Урна следит за тобой, или Интеллект на службе системы обращения с отходами

Читать на сайте realty.ria.ru
Утвержденные в спешке в прошлом году территориальные схемы по вывозу мусора, сегодня ставят перед городскими властями массу задач. Во-первых, необходимо следить за тем, чтобы периодичность посещения мусоровозами контейнерных площадок совпадала с нормативами накопления. Во-вторых, нужно контролировать, чтобы маршруты движения транспорта каждый раз заканчивались именно теми полигонами, которые входят в государственный реестр. А еще есть в-третьих и в-четвертых… В общем, дел невпроворот. Руководитель комитета по энергетике МОРО "Деловой России", председатель совета директоров ГК "ЭнергоАльянс" Алексей Смирнов рассказал, как внедрение умных технологий позволит "управлять мусором" на всех этапах. Но главное, он объяснил, что умная система мониторинга наконец позволит собственниками многоквартирных домов понять принцип ценообразования новой коммунальной услуги в ЖКХ-квитанции, которую они начали оплачивать с этого года.

Головная боль в трех актах

По данным Роспотребнадзора, только за прошлый год в нашей стране образовалось более 7 миллиардов тонн отходов различных классов опасности. Несмотря на то, что в общей структуре загрязняющих окружающую среду материалов городской мусор занимает не более 4%, сегодня именно его скопления являются источником головной боли для большинства руководителей регионального уровня.

Наиболее загрязненными являются территории Сибирского федерального округа. Сибирской природе приходится выдерживать нагрузку в более чем 5 миллиардов тонн техногенных отходов. ЦФО – самый густонаселенный федеральный округ – находится на 5 месте. По-прежнему самыми загрязненными городами России считаются город Кировск Мурманской области, произведший за прошлый год более 100 миллионов тонн отходов, а также якутский город Нерюнгри и столица Забайкальского края – Чита.

Известно, что наиболее загруженным коммунальными отходами регионом является Московская область, на территории которой происходит утилизация 3,5 миллиона тонн собственного мусора и большая часть бытовых отходов Москвы – около 4,5 миллиона тонн. Федеральный законодатель с самого начал мусорной реформы в 2016 году определил, что именно субъекты РФ обязаны придумать, что делать с многочисленными незаконными свалками и теневым рынком вывоза бытовых отходов, а также наладить систему обращения с отходами как в крупных городах и мегаполисах, так и в отдаленных населенных пунктах с небольшой численностью населения.

На сегодняшний день можно выделить три основные проблемы, связанные с работой специализированных организаций, занимающихся вывозом мусора в российских городах.
Первая проблема связана с непрозрачностью тарифов по обращению с ТКО. Во многом именно "цена вопроса", а не локальные экологические протесты против строительства мусороперерабатывающих комплексов, стала причиной широкого общественного недовольства мусорной реформой.
Вторая проблема вытекает из первой. Палки в колеса буксующей мусорной реформе вставляет и недобросовестное выполнение обязанностей самими подрядными организациями, которые покрывают собственную неэффективность за счет платы граждан. Это уже неоднократно становилось предметом для разбирательства различными контрольными и надзорными органами с привлечением общественных организаций.
«

По итогам проведенных проверок и мониторингов руководством страны было принято однозначное решение, что тарифы на ТКО в части нормативов должны быть "выравнены", и в целом дальше могут пересматриваться только в сторону уменьшения. Это значит, что для зарождающейся в нашей стране новой отрасли сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов требуется искать внутренние резервы роста.

Третья проблема кроется в отсутствии реального контроля за деятельностью привлекаемых региональными операторами подрядных организаций по оказанию населению качественной услуги.
Генеральная уборка мира

Оцифруйте это немедленно

Очевидно, что исправлять ситуацию необходимо с помощью системных решений. Сегодня таковые существуют, более того, в той или иной форме уже применяются, в том числе в реализации проектов "умного города". Осталось только интегрировать их в нужную сферу.
Первое, что необходимо, это "оцифровать" совместную работу регоператоров ТКО и УК. Очевидно, что последние должны стать инициатором процесса по внедрению интеллектуальных систем. УК, в первую очередь заинтересованы в упрощении контроля за деятельностью компаний, отвечающих за вывоз отходов.
Сегодня на рынке существуют платформы, с программным обеспечением, которое имеет соответствующий внутренний и внешний интерфейс. С их помощью возможно объединить в единую базу все элементы управления вывозом ТКО: системы мониторинга мусоровозов через навигационное оборудование и специальные видеорегистраторы как на локальном, так и на городском уровнях, а также датчики, контролирующие уровень наполнения контейнеров.
«

Такие платформы могут в автоматическом режиме выстраивать оптимальные маршруты движения спецавтотранспорта. Как итог, сокращение затрат на топливо до 25%. Ведь именно расходы на топливо на 65% формируют тарифы на вывоз ТКО.

Эти вопросы УК следует решать, что называется, "на берегу", а значит прописывать наличие интеллектуальных систем и возможности их интеграции еще на этапе заключения сервисных и иных договоров с оператором. Чтобы в случае выявления фактов неисполнения регламентных работ, УК могли расторгать отношения с недобросовестными подрядчиками.
Второе, что необходимо сделать, повысить платежную дисциплину и прозрачность тарифов. Интеллектуальные системы позволяют выставлять счета за ТКО собственникам помещений в электронном виде, а также объединять эти данные с личными кабинетами на сайтах УК или сервисов сайта Госулуг.
С помойки в золотой дворец: как бывший мусор украшает крутые интерьеры

Миссия выполнима

Эффективность умных систем подтверждена мировым опытом. Так, в Нью-Йорке с 2003 года действует система BigBelly, которая позволяет справляться ежедневно со сбором и утилизацией колоссальных объемов в 10,5 тысячи тонн бытовых и 13 тысячи тонн промышленных отходов. Умная система в автоматическом режиме определяет, на каких конкретно улицах скапливается больше всего мусора и как быстро коммунальные службы смогут его убрать. Стоит ли говорить, что это позволяет ежедневно экономить драгоценные человеческие и материальные ресурсы.
Или, например, два крупных испанских города – Барселона и Мадрид. В этих мегаполисах в каждый мусорный контейнер вмонтированы ультразвуковые сенсоры, которые оповещают коммунальные службы, когда приходит время приступать к вывозу отходов. Система автоматически рассчитывает график передвижения коммунального спецтранспорта, чтобы сэкономить топливо и меньше загрязнять выхлопными газами городские улицы.
Сегодня нет препятствий для реализации этих процессов в нашей стране, нормативная база для использования передового российского и зарубежного опыта достаточна для его применения. А общая эффективность внедрения умных систем составляет от 15 до 30%.
Сжать, помыть, раздавить. Как раздельно собирать мусор
Обсудить
Рекомендуем