В Москве действительно использовали песок для посыпания пешеходных дорожек после снегопадов, эта практика была особенно распространена в советское время. Однако в современной столице песок уже долгое время не применяется для борьбы с наледью.
Дело в том, что песок, смываемый с тающим снегом и дождевым стоком с улиц и тротуаров, оседает в приемных колодцах и забивает подземные коммуникации. Это негативно влияет на работоспособность всей водоотводной системы Москвы и сказывается на сроке службы трубопроводов, поэтому от песка отказались в пользу противогололедных материалов (ПГМ).
Вовсе нет. Жидкие, твердые и комбинированные ПГМ, которые применяют в Москве, изготовлены на основе хлористого калия и натрия – то есть, по большей части состоят из соли. Твердые ПГМ содержат в себе пищевую соль и соль муравьиной кислоты, у жидких в составе аналогичные вещества, только разведенные водой. В комбинированные ПГМ, которыми обрабатывают пешеходные зоны и тротуары, дополнительно входит мраморная крошка.
В составе ПГМ не содержится токсичных или вредных веществ, которые могли бы навредить людям или природе. Каждая партия материалов на стадии закупки проходит обязательный контроль на соответствие техническим, химическим и экологическим стандартам. Если ПГМ не проходит проверку даже по одному из параметров, партию возвращают поставщику и не применяют в городе.
Отказ от противогололедных материалов заметно скажется на безопасности автомобильного движения и передвижения пешеходов в зимний сезон. Применение ПГМ необходимо, чтобы в холодное время года в Москве не произошел транспортный коллапс.
Дело в том, что при отрицательных температурах тонкий слой влаги на дорогах быстро превращается в ледяную пленку – "черный лед", который очень сложно заметить невооруженным взглядом. Он очень опасен для автомобилистов, особенно на транспортных участках вблизи воды. Если заблаговременно не обработать дороги и предотвратить образование "черного льда", передвижение по городу станет опасным для горожан.
Обработка ПГМ начинается до начала снегопада. Специалисты "Автомобильных дорог" определяют ее сроки на основе метеорологических данных. Как только температура переходит через ноль в сторону стабильных отрицательных значений, дороги и улицы Москвы начинают превентивно обрабатывать ПГМ. Особое внимание уделяется участкам повышенной опасности: эстакадам, мостам, тоннелям, тормозным площадкам перед светофорами. Обработку также проходят остановки общественного транспорта, пешеходные зоны, подходы к станциям метрополитена и социально значимым объектам (школы, больницы, детские сады).
Материалы в основном состоят из соли, а она действительно может оставлять белые разводы на обуви. Выходя на улицу, следует обрабатывать ботинки специальными водоотталкивающими и защитными средствами, которые уберегут обувь и от соли, и от грязи. Также желательно сразу протирать обувь сразу после входа с улицы в помещение.