Среди москвичей ходит вечная "шутка-страшилка", что город рано или поздно провалится под землю. Впрочем, жителями других мегаполисов мира тоже есть, чем нервы пощекотать. Сайт "РИА Недвижимость" вспоминает самые распространенные страхи, связанные с городским строительством, и пытается выяснить, нужно ли начинать паниковать, или у страха все-таки глаза велики.
Гиганты на ножках
В процессе развития и разрастания городов любые архитектурные и инженерные новшества вызывают у горожан массу страхов, причем иногда весьма анекдотических. Так, например, первые эскалаторы пугали пассажиров. Говорят, что в лондонском метро был нанят одноногий человек, который катался по эскалатору туда и обратно, показывая, что механизм не опасен.
А знаменитый Флэтайрон-билдинг (дом-утюг) в Нью-Йорке вообще вызвал ужас у горожан, которые считали, что из-за его формы он будет разрезать воздушные потоки, тем самым способствуя появлению ураганных ветров. Впрочем, некоторые молодые джентльмены смекнули, что ветра будут задирать дамам юбки, и даже стали дежурить у здания в надежде "запретных видов". Какое-то время полиции приходилось разгонять их. Теперь же, все мифы развеяны, и возле здания обустроена зона для отдыха.
Города мира. Нью Йорк
Но, разумеется, с разрастанием городом вверх за счет небоскребостроения людей охватывал новый страх – а не провалятся ли города под землю из-за веса гигантов. Не обошел этот страх и москвичей.
"Действительно, высотные здания – это объекты с большим собственным весом, которые еще и аккумулируют в себе серьезную нагрузку, складывающуюся из массы предметов обстановки квартир и людей, которые находятся в них", – констатирует руководитель центра технического обследования зданий и сооружений АО "КТБ ЖБ" Игорь Румянцев.
«
Но опасаться этого не стоит, успокаивает эксперт, ведь сбор и расчет нагрузок, которые будут передаваться от фундамента здания на грунты основания, и анализ результатов инженерно-геологических изысканий проводятся на самой ранней стадии проектирования. "В результате выбираются наиболее безопасные и оптимальные конструктивные решения, полностью исключающие "перегрузку" грунтов основания", – говорит Румянцев.
Любой высотный проект предусматривает перераспределение нагрузок таким образом, чтобы давление на единицу площади грунтового основания не превышало допустимых значений, добавляет он.
Турист смотрит на самый большой небоскреб Бурдж-Халифа в Дубае
Действительно, в мире существует немало примеров высотного строительства в условиях крайне сложных для возведения таких зданий.
Так, 163-этажная высотка "Бурдж-Халифа" в Дубае высотой более 800 метров стоит на песках и давит на них всей своей массой, которая составляет 500 тысяч тонн. В фундаменте дубайской башни для закрепления конструкции применялись специальные висячие сваи в количестве 200 штук – длиной 45 метров и диаметром 1,5 метра. А для железобетонного каркаса небоскреба была разработана специальная марка бетона, который легко выдерживает температуру более +50оC, что исключает его деформацию.
Города мира. Нью-Йорк
Опасения, что небоскреб может провалиться или рухнуть даже в зоне высокой сейсмической активности, отлично развеивает башня "Тайбэй 101" в столице Тайваня. Упасть 500-метровому (включая шпиль) гиганту не дает огромный "маятник" – он же инерционный демпфер весом в 660 тонн, подвешенный внутри здания с 87-го по 91-й этаж.
Крупнейший инерционный демпфер башни Тайбэй 101
Подземная жизнь
Впрочем, все крупнейшие мегаполисы мира растут не только вверх, но и вниз. Самое известное подтверждение тому – Канада, где под землей есть целые улицы с фонтанами и магазинами и даже автострады.
Широко известен и является одной из туристических достопримечательностей подземный город Монреаля (La ville souterraine). На сегодняшний день подземная сеть этого города связывает 10 станций метро, 2 автобусных терминала, 1200 офисов, более 2 тысяч магазинов, около 1,5 тысяч жилых домов, 200 ресторанов, 40 банков, 40 кинотеатров, там даже расположены отели, художественные галереи и выставочные центры.
Подземный город RESO в Монреале
Еще один пример – это американский Бостон, который был специально переустроен при помощи проекта создания подземных дорог. Перед началом строительства проводилась оценка грунтов, которая показала, что с ними могут возникнуть проблемы, но строить дороги все равно пришлось. В итоге подземные магистрали соединили запад и восток города, подземная трасса также связала районы Бостона с аэропортом. Причем все подземные проекты были реализованы весьма успешно.
Очень активно осваивают подземелья в Китае – план подземной застройки городов был разработан в масштабах целой страны. В частности, первые этажи офисов в китайских городах часто расположены ниже нулевого уровня. Также в стране есть, например, подземная электроподстанция.
Но, несмотря на то, что подземное строительство – далеко не новинка во всем мире, горожане по-прежнему опасаются, что это приведет к обрушениям. К слову, основания для страхов все-таки имеются.
Так, например, в 70-е годы во Флориде, в парке Винтер, несколько зданий обрушились в результате провала, хотя до этого ученые предупреждали власти города о том, что застраивать этот район небезопасно. В 2010 году в Гватемале образовалась 70-метровая воронка, которая поглотила сразу несколько районов. В американском Орегоне в 2016 году пришлось полностью закрыть шоссе 101, на котором образовалась воронка глубиной в 10 метров.
Однако эксперты указывают, что даже подтвержденный статус повышенной карстовой опасности не означает полного запрета на строительство. "В этом случае речь идет о необходимости выполнять комплекс защитных мероприятий – и опасность образования карстовых воронок сводится к минимуму", – подчеркивает Румянцев.
Станция "Савеловская" Большой кольцевой линии
Мифология по незнанию
Многие распространенные представления о происходящем под землей так и остаются мифами, как, например, "страшилка" об опасности московского "Метро-2".
«
"Это всего лишь часть общей подземной инфраструктуры города, которая построена и эксплуатируется наравне с действующей системой метрополитена. Ни о какой повышенной опасности здесь речь не идет, вся таинственность связана лишь с тем, что большинство москвичей не пересекается с этой системой", – поясняет Румянцев.
Если же говорить о строительстве нового метро, скажем, веток, идущих в новую Москву или Большой кольцевой линии – можно быть уверенными, что еще на этапе инженерных изысканий и проектирования была сделана полная оценка влияния строительства на окружающую застройку, добавляет он.
Много опасений москвичей связано в том числе с грунтовыми водами.
Случаи проблем с ними при строительстве подземных объектов нередки. Так, например, в Харькове после прокладки метрополитена в прилегающих к его трассе городских кварталах во многих домах и котельных начали подтопляться подвалы. Как оказалось, тоннели метро, построенные поперек потока подземных вод, сыграли роль своеобразной плотины, что привело к повышению уровня подземных вод. Подобные случаи наблюдались и в других городах.
Центральный зал станции метро "Спортивная" в Харькове
Однако москвичам опасаться подтопления грунтовыми водами не стоит. По словам Румянцева, оценка возможности строительства подземного объекта в том или ином месте выполняется путем построения модели грунтового массива и моделирования на нем объектов "окружающей застройки". После чего моделируется строящийся объект и производится высокоточный анализ воздействий, которые он оказывает на окружение.
"В случае если факторы влияния превышают допустимые значения, обязательно предусматриваются защитные мероприятия и дополнительные конструктивные решения. И такие меры принимаются до запуска любого транспортного проекта и вообще при любом строительстве в городе", – заключает эксперт.