Пойдемте гулять на кладбище: как зону смерти сделать частью жизни

Читать на сайте realty.ria.ru
Для многих из нас посещение кладбища – это про скорбный долг, а не про комфорт. Хочешь навестить умершего родственника? Хорошо, но вначале квест: доехать до кладбища, прополоть сорняки, почистить памятник, безуспешно искать лавочку, чтобы присесть, или комнату для естественных нужд, а иногда даже столь необходимый контейнер для мусора. Директор по маркетингу онлайн-сервиса ритуальных услуг "Честный Агент" Ирина Мельник рассуждает о том, как можно снизить градус негатива, связанного с этой индустрией, и дать шанс кладбищам из зоны отчуждения превратиться в общественное пространство города.

Дурная слава

В большинстве наших городов даже небольшой участок с деревьями и цветами быстро превращается в любимое место отдыха. При грамотном благоустройстве там проводят время целыми семьями, без оного – собираются на стихийные пикники, но все равно правило работает: кусочек природы в каменных джунглях станет местом притяжения.
Однако вряд ли кому-то придет мысль в голову прогуляться по кладбищу. Люди приезжают туда только в дни собственно похорон да по церковным праздникам, а все остальное время сторонятся.
Так уж повелось, что российской ментальности кладбище – не место для досуга. Однако же, приезжая в Европу, мы с удовольствием идем на прогулку по местным некрополям, любуемся изящными, мастерски выполненными памятниками и барельефами, посещаем места захоронения известных людей. Да и не только в Европе – в Москве на Новодевичьем кладбище немало туристов и москвичей, которые чинно гуляют по его ухоженным аллеям, ходят на экскурсии, чтобы увидеть, например, могилу Бориса Ельцина и Виктора Черномырдина, Льва Ландау и Александра Скрябина. Зеленые насаждения, памятные таблички и указатели, скамейки вдоль дорожек, чистота – посещать Новодевичье кладбище, не побоюсь этого слова, приятно.
Но если мы с вами окажемся на обычном городском кладбище, где не хоронят знаменитостей, нашему взгляду предстанет абсолютно другая картина. Большинство из нас сразу представляет себе неухоженную территорию, покосившиеся кресты, заброшенные могилы, аварийные деревья, отсутствие логики в расположении могил (даже захоронения родственников не сразу можно отыскать), мусор (венки, траву, цветы), сваленный просто на рядах.
На самом деле, кладбища – это очень ценная городская территория. Их можно и нужно делать уютными, но сейчас у российского населения больше криминальных ассоциаций с этим местом. Кого там можно найти? Бомжей, алкоголиков в поиске оставленной "чекушки", а также неформалов, которые фотографируются на фоне могил и распивают там же спиртные напитки.
Покойники тоже шутят: черный юмор надгробных памятников
Здесь вступает в действие так называемая теория разбитых окон. Если человек видит, что где-то лежит мусор, он не захочет кидать обертку от шоколадки в урну. Зачем? Тут ведь уже грязно. Пока у российских кладбищ будет дурная слава и криминальная аура, будет увеличиваться число актов вандализма и осквернения могил. А территория кладбищ будет городской "зоной отчуждения".

Почему так плохо?

Что же не дает большинству российских кладбищ превратиться в место светлой памяти и в целом дружелюбное пространство, где можно даже прогуляться, придя навестить могилы своих родных? К нынешнему положению дел привела совокупность причин.

Негативные ассоциации и страх

За рубежом кладбища давно уже стали привлекательными туристическими объектами. Да и сами россияне с удовольствием идут гулять по кладбищу Монмартр.
Скульптурные надгробия на кладбище Донского монастыря
У нас же прогулки по кладбищам ассоциируются исключительно с трауром, слезами, чем-то табуированным. Хотя, например, в той же Москве, прохаживаясь по Введенскому, Ваганьковскому или Новодевичьему кладбищу, можно увидеть могилы известных личностей, прикоснуться к истории, посмотреть на красивые памятники, например, на могилах Галины Улановой или Владимира Высоцкого. Да, многие некрополи в Европе уже превратились в музеи, там не ведутся захоронения. Но и на российских кладбищах есть зоны старых захоронений, где крайне редко появляются новые могилы.

Отсутствие информации для населения

Почему в нашей стране так много суеверий и страхов, связанных с похоронами? Потому что эта тема табуирована, о ней не принято говорить. Между тем, в Штатах и Европе похоронные агентства коммуницируют с людьми на эту тему открыто и без лишнего трагизма, а также не стесняются рекламировать услуги, в том числе и с креативным подходом. Каждый похоронный дом хочет показаться особенным для клиента, многие нанимают репутационные и диджитал-агентства, регулярно ведут свои соцсети.
«

Согласна, продвигать услугу с изначально отрицательной аурой сложно и в российских реалиях делать это нужно максимально корректно и деликатно, чтобы никого не оскорбить или расстроить. Но искать варианты необходимо: выходить на диалог с людьми, помогать им преодолевать страх смерти. Ведь в итоге человек справится с горем проще, если будет четко понимать, с чем ему придется столкнуться в процессе похорон, как эта система работает.

К примеру, на сайтах зарубежных похоронных агентств вы не увидите гнетуще-драматичное оформление с свечами, траурными цветами или печальными ангелами. Мне бы хотелось, чтобы мои коллеги при создании сайтов обращались к теплым, спокойным тонам и изображениям, которые ассоциируются с умиротворением, заботой и пониманием, а не только с трауром.

Отсутствие системности

Когда у человека горе, он находится в огромном стрессе и раздрае. Хаоса добавляют ритуальные агенты с сомнительной репутацией, люди, которые хотят нажиться на чужом горе, проволочки с документами в различных организациях, да и получить место на кладбище – это зачастую большая проблема.
Похоронному бизнесу не хватает системного подхода, который уже есть в других сферах. Мы сейчас стремимся изменить отношение к ритуальному рынку в целом. Это та же сфера услуг: клиент хочет отдать деньги и получить качественное обслуживание за приемлемую сумму. А приходится покупать цветы у бабушек возле кладбища, бегать за смотрителем, чтобы поправить холм на могилке и ухаживать за ней самому как придется.
Скульптура женщины с младенцем - могильное надгробие в некрополе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге
Сейчас многие службы стремятся к системе "одного окна". Ритуальные компании не исключение. Более того, именно возможность заказать все за один раз в комфортабельном офисе – от мелкой атрибутики до полной организации похорон под контролем опытного специалиста и последующим уходом за могилой – будет снимать дополнительный стресс с человека. Обращаю внимание, что есть еще более прогрессивные варианты, когда те же услуги можно заказать по телефону или онлайн без необходимости вообще куда-либо ехать. Все заботы компания берет на себя. Клиент находится в комфортных условиях, управляет ходом процесса удаленно, экономит время, деньги и нервы.
И уже на данном этапе кладбище перестанет восприниматься как место, где в муках решаются организационно-бытовые вопросы, только усугубляя состояние и без того расстроенных родных усопшего.

Отсутствие денег

Все просто, денег у нас не хватает на все, и на кладбища в частности. В отличие от тех же Соединенных штатов, наши кладбища – муниципальные, а не частные. Поэтому хорошо, если на городском кладбище есть хотя бы асфальтированные дорожки, а уж об остальных удобствах и не думается.
Requiescit in pace: 5 уникальных некрополей с самой изысканной архитектурой
Но нужно понимать, что если где-то прибыло, то где-то убыло. И дополнительного финансирования кладбищ в нынешних реалиях можно добиться только за счет сокращения дотаций на больницы, школы, детские сады и прочее. Печально.
На мой взгляд, ситуацию может исправить расширение возможностей частного похоронного бизнеса, который будет не только организовывать сам процесс похорон, но и иметь возможность осуществлять уход за могилами и окружающей территорией. А для этого нужны понятные правила взаимодействия с администрациями нынешних кладбищ.

Зона отчуждения

Почему-то считается, что кладбища – это про трагедию, слезы, надрыв, а не про светлую память, теплые воспоминания. Это инородная территория, которая "выключена" из общественного пространства города. Вспомните, как мы едем на кладбище – вооружившись ведрами, граблями, мешками для мусора, тряпками и пластиковыми бутылками с водой (так как не везде на кладбищах можно добыть воды), а после из этих бутылок делаем "вазы" для цветов. Добавим сюда квест по поиску нужной могилы родственника, особенно дальнего, продирание через хаотичные оградки – и получим неухоженные могилы, к которым просто люди не хотят лишний раз выбираться. То есть по сути, людей пугает не аура или горе, которое с годами утихает, а именно бытовая тяжелая "обязаловка".
А теперь представьте, что вам не придется убираться на кладбище, что оно будет чистым, с вымощенными дорожками, понятной навигацией, а вокруг вас будут окружать красивые памятники-скульптуры. Согласитесь, вы куда охотнее зайдете проведать своих родных, посидеть в тишине под деревьями.
Кстати, о деревьях. Земля, особенно в крупных городах, ценится в прямом смысле на вес золота. Муниципалитеты выбивают клочки пространства, чтобы сделать там крохотный зеленый парк, тогда как огромные территории кладбищ зарастают лесом, за которым, увы, плохо следят. Потому он и наполнен аварийными деревьями, сорняками и заброшенными клумбами.
«
Почему бы не использовать "кладбищенские" земли и создавать там прогулочные зоны с деревьями и клумбами? Разумеется, речь не идет о праздных и шумных прогулках с пикниками и массовыми гуляниями. Но кладбище как минимум не должно отпугивать горожан, не быть местом, где страшно и мрачно.
Я считаю, что о похоронах надо говорить современным языком, связывать их с другими сферами нашей деятельности. Почему бы не посмотреть на могильные памятники с точки зрения современного искусства?
Недавно мы провели конкурс среди дизайнеров, главной целью которого было переосмыслить традиционное видение надгробных памятников и сделать их частью городской архитектуры.
"Кладбище – это музей наших воспоминаний, в котором хранится память семей и поколений. Задача – создать захватывающие художественные иллюстрации надгробия, которое позволит превратить традиционный памятник в достопримечательность или концептуальный арт-объект", – писали мы на сайте конкурса.
Так появился проект могилы в виде телефонной будки, куда можно зайти, снять трубку и буквально послушать, к примеру, дедушкины байки, если вдруг у вас сохранилась такая запись на телефоне.
Проект могилы в виде телефонной будки
Мне кажется, от изменения отношения к кладбищенским территориям выиграют все: люди получат в свое распоряжение новые пространства для тихого вдумчивого отдыха, города избавятся от "зоны отчуждения", а похоронный бизнес, оказавшись внезапно у всех на виду, станет более качественным и ответственным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Обсудить
Рекомендуем