Если говорить о целом сезоне, то самая теплая зима в XX веке случилась на рубеже 1960-1961 годов, когда средняя температура воздуха всех трех зимних месяцев значительно превышала норму. В декабре температура была выше в среднем на 6,1 градуса при норме в минус 3,9 градуса по Цельсию, в январе – на 3 градуса при норме в минус 6,6 градуса, а в феврале – на 5,4 градуса при норме минус 6 градусов. Тогда москвичи впервые встречали Новый год без снега, увидев его лишь 8 января.
В прошлом веке зима зачастую приходила довольно поздно, устанавливая рекорды положительной температуры в декабре. Весьма продолжительные декабрьские оттепели с температурой воздуха выше +5 градусов наблюдались в 1953, 1961, 1979, 1981, 1982, 1986 и 1999 годах. Несмотря на тепло, эти периоды не обходились без осадков.
Кстати, в советские времена снег сбрасывали в Яузу и Москву-реку, но только там, где поверхность воды не замерзала из-за подведенных труб канализации. Большую же часть снежных куч вывозили за город. Там бульдозеры равномерно распределяли сугробы по полям.
В настоящее время убранный снег увозят не только на полигоны в область, но и на снегосплавные пункты, которые готовят к работе заранее. А городские службы регулярно убирают дороги: обрабатывают их противогололедными материалами, прометают, собирают и утилизируют снег.
Продолжительное тепло москвичи ощутили зимой 2006-2007 годов. Первую половину декабря плюсовые температуры были не только днем, но и ночью. Пик пришелся на 15 декабря с дневной температурой +9,2 градуса. В январе температура выше нуля держалась до 22 января, порой превышая +8 градусов.
Так как на XXI век приходится больше всего рекордов, то стоит упомянуть сезон 2008-2009 годов. В ту зиму средняя температура каждого зимнего месяца превышала норму. В декабре – на 3,6 градуса, в январе – на 1,9 градуса, в феврале – на 1,3 градуса.
К сожалению, подобные перепады температур часто приводят к образованию ледяной корки на дорогах. Для борьбы с ней используют противогололедные материалы, которые не наносят вреда экологии. Степень их влияния на окружающую среду на постоянной основе отслеживает ГПБУ "Мосэкомониторинг".
Специальные машины разбрасывают противогололедный материал на дорогах, а на небольших улицах и во дворах с этой задачей справляются дворники. Также они скалывают ледяной наст и сгребают его вместе со снегом.
Что касается непосредственно рекордов по месяцам, то самый теплый день в декабре был в 2008 году, когда 6-го числа воздух в Москве прогрелся до +9,6 градуса. Рекордно высокая температура для января была отмечена в 2007 году, когда 11 января столбик термометра поднялся до +8,6 градуса. Самый теплый февральский день в столице случился 27 февраля 1989 года, тогда столбики термометров показали +8,3 градуса.
Аномально теплым выдался и декабрь в 2017 году, когда большую часть месяца дневные температуры были выше нулевой отметки, достигнув пика 17 декабря, когда воздух прогрелся до +8. Та зима сопровождалась невероятно малым количеством снега.
Прошлая зима обошла по показателям аналогичный период 1960-1961 годов. Средняя температура воздуха была выше ноля и превысила прежний рекорд на 3 градуса. Рекорды максимальной температуры воздуха побивались 11 раз: три раза в декабре, три – в январе и пять раз в феврале.
Какой бы ни была грядущая зима, в распоряжении городских служб сразу несколько видов специальных машин: комбинированные, лаповые снегопогрузчики и грузовики, "разбрасыватели" противогололедного материала, тракторы и мини-погрузчики.
Что касается противогололедных материалов, то без их применения многократно повышается количество ДТП на дорогах, поскальзываются и падают пешеходы. В противогололедные смеси, используемые в пешеходных зонах, добавляется мраморная крошка. Нередко люди принимают эти камешки за какие-то страшные вещества, которые даже не растворяются, но это всего лишь безвредный мрамор.