дозированием коагулянта. Увеличился показатель остаточного хлора – значит, надо корректировать режим дозирования гипохлорита натрия.
Дополнительные запасы чистой питьевой воды хранятся в резервуарах – это делается на случай перерасхода воды и аварийных ситуаций. Кстати, больше всего воды москвичи потребляют в последний день лета, когда возвращаются с дач и из отпусков.
Всего на Западной станции пять резервуаров питьевой воды общим объемом 240 тысяч кубометров, что сопоставимо с объемом бассейна "Москва", самого большого открытого плавательного бассейна в
СССР. А общий объем воды, поданной станцией за все годы ее работы, сравним с размерами Чудского озера.
Западная станция водоподготовки – одна из четырех станций в Москве, которая обеспечивает горожан питьевой водой. Построенная в 1964 году, она ежесуточно поставляет в город 960 тысяч кубических метров чистой питьевой воды, что составляет около 33% от подачи всех станций. Продукцию ЗСВ пьют в 45 южных и юго-западных муниципальных районах Москвы, где проживает более 3,5 миллиона человек. Также вода этой станции подается в Видное, Дзержинский и населенные пункты Ленинского района Подмосковья.
Безопасная "хлорка"
Западная станция первой в
Москве ушла от применения опасного для здоровья хлора и перешла на водный раствор гипохлорита натрия. "По своим химическим свойствам этот реагент сопоставим с действием жидкого хлора, но при этом на два порядка безопаснее", – отмечает Смирнов.Вслед за ЗСВ этот опыт к 2012 году переняли и остальные московские станции.
На территории станции три склада гипохлорита натрия – этого хватает, чтобы обеспечить 30-суточный запас реагента. Данное вещество прибывает сюда в автоцистернах и перекачивается с помощью насосных агрегатов в 90-кубовые емкости. Директор ЗСВ демонстрирует колбу с водой желтоватого цвета – это и есть тот самый обеззараживающий реагент.
Его добавляют в воду дважды: сразу на входе (непосредственно в водоводы первого подъема), перед тем как вода из Москвы-реки поступает на сооружения станции, и на последнем этапе приготовления питьевой воды, чтобы она не потеряла полезных свойств в процессе транспортировки. Если воду нужно подать в дом со станции, да еще, допустим, на высокий этаж, по трубам она будет идти не один час, и именно гипохлорит защитит ее от повторного загрязнения.
Установка умягчения воды, которая находится на складе, позволяет разбавить концентрированный раствор гипохлорита натрия, чтобы уменьшить количество солей жесткости, содержащихся в воде, и предотвратить обрастание технологических трубопроводов. Руководит насосами-дозаторами и регулирует дозы сотрудник диспетчерской.
Попадая на станцию из Москвы-реки, вода распределяется на четыре разных блока. Первый блок построили в 1964 году, и здесь применяется традиционная технология очистки: в воду добавляют реагенты, которые убирают взвешенные вещества и дезинфицируют воду. Затем она проходит процесс отстаивания и более осветленная переходит на следующий этап – фильтрование. Воду пропускают сквозь слой песка, который выполняет функцию фильтра, определенной фракции – от 0,8 до 1,2 миллиметра. Этот этап очистки позволяет удалить из воды оставшиеся загрязнения. Завершает цикл обработки воды - добавление в воду гипохлорита натрия и аммиачной воды.
Второй блок, построенный в 1979 году, также включает в себя классическую технологию, с применением реагентов, отстаивания и фильтрования воды сквозь слой песка. Конструктивы сооружения здесь уже современнее – трехъярусные отстойники, фильтры с однослойной загрузкой.
Но самые современные блоки построены уже после 2000-х годов.
Нужен ли фильтр дома?
Вода в Москве-реке очень подвержена антропогенному воздействию. Выше по течению находится много ферм, садовых хозяйств, птицефабрик, которые во время таяния снегов могут оказать влияние на водоисточник. Но на страже качества воды, помимо уже упомянутых реагентов, самые современные технологии – обработка озоном, сорбция на гранулированном активированном угле, ультрафиолетовая обработка воды и применение ультрафильтрационных мембранных технологий.
Гордость станции –блоки 3 и 4, построенные уже в 2000-е годы. Очистка воды на первом блоке производится с применением озоносорбционной технологии — с использованием вторичного озонирования и сорбцией на гранулированном активированном угле. В очистке на втором блоке задействовано также ультрафиолетовое излучение. К слову, те москвичи, которые устанавливают у себя дома
фильтры с угольными картриджами, по сути, фильтруют уже очищенную таким же образом воду.
Пять кругов очистки
Поэтапно процесс очистки воды на современном четвертом блоке ЗСВ можно описать так. Сначала вода из Москвы-реки первично озонируется в контактных камерах озонирования и подается в смеситель, где в нее добавляется реагент. Далее в камерах хлопьеобразования реагент начинает притягивать к себе все загрязнения из поступившей природной воды, в процессе образуя еле видимые глазу хлопья. И уже в отстойниках хлопья, постепенно принимая на себя все больше и больше загрязнений, становятся тяжёлыми и оседают на дно сооружения, и вода становится светлее.
Следующий этап – вторичная обработка озоном – происходит в контактных камерах озонирования. Пузырьки озоновоздушной смеси окисляют все органические вещества, которые есть в воде, тем самым обеспечивая глубокую очистку воды от органических примесей и улучшают воду по органолептическим свойствам (запах, цветность, привкус).
Этап обработки ультрафиолетовым излучением директор ЗСВ сравнивает со специальным солярием для воды. "Обработка определенным спектром луча позволяет расщепить все остальные оставшиеся органические вещества и улучшить санитарно-эпидемиологические свойства воды. Этот процесс можно наблюдать только здесь, на Западной станции. Больше вы нигде его не встретите", – отмечает он.
После этого вода проходит этап фильтрования сквозь слой гранулированного угля и песка. И далее через дренажную систему вода подается на финальную стадию приготовления – мембранную фильтрацию.
В зале мембранной ультрафильтрации порядка 3,3 тысяч мембран. Благодаря их тончайшим порам вода здесь очищается до состояния идеальной молекулы воды – 0,02 микрона. Если прокалывать иголкой, отверстие будет в десять раз больше.
Мембрана задерживает все взвешенные вещества, оставляя необходимые человеку соли, кальций, магний, и на 99,9% устраняя вирусы и бактерии. Как и любой картридж, раз в пять-шесть лет она нуждается в обновлении, поскольку полимерные волокна со временем приходят в негодность.
Получившуюся в результате очистки воду директор Западной станции не без гордости называет "водным фрешем". Дегустаторы, которым доводится попробовать воду на станции, сходятся во мнении, что вода - "живая", похожа на родниковую и вкуснее бутилированной.
Московская вода: что мы пьем и сливаем в реки