Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Дирижируя полнолунием: как укрощают газ на месте строительства магистрали

Читать на сайте realty.ria.ru
Газ в домах воспринимается как данность, и мало кто задумывается, что провести его туда – дело непростое: специалисты должны действовать буквально с ювелирной точностью, нередко в условиях "дикой" природы и непроходимых буераков. Корреспондент РИА Недвижимости побывал на месте стройки газопровода в новой Москве и своими глазами увидел, как это делается.

"Дикая" вахта

Корреспондентов в штабе строителей магистральных газопроводов "Мосгаза" в новой Москве встречают чаем и угощением. А затем приглашают в огромную машину почти трехметровой высоты – вахтовый автобус для работников, на 20 человек.
Это внедорожник, на котором сотрудников возят до места стройки на смены. Дело в том, что строительство газопровода в новой Москве ведется в условиях "дикой" природы. В лесах и полях есть ограничения даже у внедорожников. Например, колесный транспорт не всегда может проехать по болотистой или затопленной местности, тогда в ход идет гусеничная техника.
Журналистов привозят на место монтажа запорного устройства на участке нового газопровода от деревни Пыхтино до Калужского шоссе. Площадка расположена рядом с Киевским шоссе, и над ней часто взлетают и садятся самолеты.
Здесь становится очевидной необходимость вахтовки: вокруг грязь, земля оттаивает под лучами набирающего силу весеннего солнца. Поэтому все работники ходят в высоких резиновых сапогах.
Строительство магистрального газопровода на территории ТиНАО
Работать в таких условиях, конечно, довольно сложно, особенно если на улице плохая погода. Но строители могут погреться в вахтовом автобусе. На базе штаба, откуда журналистов привезли на стройплощадку, есть большая общая кухня, а также бытовки со всеми удобствами – от стиральной машины до сушки одежды. Те, кто работают вахтовым методом, живут здесь с комфортом.

Полторы минуты вместо двух часов

"Современные запорные устройства (шаровые краны) – полностью автоматизированы, ими можно управлять как на месте, так и из центральной диспетчерской "Мосгаза". Устройства позволяют отключить аварийный участок газопровода за считанные минуты – в среднем, чтобы перекрыть газ, требуется полторы минуты. Раньше на это уходило не менее двух часов. Благодаря таким устройствам безопасность и надежность системы газоснабжения повышается во много раз, рассказывает начальник строительно-монтажного управления АО "Мосгаз" Сергей Енгоян.
Запорное устройство газопровода
Запорные устройства обязательно устанавливаются в местах пересечения газопровода с дорожно – транспортными магистралями и водными преградами. "Здесь перед Киевским шоссе, со стороны деревни Пыхтино устанавливаем шаровой кран диаметров 800 миллиметров, а с противоположной стороны дороги – диаметром 1000 миллиметров", – отмечает Енгоян.
Автоматизированное запорное устройство монтируется внутри специальной железобетонной камеры, сверху которой остается люк. Перед монтажом проводится обязательная проверка работоспособности запорного устройства.
Нажатие кнопки на приборной панели блока управления с целью проверки работоспособности запорного устройства
Специалист эксплуатационной службы "Мосгаза" нажимает на специальную кнопку на приборной панели блока управления – и система начинает медленно закрываться. Этот процесс чем-то напоминает ускоренное полнолуние.
Перекрытие газоснабжения с помощью автоматического запорного устройства
Строительство сетей газораспределения на территории ТиНАО "Мосгаз"
Строительство сетей газораспределения на территории ТиНАО "Мосгаз" начал в мае 2018 года. До 2030 года планируется построить около 300 километров сетей. Использование автоматических запорных устройств компания начала восемь лет назад, за это время в Москве было установлено более 600 таких кранов.

Дирижер трубного оркестра

После проверки системы, запорное устройство поднимает подъемный кран и опускает в камеру: оно должно встать точно между подготовленными участками газопровода, а внизу оборудование принимают монтажники, для подготовки к сварочным работам. Руководит всем этим прораб, причем в этой смене это женщина – Елена Куковякина.
Перенос запорного устройства
"По чуть-чуть, медленно. Понял? Марат, вниз!", – уверенно отдает команды коллегам Куковякина. Она следит за тем, чтобы шаровой кран встал ровно на свое место, и в буквальном смысле дирижирует крановщику и специалистам, принимающим участок внизу.
Прораб Елена Куковякина руководит процессом монтажа запорного устройства
"Это ювелирная работа во всех смыслах слова, поэтому сотрудники должны быть максимально профессиональными. Во-первых, нужно с точностью до 3 миллиметров отрезать участок, чтобы он встал на свое место. Кстати, мы даже время для установки специально подбираем: в разное время суток длина трубы меняется в пределах одного сантиметра. Во-вторых, поставить его нужно тоже очень точно", – подчеркивает Енгоян.
Запорное устройство внутри камеры
После установки запорного устройства в камере, соединения труб сваривают.

Рентген для газопровода

Показали журналистам и работу инновационного робота-исследователя сварных стыков стального газопровода, который используется для стопроцентного контроля качества сварных соединений. Он применяется после сварки труб во время строительства газопровода – или когда трубы находятся еще на поверхности земли, или когда уже уложены в траншеи. Также его можно применять во время капитального ремонта газопроводов.
Инновационный робот-исследователь сварных швов газопровода
"Мы им пользуемся около года. Его главное преимущество – панорамный способ исследования: прибор делает рентген шва между трубами изнутри, и это во много раз повышает качество снимка. Изображение отпечатывается на специальной высокочувствительной пленке, которую мы накладываем на шов снаружи трубы", – рассказывает ведущий инженер Управления технического надзора "Мосгаза" Андрей Ткачев.
Пленка поверх трубы для отображения снимка, который делает робот-исследователь изнутри
Робот весом около 120 килограммов за раз может пройти до трех километров труб, поэтому он сокращает время работы строителей: раньше использовались менее мобильные технологии. Проявка рентгеновских снимков проводится здесь же, в мобильной лаборатории с помощью автоматической проявочной машины – они готовятся в течение получаса.
Применение таких технологий в контроле качества, а также совокупность визуально-измерительного и рентгеновского методов контроля, позволяет говорить о гарантированном качестве сварки и безопасной эксплуатации газопроводов.
Обсудить
Рекомендуем