Пассажирские теплоходы уже давно стали привычной панорамой акватории Москвы-реки, так что не каждый турист потянется за телефоном, чтобы сфотографировать их неспешный ход. То ли дело коммунальные суда, очищающие реку, – их работа зачастую собирает толпы людей. Ничего удивительного, ведь сбор мусора на реке, это завораживающее действо. Корреспонденты РИА Недвижимость взошли на борт одного их таких кораблей и послушали байки его капитана.
Теплоход из "Бриллиантовой руки"
"Бывает, в Лужниках или в парке Горького собирается толпа – всем интересно. Для них наша работа – зрелище. Я иногда говорю по громкой связи после того, как соберем мусор: "Где наши законные аплодисменты?" И люди начинают аплодировать. А я им: "Уважаемые москвичи и гости столицы, соблюдайте чистоту, берегите природу ", – рассказывает механик, капитан-дублер судна-мусоросборщика "МС-1" "Мосводостока" Ринат Хисматуллин.
Хисматуллин начал собирать мусор на Москве-реке еще 1988 году, тогда он ходил на небольшом корабле с ковшом на носу. Однако в 90-х годах произошла серьезная модернизация коммунальной флотилии, в Москве появились три новых судна-мусоросборщика – "МС-1", "МС-2" и "МС-3". Они оборудованы специальными ковшами на носу, которые поднимают мусор и скидывают его в бак. Рядом стоит кран с ковшом, который может сдвигать отходы в глубину бака, доставать их оттуда, поднимать при необходимости мусор из воды.
«
Название судов "МС" расшифровывается как мусоросборщик. "Но мы свой корабль называем в шутку Михаилом Светловым, как теплоход из "Бриллиантовой руки", – рассказывает Хисматуллин.
Лиса, выходи!
Нередко мусоросборщики спасают собак и других животных, случайно попавших в воду. Одну из спасенных собак, у которой не нашлись хозяева, забрали в порт "Мосводостока". "Обычно собаки боятся кораблей. А эта прямо к нам и поплыла. Мы ее оставили у себя, назвали Люськой. Она у нас жила долго, пока не умерла", – отмечает Хисматуллин.
Однажды команда Хисматуллина спасла даже человека. "Идем как-то в районе Красной площади, бежит мужик по мосту через реку. И вдруг, бабах! Я сначала подумал, что-то в воду скинули. А потом смотрю, этот мужик из-под воды выплывает и кричит: "Помогите!". Я мотористу: "Леня, человек за бортом". Тот ему круг сразу кинул, он в него вцепился, глаза вот такие большие. Я его ковшом поднял. Потом оказалось, что мужчина был с психическим расстройством и потому упал с моста", – рассказывает он.
Была в практике Хисматуллина и помощь диким лисам. На Бобровом острове, который находится недалеко от порта "Мосводостока" в затоне Новинки (у бывшей промзоны ЗИЛ), помимо бобров живут лисы. Однажды в ноябре, когда уже пошел снег, команда "МС-1" решила помочь лисам с пропитанием.
"Походим к острову, я громкую связь включил и говорю: "Лис, лис, выходи кушать!" И смотрим, а лиса и правда вышла из леса, стоит нас ждет. Мы еду положили на берег, она и поела", – вспоминает он.
Секреты чистоты
Столичная технология очитки реки от мусора с помощью специальных судов почти уникальна. Далеко не во всех городах и странах существует подобная практика, говорит Хисматуллин. "Я знаю только, что так же чистят реки в Голландии и США. Но чаще в городах или вообще не собирают мусор в реках, или используют специальные уловители вдоль берегов", – отмечает он.
Команда судна "МС-1" Хисматуллина отвечает за участок реки в центральной части города – от Крымского моста до 10 шлюза канала имени Москвы. Экипаж состоит из капитана-дублера, моториста-рулевого и матроса. На этом же корабле работает еще одна такая же команда, только вместо капитана-дублера в ней работает капитан судна.
Когда река свободна ото льда, она очищается постоянно пока светло, то есть примерно с четырех утра до девяти вечера летом. Потому команды мусоросборщиков работают посменно. "Зимой работаем по мере надобности, выходим на оттаявшие участки иногда. Но вообще, зимой наши мусоросборные суда проходят профилактику и ремонтируются", – рассказывает руководитель группы ЭГТС флота "Мосводостока" Владимир Лапенков.
По его словам, флот "Мосводостока" был сформирован в 1975 году и сегодня включает 30 плавсредств: 14 самоходных судов и 16 несамоходных плавсредств. Это суда разных типов: теплоходы и катера для обследования акватории, мусоросборщики, нефтесборщики, плавкраны, шаланды и буксиры, которые используются во время дноочищеня. Для быстрого реагирования на аварийные сбросы вредных веществ в воду организовано круглосуточное дежурство четырех судов.
Для сбора мусора используются пять судов: "МС-1", "МС-3", "НМС-3", "НС-2" и небольшой корабль "Яуза-1" для работы на отмели. "МС-2" принадлежит флоту канала имени Москвы.
Больше всего мусора приходится собирать по весне, когда тает снег, открывают плотины и шлюзы. Также много мусора появляется после сильных ливней, поскольку мусор стекает с берегов в реку, отмечает Хисматуллин.
"Самый большой мой рекорд по сбору мусора был в 2008 или 2009 году, когда прорвало плотину на Можайском водохранилище. За день мы поймали 75 кубометров мусора. Это пять баков на корабле (по 15 кубометров). Пришлось вызывать баржу, чтобы перемещать в нее мусор с "Михаила Светлова", – делится воспоминаниями капитан.
От черепах до "Мерседесов": что находят на дне Москвы-реки Дело жизни
Работа на мусоросборщике для Хисматуллина – дело жизни. Он родился в районе недалеко от порта "Мосводостока", все детство провел на Москве-реке, видел, как ходят корабли.
"Маленькими мы подходили к капитанам, просили нас прокатить. Когда пришло время выбирать, на кого учиться, я не раздумывая пошел в Московскую государственную академию водного транспорта", – рассказывает он.
Также Хисматуллин работает на пассажирских кораблях. Но это, по его мнению, совсем не так интересно. "Там перевозишь пассажиров как водитель автобуса, находишься как на привязи. Здесь же свободы гораздо больше. На "МС-1" я отдыхаю душой, знаю свою работу, и она мне нравится", – объясняет он.
К тому же капитаны других судов с большим уважением относятся к мусоросборщикам. Мусор создает опасность для кораблей: мелкий мусор может забивать фильтры, из-за чего закипают двигатели, а крупный может повредить винты.
"Так что наша работа – это не только чистота, но и безопасность", – заключает капитан.