В мобильном диагностическом комплексе "Мосводоканала" есть несколько роботов, которые используются в зависимости от диаметра трубы. Принцип работы прост: робот запускается в трубу для планового осмотра и выявления возможных повреждений, его камера передает картинку, на основе которой специалисты принимают дальнейшие решения. "Если диаметр трубы маленький, то используются колесные модули, а плавучая техника актуальна в случае с большими трубами", – поясняет инженер центра технической диагностики Антон Мазаев.
Большой трубой считается та, диаметр которой равен 700 миллиметрам и более. Робот с плавучей подушкой и камерой спускается в поток воды и начинает движение. Им управляет оператор. Вся информация сохраняется на жесткий диск. Преимущество плавучего робота в том, что перед осмотром трубы не нужно ее осушать. Новая техника повысила качество и оперативность работы.
До появления роботов все было в простом режиме, рассказывает Мазаев. То есть если происходил какой-то засор, то приезжала канало-очистительная машина, все прочищала, но в итоге никто не знал, что происходит в трубе. Поэтому было большое количество аварий. То же самое и при строительстве труб, никто не знал, где находятся те или иные стыковые соединения.
В настоящее время специалисты "Мосводоканала" смотрят по нескольку раз в год один участок. Благодаря роботам, все сразу видно. Это позволяет принять оперативное решение по ремонту и минимизировать количество аварий. "Из-за некоторых повреждений могут образоваться засоры, тогда уже нужно вызывать аварийную бригаду. А так, благодаря роботам, мы своевременно все чистим", – говорит Мазаев.
"Один раз приехали на плановый осмотр, а там враспор встала вилка. Благодаря роботу, мы ее обнаружили и прочистили это место. А если бы не заметили, был бы засор. И потом уже пришлось бы работать аварийной бригаде", – вспоминает случай эксперт.
Что касается непосредственно ремонта, то и тут не обходится без роботов. Данного типа экземпляры предназначены для обработки внутренней трубы перед санацией, реконструкцией или же протяжкой новых труб.
С помощью робота специалист осматривает трубу, и если замечает какие-либо неполадки, устраняет их.
"Например, наплывы на стыках. Они образуются при сварке трубопровода, проникая во внутреннюю строну трубы. Мы этим роботом их удаляем, и уже по чистой трубе затягивается новая", – объясняет детали процесса старший мастер центра диагностики водопроводной сети Владимир Касаримов.
Также роботы помогают при использовании бестраншейной технологии, которая позволяет монтировать трубопроводные коммуникации без вскрытия грунта. Благодаря этому варианту прокладки, исключается нарушение внешнего вида участка и целостности асфальтных дорог.
Важно и то, что метод избавляет город от пробок на дорогах во время ремонта. "Робот идет внутри трубопровода, мы все видим на экране и контролируем процесс. Могу сказать, что наши роботы лучше, чем киношный Валли", – подытоживает Касаримов.