Когда заходит речь о работе коммунальных служб Москвы, то многие традиционно представляют себе уборочную технику и рабочих в спецовках. Однако не все знают, что в своей деятельности коммунальщики используют уникальные продвинутые технологии. Сайт "РИА Недвижимость" решил рассказать читателям, кто запускает роботов под землю и зачем сканируют снег.
Подземные роботы
В своей работе "Мосводоканал" активно использует мобильные диагностические комплексы. Они бывают нескольких видов: на колесах, плавучие и проталкиваемые модули. С их помощью специалисты предприятия отслеживают техническое состояние сетей, проводят плановые проверки и даже ремонтируют водопроводные трубы.
Разумеется, техника не катается самостоятельно. При обследовании определенного участка подземных коммуникаций робота опускают в трубу, а инженер занимает место в передвижном пункте, где оборудован центр управления. Изображение с камеры робота передается на мониторы, а инженер с помощью джойстика управляет машиной в режиме реального времени.
Затем полученное видео смотрят и выявляют дефектные участки сетей, которые следует отремонтировать. Если диаметр трубы маленький, то используются колесные модули, а плавучая техника актуальна в случае с большими трубами. Плавающий робот оснащен поворотно-вращающейся телекамерой и системой дополнительного освещения.
При этом техника способна проводить и ремонтные работы. Благодаря специальным насадкам робот очищает трубопровод, зачищает трубу до металлического блеска, а потом накладывает на проблемный участок заплатку из стальной обечайки с уплотнительным материалом. Кроме того, эти машины могут оценить герметичность раструбных соединений.
© Комплекс городского хозяйства Москвы
Роботизированный комплекс
Подземные роботы есть и у "Мосводостока", в зоне ответственности которого находится водосточная сеть столицы. Предприятие использует машины для обследования труднодоступных для человека трубопроводов диаметром от 200 до 1000 миллиметров. Такой аппарат управляется, разумеется, дистанционно из рабочей станции, находящейся в служебном автомобиле.
Устройства на колесиках оборудованы камерами и подсветкой, способны поворачиваться на 360 градусов и помогают обследовать городские сети на предмет дефектов или сильных загрязнений, препятствующих пропуску воды.
Специальную инспекционную камеру для обследования труб использует в своей работе "Моссвет" Она позволяет следить за кабельной канализацией Москвы, куда в ходе благоустройства убирают воздушные линии передач. Устройство, оснащенное монитором и 30-метровым кабелем с камерой и подсветкой на конце, проверяет полимерные трубы, через которые идут линии. Если во время обследования в трубах обнаруживают грязь или мусор, их откачивают и убирают с помощью спецтехники.
Двойник для памятника
Еще один пример того, как техника позволяет заменить человека, демонстрирует Фонд капремонта (ФКР) Москвы. В ходе своей работы ФКР занимается ремонтом и реставрацией исторических домов-памятников. Этот процесс довольно трудоемкий и сложный.
Самое сложное при реставрации – точно определить первозданный вид здания и материалы, так как в ходе реставрации порой обнаруживаются более ранние образцы некоторых деталей дома. Для этого специалисты сначала создают цифровой двойник здания. С помощью него можно увидеть все инженерные узлы, их состояние и возможные проблемы.
Дом в Большом Харитоньевском переулке в Москве
Сначала лазерный 3D-сканер в виде комплекса на треноге снимает точки с фасада, а потом по ним строит трехмерную модель, то есть детальный чертеж, который и является, по сути, цифровым двойником здания. На основе этой модели и ведется проектирование.
Благодаря технологии специалисты получают точные чертежи, размеры, параметры дома, а также сразу видят проблемы при проектировании – это может быть пересечение инженерных сетей или наличие каких-либо коммуникаций в элементах декора. Таким образом, в "цифре" проблемные точки обозначаются автоматически.
Подводные маневры
Скрытые от глаз, но не менее интересные технологии применяются при очистке воды, которая попадает в дома москвичей. Сначала вода забирается из Москвы-реки, после чего перекачивается на станцию водоподготовки. На ней она проходит поэтапное очищение.
Центр контроля качества воды Мосводоканала
Сперва в воду добавляют активированный уголь для удаления посторонних запахов и привкусов, после чего ее осветляют с помощью коагулянта, основная задача которого – ускорить процесс удаления из воды загрязнений за счет их укрупнения с помощью коагулянта с последующим осаждением в виде осадка. Растворяясь, коагулянт образует объемный осадок, который захватывает находящиеся в воде мелкие частицы. Визуально это похоже на снежные хлопья. Процесс их отделения происходит в специальном резервуаре – отстойнике: под своей тяжестью они оседают на дно, а осветленная вода переходит на следующую стадию – обработку озоном.
Центр контроля качества воды Мосводоканала
Озонирование применяют, чтобы уничтожить вредную органику. Выглядит такой бассейн футуристично: в нем находятся специальные диффузоры – устройства, которые с самого низа подают озоново-воздушную смесь. Проходя сквозь воду, она окисляет органические вещества. Зимой дополнительно воду обеззараживают ультрафиолетом.
Далее воду пропускают через слой песка. Эта система работает по принципу знакомого многим домашнего фильтра, где вода очищается, просачиваясь сквозь картридж, только гораздо больших масштабов. Для окончательного извлечения окисленных органических загрязнений, а также веществ, придающих воде неприятные запахи привкусы, далее еще раз вводится порошкообразный активированный уголь.
Последняя стадия – мембранная ультрафильтрация. Эти современные фильтры состоят из полых внутри волокон. Вода поступает в них и отфильтровывается сквозь стенки мембран.
Вода 2.0
Финальный штрих – добавление в воду гипохлорита натрия. Его присутствие обеспечивает длительную защиту воды от загрязнения бактериями и вирусами по дороге к москвичам и сохраняет ее безопасность.
После тщательной многоступенчатой обработки питьевая вода доставляется по трубам в дома москвичей. На всем пути ее качество круглосуточно контролируется в лабораториях Мосводоканала, в том числе с использованием автоматических анализаторов, и регулярно проверяется Управлением Роспотребнадзора по Москве.
Снежный сканер
Без технологий не обойтись и зимой, когда выпадает много снега. С их помощью процесс ликвидации последствий стихии проходит гораздо быстрее. Сначала снег собирают в самосвалы, которые потом еду на снегосплавные пункты "Мосводоканала". Здесь при въезде установлена автоматизированная система, сканирующая количество снега в машине.
Работа снегоплавильных пунктов в Москве
Это новшество позволяет следить за объемом принимаемых осадков и в случае перегрузки того или иного пункта менять маршрут грузовика и отправлять его на другую точку.
Машина со снегом при въезде останавливается всего на несколько секунд. Сканер, установленный на столбе при въезде, обрабатывает данные, и вся информация передается в единый диспетчерский центр. После этого по команде сотрудника пункта грузовик со снегом может подъезжать к дробилкам и сбрасывать снег.
К слову, процесс разгрузки контролируется оператором диспетчерской с помощью системы видеонаблюдения и занимает не более пяти минут. Если снега больше, чем в данный момент можно принять, то он складируется на площадку снегосплава и утилизируется позже.
Стоит отметить в целом, что в Москве реализуется городская программа "Умный город", которая предполагает использование современных технологических решений, чтобы создать удобную, доступную и персонифицированную виртуальную среду для москвичей. Ожидается также, что это повысит эффективность городского управления за счет широкого анализа больших данных и внедрения искусственного интеллекта.