Банкротство физических лиц в последнее время стали называть списанием долгов, и под таким соусом эта непростая процедура превратилась в очень востребованную у населения услугу. Во многих подъездах можно увидеть объявления о банкротстве под ключ, обнулении долгов и тому подобных "радужных" перспективах. Юристы рассказали читателям сайта "РИА Недвижимость", как из-за необдуманной процедуры банкротства можно лишиться жилья и всей недвижимости, испортить репутацию или даже подвергнуться уголовному преследованию.
Легенда о списании долгов
Самое большое заблуждение относительно личного банкротства состоит в том, что его действительно считают списанием долгов. В представлении простых людей процедура выглядит как "суд понял, что с меня нечего взять, поэтому мне больше не надо ничего платить", и только начав процедуру, должник понимает, что реальное положение дел сильно отличается от этого.
Такое мнение возникло из-за рекламных объявлений компаний, который работают с личным банкротством, часто в слоганах они используют такие фразы, как "Банкротство физических лиц под ключ", "Спишем ваши долги без рисков", "Списание долгов. Свобода от долгового рабства!", сетует младший юрист практики банкротство консалтинговой компании "Кучерена Групп" Полина Педан.
"Однако большинство из подобных организаций умалчивают об имущественных потерях, уголовном наказании, рисках и последствиях самой процедуры", – подчеркивает она.
Отдельную категорию составляют люди, которые в реальности не имеют безнадежных долгов или тяжелой жизненной ситуации, а просто, включив "природную смекалку" и поддавшись на магию рекламных объявлений, решают объявить себя банкротами, чтобы не выполнять имеющиеся обязательства. Однако такая "маленькая хитрость" тянет на уголовное преступление, предупреждают юристы.
"Компании, которые предлагают "банкротство под ключ", назовем их "помощниками", частно подвигают граждан к банкротству, когда в действительности человек не обладает признаками банкрота. Иными словами, такие предложения поступают к людям, которые просто ощущают сильное долговое бремя, но могут с ним справиться", – объясняет юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.
Такие "помощники" предлагают имитировать задолженность, продолжает он. Например, оформить фиктивные займы, которые позволяют увеличить сумму задолженности 500 тысяч рублей и возбудить дело о банкротстве (именно такая минимальная задолженность должна быть у физического лица, чтобы по закону он мог считаться банкротом).
При этом, несмотря на обилие объявлений, содержащих услугу "банкротство под ключ за 30 тысяч рублей", качественное юридическое сопровождение процедуры банкротства стоит намного дороже, добавляет управляющий партнер адвокатского бюро "Пропозитум" Дмитрий Галанцев. Объявления с завлекающими ценами, как правило, преследуют только одну цель – сделать так, чтобы клиент позвонил. Затем начинается его обработка, после которой действительная стоимость сопровождения банкротства увеличивается в десятки раз.
"У нас есть клиент, который обратился к нам, имея опыт работы по подобному объявлению. К моменту обращения к нам, он уже потратил более 2 миллионов рублей", – вспоминает он.
Воспользоваться услугами "банкротство под ключ" – это очень плохая идея. Есть риск того, что человека могут привлечь к уголовной ответственности по статье 196 УК РФ "Преднамеренное банкротство" и статье 197 УК РФ "Фиктивное банкротство, отмечает Хантимиров.
В первом случае гражданин должен совершить действия, заведомо влекущие неспособность удовлетворить требования кредиторов, продолжает он. Например, продать все свое имущество за бесценок. Для того чтобы в действиях человека появился состав уголовного преступления, ущерб кредиторам должен составить более 2,25 миллиона рублей. Во втором случае гражданин должен заведомо ложно объявить себя банкротом в СМИ. Ущерб кредиторам должен составить от этого более 1,5 миллиона, объясняет эксперт.
Правда о личном банкротстве
Важно понимать, что в процедуре личного банкротства как таковой нет ничего незаконного или "страшного": она не подразумевает ни тюремного заключения, ни долговой ямы (что бы это ни значило).
Человек, который не в состоянии исполнить финансовые обязательства перед кредиторами, может быть признан решением суда банкротом, объясняет Галанцев. На банкротство может рассчитывать каждый гражданин РФ один раз в 5 лет при наличии долга более 500 тысяч рублей и неисполнении обязательств по оплате более трех месяцев. В результате проведения процедуры обязательства перед кредиторами гасятся путем реализации имущества должника, и только та часть долга, которая превышает стоимость этого имущества, списывается.
При этом банкротство не проходит для гражданина бесследно, предупреждает Хантимиров.
После завершения процедуры он столкнется с рядом сложностей, в том числе:
- в течение трех лет гражданин не сможет занимать управленческие должности в юридических лицах;
- пока длится производство по делу о банкротстве, суд может запретить гражданину выезжать за границу;
- в течение пяти лет после завершения дела о банкротстве гражданин обязан сообщать своим кредиторам об этом факте. При этом его кредитная история будет испорчена надолго.
Кроме того, законодатель предусмотрел и ряд долгов, которые не списываются в процедуре банкротства физических лиц, добавляет Педан. К ним относятся: требования кредиторов по текущим платежам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, субсидиарная ответственность, возмещении гражданином убытков, причиненных им юридическому лицу, участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин, долги, если вред был причинен умышленно или по грубой неосторожности.
Долги в том числе не подлежат списанию, если вступило в силу решение суда о привлечении должника к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве или за фиктивное банкротство.
То есть банкротство нужно рассматривать как действительно крайнюю меру.
Не прячьте ваши денежки
Еще одно обещание фирм, "помогающих списать долги", – это сохранность имущества, в том числе и недвижимого. Нужно понимать, что это практически неосуществимая вещь, предупреждают эксперты.
Не стоит пытаться скрыть свое имущество и вести себя недобросовестно, за это суд может не списать долги, от которых бы избавил менее изворотливого должника, предупреждает Хантимиров.
"Многие ошибочно полагают, что можно запросто "спрятать" имущество от финансового управляющего и суда, тем самым снизив количество выплат кредиторам. Но на практике эти схемы в большинстве случаев не работают", – соглашается Галанцев.
Судебная практика по выявлению попыток сокрытия имущества на сегодняшний день очень обширная, продолжает он:
- гражданин указал, что работает и получает зарплату только в одной организации. На самом деле он руководил еще двумя обществами, о чем намеренно умолчал. В результате, несмотря на то, что размер дополнительной зарплаты был незначителен по сравнению с требованиями кредиторов, Верховный суд РФ не дал должнику списать долги. Кроме того, был выявлен факт уклонения от уплаты налогов (Определение ВС РФ от 25.01.2018 № 310-ЭС17-14013);
- должник незадолго до возбуждения дела о банкротстве заключил с супругой соглашение о разделе общего имущества. Впоследствии должник потребовал исключить из конкурсной массы имущество, которое по соглашению перешло супруге. ВС РФ приравнял соглашение к брачному договору. Такой договор ничего не меняет для кредиторов, которые о нем не знали, имущество не исключили из конкурсной массы (Определение ВС РФ от 24.09.2018 № 304-ЭС18-4364);
- после подачи заявления о банкротстве индивидуальный предприниматель отказался от принятия наследства в пользу сестры. В суде сестра, как заинтересованное лицо, не доказала, что не знала об этих долгах. Скрыв ликвидное имущество, которым можно было расплатиться, предприниматель причинил вред кредиторам. Поэтому отказ ИП от наследства перед банкротством суды признали недействительным (Определение ВС РФ от 14.09.2018 № 305-ЭС18-13167);
- должник продал имущество по значительно заниженной цене и не получил оплату, контрагент не мог не знать, что сделка направлена на вывод имущества из-под взыскания (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.11.2019 № Ф04-4927/2019 по делу № А45-8053/2018);
- неплатежеспособный должник подарил имущество (перечислил деньги) заинтересованному лицу без встречного предоставления (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.06.2019 № Ф07-6796/2019 по делу № А66-11040/2017).
Попытка уменьшить конкурсную массу сомнительными методами грозит не только отказом суда признать гражданина банкротом, но и предусматривает административную и уголовную ответственность за неправомерные действия при банкротстве, за фиктивное и преднамеренное банкротство. За сокрытие имеющегося имущества, а также преднамеренное и фиктивное банкротство грозит уголовная ответственность до шести лет лишения свободы, предупреждает Галанцев.
Недвижимость под ударом
Недвижимое имущество, как правило, является самым дорогостоящим активом у человека. С одной стороны, если это единственное жилье, то оно защищено исполнительским иммунитетом (то есть его запрещено изымать у должника), с другой – именно в недвижимость люди чаще всего стараются "спрятать" активы от изъятия, поэтому суды с каждым годом оставляют все меньше и меньше лазеек.
Исполнительский иммунитет в отношении жилых помещений предназначен не для того, чтобы в любом случае сохранить за гражданином-должником принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, а для того, чтобы, не допуская нарушения самого существа конституционного права на жилище и умаления человеческого достоинства, гарантировать гражданину-должнику и членам его семьи уровень обеспеченности жильем, необходимый для нормального существования (Постановление КС РФ от 14.05.2012 № 11-П), напоминает Галанцев.
На ипотечников действие исполнительского иммунитета не распространяется, в случае нарушения обязательств оплаты – квартиру взыщут в пользу банка, даже если она является единственным жильем должника, добавляет он.
Кредиторы могут обратить взыскание на единственное жилье должника, если суд признает жилье "роскошным", добавляет Хантимиров. Конституционный суд понимает под "роскошным жильем" любое жилое помещение, которое в совокупности отвечает следующим признакам:
- характеристики жилья превышают разумно достаточные для удовлетворения потребности должника и членов его семьи в жилище;
- стоимость жилья может позволить удовлетворить имущественные требования или значительную часть имущественных требований кредиторов;
- после реализации квартиры с торгов должник получит денежные средства, на которые сможет купить новое жилье, достаточно для нормального проживания.
Кредиторы могут привести суду отчет об оценке стоимости единственного жилья и на превышение площади единственного жилья установленных в регионе стандартов.
"Боле того, если должник искусственно создаст ситуацию (продаст все свое имущество и купит одну дорогую квартиру или загородный дом), при которой его единственным жильем становится дорогостоящая недвижимость, исполнительский иммунитет не будет действовать", – подчеркивает эксперт.
Таким образом, личное банкротство – это не списание долгов, а сложная процедура, в которой будет столько индивидуальных особенностей, что совершить ее "под ключ" просто невозможно. Поэтому прибегать к ней следует в действительно безнадежной ситуации, а попытки поиграться с законом в прятки чреваты огромными потерями, за которые сам должник еще и заплатит, ведь "банкротство под ключ" – услуга, хоть и "медвежья", но вполне себе платная.