Давайте признаемся честно – всех нас бесит, когда у соседей в квартире начинается ремонт и на протяжении недель или месяцев стены то рычат под буром перфоратора, то подвывают от сверла дрели, то шоркают под шпателем. Но однажды ремонт приходит и в наш дом, и тогда в шкуре "того самого негодяя из квартиры слева" можем оказаться мы сами. Впрочем, пожара соседской ненависти можно избежать, если сделать несколько простых, но очень полезных шагов.
Предупредить и поболтать
Если у вас предстоит ремонт в доме, где большинство соседей уже живут, желательно об этом их предупредить, рекомендует психолог, специалист по стресс-менеджменту Ксения Левина. Форму сообщения выберите как личную, так и общее объявление. Личное общение подойдет с теми соседями, которые живут в непосредственной близости от вас на одном этаже, а также сверху и снизу. Так вы сможете узнать об особенностях людей, связанных со здоровьем, режимом отдыха их самих или их детей, и учесть эту информацию при проведении шумных работ. Не лишним будут маленькие презенты как символ вашей заботы о соседях, например, десерт и беруши, замечает собеседница агентства.
Бывает, что соседи тоже идут навстречу, говорят: "На выходные мы уезжаем к бабушке, можете шуметь все эти дни", вспоминает случай из практики директор по производству сервиса капитального ремонта "Сделано" Антон Косоногов. Человечное внимательное отношение плюс постоянный открытый диалог – это залог успеха, подчеркивает эксперт.
«
"В общем объявлении стоит обозначить сроки проведения ремонта, подчеркнуть, что вы будете соблюдать закон о тишине. Неплохо оставить и свои контакты: дав возможность с вами связаться, вы минимизируете жалобы в полицию" – говорит Левина.
С этим соглашаются в школе ремонта "Леруа Мерлен" и обращают внимание, что если подойти к предварительному оповещению соседей нестандартно, то можно даже завоевать их симпатию.
Так, в 2016 году "Леруа Мерлен" проводила кампанию, в рамках которой вместе с покупателями искала способы сохранения мира с соседями во время ремонта. Решение оказалось довольно простым – таблички, которые вешаются на дверные ручки с предупреждением о ремонтных работах. Они были названы "этикетками ремонта".
Чтобы их не воспринимали как формальную отписку, в соцсетях был запущен конкурс на лучшие послания соседям. Было получено множество текстов, самые забавные и позитивные разместились на табличках. Их можно взять в любом из магазинов компании совершенно бесплатно.
© "Леруа Мерлен"
"Этикетка ремонта" на дверную ручку, оповещающая соседей о ремонтных работах
"Такая табличка, в отличие от записки на общей доске объявлений, точно не останется незамеченной. А разные послания подчеркнут индивидуальный подход к каждому соседу, живущему в зоне слышимости ремонтных работ", – отмечают в школе ремонта "Леруа Мерлен".
Подготовка и уборка подъезда
Терпение соседей связано не только с тем, как долго они слышат перфоратор или дрель, но и с тем, в каком состоянии находится их подъезд, квартира или вещи, стоящие на площадке, подчеркивают в "Леруа Мерлен".
Это подтверждает и эксперт сервиса "Сделано". Он рекомендует перед началом ремонта, особенно если речь идет о небольшой квартире, заранее продумать места временного складирования стройматериалов в подъезде (на площадке) и согласовать это с соседями. В 99% случаев они соглашаются. "Если в местах общего пользования стоят коляски или еще что-то ценное, заранее обговорите их перемещение или накройте пленкой", – добавляет Косоногов. Нужно также понять состояние лифта и обшить его, если он новый, и его жалко, ведь вам же потом им пользоваться.
Неплохо позаботиться также о соседских входных дверях. Если они располагаются очень близко друг к другу, надо предложить соседям: "Не против ли вы, если мы закроем вашу дверь пленкой?" Если дверь не очень качественная, то в зазоры и щели реально может попадать пыль. "У одной нашей клиентки была соседка, которая считала, что пыль через замочную скважину попадает в ее квартиру. Этой конкретной соседке мы два раза мыли квартиру (хотя пыли там не было), и накрывали дверь пленкой. И ее беспокойство снималось", – вспоминает случай из практики Косоногов.
Кстати, если в подъезде есть консьерж, его тоже нужно предупредить о ремонте, чтобы он пропускал мастеров и различные службы доставки без лишних допросов.
Предел терпения
Впрочем, если вы добились понимания от соседей, стоит учесть, что предел терпения есть даже у самых покладистых из них. "Если дом новый, там перманентное состояние ремонта лет на пять. Поэтому в новостройках у людей запас терпения очень высокий. А вот в сталинках или старых домах, где быт уже сложился, там, конечно, предел терпения не такой высокий. В таких домах все глаза и уши будут направлены на вас", – предупреждает Косоногов.
В свою очередь в школе ремонта "Леруа Мерлен" напоминают, что продолжительность ремонта регулируется нормативной базой. Без дополнительного согласования в многоквартирном доме в Москве, например, она составляет 3 месяца, в отдельных регионах – до 5 месяцев.
Жалобный террор
Бывают ситуации, когда все предварительные меры по оповещению и налаживанию контакта с соседями предприняты, но кто-то из них все равно крайне нервно воспринимает любой шум и постоянно ругается, а иногда даже вызывает участкового.
Конфликтовать с таким соседом сразу не нужно, для начала попробуйте пообщаться с ним лично, найти общий язык.
«
"Возможно, у него определенные жизненные обстоятельства и подобный "жалобный террор" есть способ привлечь внимание и заявить о своих потребностях", – указывает Левина.
Помните, ремонт все равно закончится, а соседи останутся. "Если возникли внезапные обстоятельства, обсудите их с тем соседом, от которого поступила жалоба, и договоритесь о решениях. Как правило, всегда есть возможность оговорить допустимый временной промежуток для громких работ или на какое-то время заменить громкие работы на тихие", – добавляют в школе ремонта "Леруа Мерлен". Обсудите с прорабом, можно ли использовать инструменты, которые производят меньше шума. Если вы делаете ремонт самостоятельно, при покупке инструментов отдавайте предпочтение моделям, работающим более тихо.
Однако, случается, что мы имеем дело с клиническими жалобщиками. "У вечных ворчунов иначе работает восприятие и память, положительные моменты в ней просто не фиксируются, такие люди всегда будут видеть изъяны, даже если по факту их нет", – поясняет Левина.
В этом случае психолог советует "отращивать мышцу принятия". Соблюдая правила по шуму, сохраняйте свое спокойствие и эмоциональную нейтральность. При общении с такими людьми задавайте себе вопрос, что вам важно: быть правым или быть спокойным?