Первые отечественные подметально-уборочные машины конструировались на базе автомобилей ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ. У данной модели был бак для технологической воды, щетки и емкости для собранного мусора. Перед прометанием проводилось обязательное увлажнение дороги, чтобы мелкие частицы пыли не поднимались в воздух.
Традиционные поливальные машины, которые москвичи могли наблюдать несколько десятилетий, конструировались на основе прочных и надежных автомобилей с высокопроизводительным двигателем. Сначала это долгие годы был ЗИЛ, потом "Камаз". Такая техника имеет специальное оснащение – насос и поливомоечное оборудование. В цистерне такой спецтехники может перевозиться вода или другие жидкие материалы, необходимые для обработки дорог, например, специальный состав против гололеда. Насосом оператор управляет непосредственно из кабины машины.
К слову, привычный трактор с цистерной до сих иногда пор используется городскими коммунальными службами. Его не пришлось сильно модифицировать, достаточно было оборудовать шланги и сопла, которые расположились внизу у передних колес.
Со временем машины обзавелись высоконапорным поливомоечным оборудованием. Насос высокого давления обеспечивает мойку дорожного полотна и бордюров. Все благодаря высоконапорной рейке с соплами, установленной на передней навеске поливомоечной машины. Дополнительно такие машины могут комплектоваться передней щеткой для чистки барьерных ограждений.
Коммунальная спецтехника регулярно модернизируется. Несколько лет назад в Москве отказались от использования крупных машин для очистки пешеходных зон и тротуаров. Теперь на этих участках работает малогабаритная и маневренная спецтехника, которая не мешает пешеходам и при этом ничем не уступает в качестве уборки большим аналогам.
Кстати, спецтехника, оснащенная поливомоечным оборудованием, также приспособлена для полива городских цветников и газонов.
И в качестве бонуса расскажем про универсальный автомобиль "Тарзан", который предназначался в том числе для уборки улиц, но так до уборки и не добрался. Изначально он проектировался как внедорожник, выпуск которого был начат в 1997 году. Однако до серийного производства дело не дошло. Тем не менее, на автомобильной выставке 19 лет назад подобный экземпляр можно было хотя бы наблюдать. И тогда он был оснащен системой полива улиц.
В этом году московские власти намерены опробовать новый вид техники – на электротяге. Город заключил договор с "Камазом" и намерен провести испытания одного из таких уборочных автомобилей.
"Уже сегодня есть агрегаты, электропогрузчики, на которые цепляются навесные виды оборудования, и они будут подметать, поливать водой, пылесосить, но это все на электротяге. Мы к этому двигаемся, мы к этому идем, прогресс на месте не стоит ", – рассказал заместитель мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.