Корреспондент РИА Недвижимость побеседовала с "Лидером России"… Нет, это не то, что вы подумали. В этом году обладателями этого звания стали сразу 104 победителя одноименного конкурса. Один из них, руководитель дирекции по строительству распределительных сетей АО "МОЭСК – Инжиниринг" Андрей Вострокнутов, рассказал, в чем суть конкурса, чем нужно "болеть", чтобы добиться успеха, и что такое за зверь такой – энергетический инжиниринг.
Подземный фронт
В энергетическое строительство Андрей Вострокнутов попал через огонь, воду и медные трубы – точнее, строительство, работу в закупочном отделе и даже нефтегазовую отрасль. Добиться директорского кресла в уютном кабинете здания "МОЭСК-Инжиниринг" уроженцу Самары и выпускнику архитектурно-строительного университета, по словам ныне руководителя дирекции строительства распределительных сетей, помогли "болезнь работой" и неустанный труд.
Андрей Вострокнутов
Сейчас его основная "болезнь" и первостепенная профессиональная задача – вынос инженерных коммуникаций при строительстве новых объектов в Москве. От взглядов столичных жителей эти процессы по большей части скрыты, но, как отмечает Вострокнутов, их незаметность и определяет успешность работы "МОЭСК-Инжиниринг".
«
"Скажем, в городе строится новая станция метро. Чтобы это сделать, необходимо вырыть котлован минимум 25 метров в глубину. Понятно, что станция находится или в будущей, или в существующей застройке, где все то, чем пользуются люди в домах – водопровод, электричество, – подведено под землей. Чтобы раскопать котлован, эти коммуникации перед строительством необходимо убрать, чтобы не повредить их, а также не лишить москвичей всех удобств", – объясняет Вострокнутов.
Для выноса коммуникаций специалистов "МОЭСК-Инжиниринг" привлекают не только при строительстве метрополитена, но и других объектов: жилых и коммерческих зданий, торговых центров, административных объектов. Совсем недавно компания подготовила под застройку район Некрасовки, переложив там сети. Сейчас подобный проект разрабатывается для строительства важной транспортной развязки – Юго-Восточной хорды.
Рабочие проводят строительно-монтажные работы в тоннеле кабельного коллектора
Старые коммуникации демонтируют только после прокладки и подключения новых по другому маршруту, согласованному всеми ответственными инстанциями, подчеркивает Андрей. Таким образом, потребители в лице москвичей изменений совсем не замечают, и строительство новых городских объектов никак не сказывается на наличии света и воды в домах.
В тренде
Андрей уверяет: перенос высоковольтных воздушных линий под землю – один из гарантов грамотного развития города в будущем.
«
"И это касается не только Москвы, но и любого мегаполиса. Программа "Чистое небо", которая реализуется в столице, уже давно не просто программа, а настоящий тренд, целое направление строительной деятельности в части линии электропередач", – отмечает он.
По словам собеседника агентства, в длительной перспективе городу с плотной застройкой и большим количеством населения невыгодно оставлять линии электропередач в воздухе – это сильно ограничивает возможности использования территории.
Охранная зона ЛЭП — это территория вдоль линий электропередачи в виде участка земли и воздушного пространства по обе стороны от крайних проводов. У линий напряжением 0,4 кВ это расстояние составляет 2 метра от крайнего провода, для 10 кВ – 10 метров, для 35 кВ – 15 метров, на линиях 110 кВ – 20 метров, 220 кВ – 25 метров. На этом участке земли нельзя ни строить, ни жить.
"Для мегаполиса это непозволительная роскошь и жесткое ограничение. Если в уже существующем микрорайоне есть потребность, скажем, в создании рекреационной зоны (парка или сквера) но на свободном участке проходят воздушные линии электропередач, единственная возможность реализовать проект – перенести их под землю. Да, это будет дороже, но выгода в будущем будет несоизмерима затратам", – объясняет Вострокнутов.
Большая часть сетей МОЭСК уже находится в подземных кабелях. Как отметил Вострокнутов, те высоковольтные линии, что еще остались в воздухе, дорогие по перекладке, но и они в ближайшие годы перестанут закрывать московское небо.
"Мы стремимся к этому и, думаю, максимум в течение десяти лет придем к тому, что абсолютно все кабели в границах Москвы будут в земле", – говорит он.
Среди лучших
Участвовать в конкурсе "Лидеры России" Андрей решился не сразу. О соревновании среди управленцев он впервые услышал от самарского друга, но так и не подал заявку на первый сезон.
"Лидеры России" – открытый конкурс для руководителей нового направления. Соревнование проходит в несколько этапов: дистанционный отбор с помощью тестов на интеллектуальные способности и управленческий потенциал; региональные полуфиналы, включающие в себя решение бизнес-кейсов; и финал, в рамках которого управленцы проходят оценочные мероприятия, принимают участие в деловых играх и встречаются с экспертами со всей страны.
"Сначала подумал, куда мне тягаться с такими мастодонтами управления, не потяну", – со смехом вспоминает Вострокнутов. "А ко второму сезону все-таки решился. О том, что решил участвовать, знали только жена и трехлетний сын, коллегам ничего не говорил вплоть до выхода в полуфинал".
Андрей Вострокнутов
Уже на дистанционном этапе оказалось, что испытание будет не из простых: на онлайн-тестировании конкурсантов проверяли не только на наличие управленческих навыков и умений, но и на знание математики, русского языка, искусства и других областей. Вострокнутов признается: не так сложно было повторять даты исторических событий при подготовке, как выделять свободное время для прохождения тестов.
«
"Меня не удивило наличие вопросов из теории общих знаний, это же конкурс "Лидеры России", а не просто "Лидеры". Знать свою страну необходимо, а если не знаешь, то ты максимум лидер собственной компании, коллектива или музыкальной группы", – отмечает собеседник агентства.
С успехом пройдя и дистанционные испытания и проверку на региональном полуфинале, Вострокнутов обеспечил себе участие в финале. В его рамках он, как и другие участники, был обязан реализовать социальный проект, направленный на улучшение условий жизни незащищенных слоев населения. Вострокнутов совместно с одним из благотворительных фондов Москвы организовал акцию помощи детям-сиротам – по его словам, после рождения сына трепетное чувство к малышам, растущим без родителей, стало еще сильнее.
«
"Я занимаюсь благотворительностью и вне рамок конкурса, но не люблю этим бравировать. Если ты помогаешь, то не должен ожидать, что тебя за это погладят по голове. Благотворительность - просто хорошее дело, которое может сделать каждый", – говорит Вострокнутов.
В победу в конкурсе он не верил до последнего, даже когда услышал свое имя в списке 104 лучших со сцены. Говорит, что мечтать о победе себе запрещал, чтобы не отвлекаться от работы в рамках конкурса.
"Идти к победе – это одно, это действовать, что-то предпринимать. А фантазировать о победе – значит, идти назад. Выиграв у себя в голове, ты не выиграешь в жизни", – уверен руководитель.
С "Лидеров России" Андрей унес не только диплом, памятную статуэтку и грант на обучение, но и немало полезный знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе. Для себя он выделяет три самых важных пункта: во-первых, для решения любых задач важно иметь фундамент в виде семьи, которая всегда поддержит. Во-вторых, сложную задачу всегда решает коллектив, он же добивается максимального результата при слаженной работе. В-третьих, озвучивание своих слабых и сильных сторон и принятие конструктивной критики – огромный шаг на пути к совершенствованию.
По правилам конкурса, принять в нем участие еще раз управленцы могут только спустя два года. Андрей уверен: через указанный срок он обязательно вернется в ряды претендентов на победу.
Будущее за цифрой
Как и в ситуации с конкурсом, Вострокнутов не любит делиться планами на будущее с широким кругом людей.
"Я предпочитаю сначала сделать что-то, а потом сказать: "Вот, это моих рук дело!", чем рассказывать все наперед", – улыбается руководитель.
Но кое-что о планах на будущее выяснить все-таки удалось. Так, по словам Андрея, с этого года и в течение четырех следующих лет "МОЭСК-Инжиниринг" плотно займется программой по цифровизации московской энергетики. За счет нее энергетические потери значительно снизятся, учет электроэнергии станет лучше и точнее, а это, в том числе, отразится на кошельках и города, и бизнеса, и населения.
«
"Для конечного потребителя энергии, то есть москвичей, это означает повышенную отказоустойчивость. То есть, если уже сейчас в случае серьезной аварии горожане сидят без света максимум полчаса, в будущем отключений электроэнергии не будет вообще", – объясняет Вострокнутов.
"Планов, конечно, немало, и мы методично идем к их реализации, чтобы сделать жизнь в городе еще лучше", – заключает Вострокнутов.