Максим Егоров: Статистика отрасли ЖКХ в России нуждается в актуализации

Читать на сайте realty.ria.ru
ЖКХ по-прежнему остается одной из самых острых тем для российского общества, а самые больные точки в данной сфере – неплатежи и износ коммунальных систем. При этом, говорит Максим Егоров, недавно назначенный замглавы Минстроя РФ, ответственным за ЖКХ, мы далеко не всегда располагаем корректным данными о реальном состоянии сетей и объектов коммунальной инфраструктуры в стране, поскольку сама статистика в этой области требует обновления. В своем первом интервью на посту замминистра Егоров рассказал РИА Новости, какие законодательные инициативы в жилищно-коммунальной сфере станут приоритетными для Минстроя в 2019 году, а какие ведомство решило поставить на паузу, поскольку считает их поспешными.
– Максим Борисович, это ваше первое интервью в должности замглавы Минстроя, отвечающего за сферу ЖКХ. Какие задачи на этом посту вы считаете для себя главными?
– Самая главная — выполнение майского указа президента по реализации национального проекта "Жилье и городская среда", а также двух федеральных – "Чистая вода" и "Оздоровление Волги". И главный результат, на который мы нацелены, это оценка россиян, каждый житель нашей страны должен почувствовать изменения к лучшему. Параллельно с этой амбициозной задачей мы будем качественно исполнять свою текущую работу по бесперебойной поставке воды и тепла гражданам нашей страны.
– Задачи в рамках нацпроекта стоят очень серьезные. Не страшно – вы себе камикадзе не кажетесь?
– Абсолютно нет, потому что мы каждую минуту отвечаем за системы жизнедеятельности человека – канализацию, тепло, воду, свет, управление домами, вывоз мусора, ликвидацию аварий.
– И как вы оцениваете на сегодняшний день состояние систем ЖКХ?
«
– Страна у нас большая, каждый субъект, каждый муниципалитет находится в разных климатических и экономических условиях, где-то изношенность минимальная и находится в нормативных параметрах, а где-то износ достигает 50-60 процентов, поэтому нельзя подходить ко всем муниципалитетам с одной меркой. Однако наши проблемы не только в старении сетей, но и в управленческих командах на местах. За последние годы институт профессионального образования в сфере ЖКХ был утрачен на всех стадиях – от слесаря-водопроводчика и электрика до менеджмента.
– И что Минстрой на федеральном уровне может сделать с этим? Ведь даже заменить одного регионального министра ЖКХ на другого не в ваших компетенциях.
– Сменить министра мы не можем, с этим в случае необходимости прекрасно справляются главы регионов, но в наших силах вооружить специалистов на местах знаниями и технологиями. Для этого Минстрой планирует цикл обучающих мероприятий. Так, в феврале у нас запланированы два семинара: один по расселению аварийного фонда, другой по конкурсу для малых городов и исторических поселений.
– Недавно глава Минстроя Владимир Якушев заявил, что отрасль недофинансирована. Сколько средств не хватает, чтобы она успешно функционировала? Каков уровень задолженности в отрасли, какова доля безвозвратных долгов?
– По состоянию на третий квартал 2018 года, задолженность составляет 1 триллион 300 миллиардов рублей. При этом 750 миллиардов из них – это общая задолженность населения и управляющих компаний. Долги колоссальные, и они связаны со множеством причин, в первую очередь, это недобросовестность потребителей ресурсов – как населения, так и УК. Вторая причина – это неплатежеспособность населения, а третья, увы, это воровство.
Какие законы в сфере недвижимости вступят в силу в 2019 году
– Собираемость платежей за капремонт в России стабильно превышает 90%, это свидетельствует, что в целом люди, как правило, склонны вовремя платить за ЖКХ. Почему нельзя разделить долги физлиц и недобросовестных УК?
– Пока это трудно сделать. Институт прямых договоров только заработал, давайте год посмотрим и потом оценим цифры. Хотя, как говорят ресурсники, эффект уже хороший.
– А что делать с уже накопившимися долгами в системе? Может, их стоит списать и начать все с чистого листа?
Министр (глава Минстроя Владимир Якушев – ред.) уже высказался по этому поводу. Я могу только поддержать его. Неоплаченный ресурс – это по сути воровство. Поэтому здесь лучше говорить о взыскании долгов теми законными способами, которые есть.
– То есть вы сторонник позиции, что тем, кто не платит вовремя, нужно перекрывать кран с водой и обрубать свет?
– Да, я придерживаюсь такого мнения. Но прежде, чем это делать, надо тщательно разобраться в причинах, почему так произошло.
– А если ты платишь, но твои деньги пропадают в промежутке между УК и ресурсоснабжающими организациями (РСО)?
– Тогда надо обращаться в правоохранительные органы – это их прерогатива. Поэтому и был создан институт прямых договоров. Плюс в скором времени появится установка интеллектуальных приборов учета, которые напрямую смогут передавать показания в РСО, и те уже будут видеть баланс между потреблением ресурса и платежам.
Однако у темы задолженности в сфере ЖКХ есть и смежная тема, которую мне бы хотелось поднять – культура потребления коммунальных ресурсов. Люди считают, что можно бесконечно сливать воду, включать свет во всех комнатах, даже если ты находишься в одной, не использовать энергосберегающие лампы и так далее.
Утекающие деньги: как перестать переплачивать за воду
– Приведу еще одно заявление вашего руководителя Владимира Якушева. В одном из своих выступлений министр заявил, что Минстрой не видит иных источников финансирования системы ЖКХ, кроме бюджетных средств. Можно ли сделать вывод, что попытки привлечь концессионеров особым успехом не увенчались?
– К сожалению, в последнее время система бюджетной поддержки отрасли отсутствовала. Да, мы выделяли деньги через фонд реформирования ЖКХ, но это копейки в масштабах страны. Например, сейчас объем таких средств, которые можно потратить на модернизацию коммунальных объектов, составляет 13 миллиардов рублей. На днях правительством подписан распорядительный документ, согласно которому эти деньги размораживаются, и мы сможем приступить к реализации отдельных инвестиционных проектов в муниципалитетах.
Значительные вложения в коммунальную инфраструктуру планируются и в рамках нацпроекта "Экология". В частности, на повышение качества водоподготовки в российских городах по проекту "Чистая вода".
– По расчетам министерства, в федеральную программу "Чистая вода" должно войти до 400 крупных объектов водоснабжения. Регионы уже начали подавать заявки на участие?
– В этом году мы планируем начать с небольших объемов финансирования и уже в следующие годы раскрутиться по полной, поскольку далеко не у всех субъектов, желающих получить деньги, в полном объёме подготовлена проектно-сметная документация и есть технико-экономическое обоснование проекта. Мы завершили подписание соглашений с регионами о выделении 5 миллиардов рублей по линии "Чистой воды" 15 февраля. В проекте участвуют 83 региона, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.
Регионы РФ должны до 1 июля утвердить планы по программе "Чистая вода"
– Кто более активен из регионов?
– Московская, Самарская, Нижегородская области. Кстати, в регионах, где в городах качество воды уже хорошее, имеющиеся деньги можно будет направить на улучшение ситуации в сельских поселениях.
– Перспективы обновления объектов водоснабжения и водоотведения, благодаря нацпроекту "Экология", более-менее понятны. А что делать с необходимостью обновления инфраструктуры по теплу?
– Пока из реальных инструментов есть только институт "альтернативной котельной", но, к сожалению, он очень тяжело запускается, и на результаты действия этого механизма мы сможем посмотреть в лучшем случае в следующем году.
Альтернативная котельная
"Альтернативная котельная" – это новый метод расчета тарифов на тепло. По этому принципу цена на теплоэнергию для потребителей определяется не по методу "затраты плюс" (ежегодно формируется региональными регуляторами на основе расходов, заявленных компанией), а в рамках свободного ценообразования, ограниченного предельной планкой. Речи о строительстве реальной котельной не идет. Это лишь расчет цены на тепловую энергию по принципу: дешевле построить собственный источник тепла или подключиться к уже существующему. Размер цены на тепловую энергию рассчитывается для конкретного города (вернее зоны теплоснабжения) исходя из стоимости строительства потенциального альтернативного источника теплоснабжения.
– Сколько в среднем стоит модернизация систем теплоснабжения?
– На это вопрос вам никто не ответит. Дело в том, что сейчас, увы, нужно реанимировать работу и увеличивать скорость передачи статистических данных в секторе ЖКХ. На совещании с новым руководителем Росстата мы договорились актуализировать все формы отчетности, убрать то большое количество ненужной информации, которая заполняется регионами. При подготовке к осенне-зимнему периоду (ОЗП) мы обнаружили, что у нас нет реально нужных данных статотчетности, но есть, например, отчёт о количестве гвоздей, которые хранятся на базах материально-технического снабжения ресурсоснабжающих организаций. Скажите мне, зачем это нужно?
«
Формы статистической отчетности, к сожалению, настолько устарели, что чем больше информации отправляется, тем ниже качество этой информации.
Некоторые регионы, заполняя данные, просто лукавят, а мы, в итоге, не можем понять как на самом деле обстоят дела, что тормозит процесс и не позволяет работать на опережение ситуации.
В ходе большой работы в регионах по улучшению статотчетности значительное внимание мы планируем уделить теплу. Мы планируем, хоть это и работа не одного года, наладить баланс производства и потребления ресурсов, в том числе и по части тепла и воды. Надо четко знать, сколько ресурсов производится и потребляется, а также какие потери у нас есть на этапе поставки ресурсов.
– А разве сейчас нельзя посчитать, сколько мы производим и потребляем ресурсов?
– Мы можем посчитать, но пока только в целом по стране. А мы хотели бы понимать в разрезе по субъектам и муниципалитетам. В период подготовки к отопительному сезону вопросы с поставкой топлива в ряд регионов на Дальнем Востоке и в Сибири пришлось решать практически в ручном режиме. По телефону искали, где взять топливо и где найти на него деньги. Почему так произошло? Все дело в том, что регионы не до конца понимали объём топлива, которое они используют, не у всех было представление, сколько им нужно запасов на зиму. И в итоге, в нескольких случаях у РЖД просто вовремя не заказали нужное число полувагонов для доставки угля.
У коллег из Минэнерго эта цепочка налажена, но им проще – они работают с крупными энергокомпаниями. Нам придется провести аналогичную работу по котельным на уровне регионов и муниципалитетов. Задача – понимать и прогнозировать точки, где у нас могут возникнуть проблемы. А сейчас министерство в таких ситуациях работает "с колес", что, конечно же, неправильно, и это будем исправлять.
Глава Минстроя посетовал, что концессии в ЖКХ не работают в малых городах
– Вернемся к вопросу привлечения частных инвестиций в модернизацию ЖКХ. Почему Минстрой сегодня так пессимистично оценивает механизм концессий, на который еще пару лет назад возлагались большие надежды?
– Почему же, в ряде субъектов концессии заработали. Но концессия пошла там, где есть экономически обоснованный тариф, высокая собираемость платежей за ресурс и большой объем поставок. А вот использовать этот механизм в муниципалитетах с низкой платежеспособностью граждан и низкой тарифной базой не получается. Поэтому бюджетные средства мы сейчас и рассматриваем как основной вид инвестиций.
– Как вы оцениваете текущий отопительный сезон?
– Я уже говорил о проблемах, связанных с обеспечением регионов топливом при подготовке к этому ОЗП. Кстати, именно наше министерство летом прошлого года подняло вопрос о том, что рост цен на топливо, в частности, на мазут и уголь значительно выше, чем это заложено в тарифы, и инициировало выделение средств из федерального бюджета на компенсацию разницы. Деньги правительством выделены, и отопительный сезон идет без серьёзных сбоев. На данный момент режим ЧС вводили четыре раза. Кроме страшных трагедий в Магнитогорске и Шахтах, стоит упомянуть крупную аварию в Самаре, где случился прорыв магистральной тепловой сети. Мы с регионами на связи 24 часа, ни один выходной не прошел у меня без выяснения обстоятельств какого-либо происшествия.
– Давайте поговорим про Фонд ЖКХ и то, чем он будет заниматься. Когда работа фонда продлевалась, предполагалось, что он будет наделен дополнительными функциями. Что это за функции и как вы видите работу фонда?
– Главная задача фонда – это расселение граждан из аварийного жилья. За шесть лет на эти цели планируется направить 500 миллиардов рублей. В этом году сумма составит 35,4 миллиарда. Мы надеемся, что эти деньги пойдут в регионы в мае-июне.
Путин призвал расселять аварийное жилье
– Как эти деньги будут распределяться?
– Деньги на 2019 год будут распределяться по субъектам, исходя из объема аварийного фонда, который есть в том или ином субъекте, а также средней стоимости квадратного метра. Средства выделяются на условиях софинансирования из расчета 95% федеральных денег на 5% региональных. При этом в среднем по стране, если брать статистику прошлых лет, выходило 86% на 14%, поскольку в ряде субъектов доля регионального софинансирования была выше минимального порога. В дальнейшем мы планируем активно поощрять регионы, вкладывающие дополнительные средства в расселение аварийного жилья, в том числе привлекая внебюджетные источники.
– И в чем будет заключаться поощрение?
– До 20 июля 2019 года Минстрой должен разработать новые механизмы переселения граждан, и в документе, который мы представим, все будет подробно описано. Но в целом мы исходим из того, что если регионы успешно реализуют мероприятия по расселению аварийных домов не только за счет федеральных средств, но и за счет своих собственных, и используют внебюджетные источники, то они могут рассчитывать на выделение дополнительных траншей.
– По каким критериям будет определяться успешность выполнения программы?
– Например, мы говорим о том, что дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года, необходимо расселить за шесть лет. Но некоторые регионы заявляют о своей готовности справиться с этой задачей до 2021 года. Если им удастся это сделать, мы сохраним им федеральные деньги и на 2022 год.
Половина бюджета нацпроекта по жилью уйдет на расселение аварийных домов
– А сколько жилья у нас было признано аварийным до 1 января 2017 года?
– Цифры разнятся. Летом, на 1 января 2017 года, аварийный фонд составлял 9,4 миллиона квадратных метров. При этом в 2018 году министерство поручило субъектам провести инвентаризацию и подготовить адресные списки всех непригодных к проживанию домов и людей, которые в них зарегистрированы и владеют недвижимостью. Сейчас эта работа на завершающей стадии.
– Насколько вы доверяете данным из регионов? Я много раз слышала жалобы, что субъекты федерации занижают объемы аварийного жилья из-за отсутствия денег на расселение домов.
– Напомню, с юридической точки зрения в нашей стране запускают признание дома аварийным его собственники. Это либо граждане, либо муниципалитет.
Кстати, сегодня мы инициировали введение понятия ветхого жилого фонда в дополнение к понятию аварийного жилья именно для того, чтобы у регионов не было искушения лукавить с цифрами по аварийке.
– И чем же ветхие дома будут отличаться от аварийных?
«
– Мы считаем, что в ветхом жилом фонде можно жить, но при этом требуются отдельные мероприятия по его капитальному ремонту. В отличие от аварийного жилья, которое просто небезопасно для жизни граждан, ветхое представляет собой здание с ограниченным ресурсом использования несущих конструкций. Ими можно пользоваться, но надо отремонтировать.
Напомню, до сегодняшнего дня дома, в которых еще можно было жить, но при этом попавшие по тем или иным причинам в категорию аварийных, автоматически выпадали из программы капитального ремонта, и стояли 5-6 лет, превращаясь в дома, действительно не пригодные для проживания. Вводя же институт ветхих домов, мы будем отдельно мониторить состояние подобного жилья.
– За чей счет будут ремонтировать ветхие дома?
– Будет отдельная подпрограмма в рамках программы капитального ремонта, где можно будет уйти от долгосрочных планов. Сейчас программа капремонта по каждому дому формируется на 30 лет, и в ней описано, когда и что нужно делать с каждой системой.
Если же дом попадет в число ветхих, то мероприятия по капремонту в нем будут проходить каждый год.
– И когда появится такое понятие, как ветхие дома?
– Соответствующее постановление правительства уже находится на согласовании в Минюсте. Надеюсь, документ выйдет в первом полугодии 2019 года.
Позже потребуется внести также изменения в Градостроительный кодекс, отдельно описав, как должен происходить капремонт ветхих домов.
Свыше 530 тысяч человек расселят из аварийного жилья к концу 2024 года
– А могут ли пересмотреть перечень аварийных домов, перенеся часть зданий из него в список ветхих?
– Нет, по тем домам, которые уже признаны аварийными, пересмотра их состояния не будет, если сами граждане этого не захотят.
– И снова вопрос о статистике. Сколько времени потребуется, чтобы выяснить, сколько у нас ветхих домов?
– По ветхим домам есть показатель в статотчетности: дома признаются ветхими, если их износ составляет 65% для деревянных зданий и 70% для всех остальных. Причем речь идет не о физическом износе, а об износе по БТИ. Естественно, использовать в реальной работе эти данные не слишком удобно, потому что, к примеру, бывают "сталинские" дома, инвентаризационный износ которых составляет 80%, но при этом они в прекрасном состоянии и могут простоять еще очень долго.
– Кто будет определять ветхость домов после того, как появится понятие ветхого фонда?
– Это будут делать специальные комиссии в регионах, аналогичные тем, что признают дома аварийными.
– Раз уж мы с вами заговорили о законодательных инициативах Минстроя, то расскажите в целом о планах ведомства на нормативно-правовое регулирование на 2019 год.
– Главное – это расселение аварийного жилого фонда. Необходимо выпустить ряд постановлений до 20 июля 2019 года, а также проработать поправки в Градостроительный кодекс, без которых введение категории ветхих домов будет бессмысленным.
«
Что касается изменений в Жилищный кодекс, то законодательную активность по этому направлению мы решили приостановить. В последнее время было слишком много разных поправок, и, откровенно говоря, это привело к небольшому хаосу на рынке. В части управления жилищным фондом я вижу свою задачу в том, чтобы всесторонне обсудить сложившуюся ситуацию с экспертным сообществом, ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, органами жилищного надзора.
– Уже несколько лет Минстрой занимается подготовкой законопроекта о похоронном деле, документ находился в области ответственности зама по ЖКХ. Что сегодня с ним происходит?
До 1 апреля мы внесем законопроект в правительство РФ. У нас, в частности, есть поручение определить, кто будет ответственным за ритуальные услуги в стране.
– На фоне последних трагических событий в Магнитогорске и Шахтах Минстрой предложил увеличить содержание в бытовом газе одорантов, чтобы люди могли раньше почувствовать утечку. При этом есть инициатива депутатов Госдумы об установке в домах автоматизированных систем контроля за обеспечением газовой безопасности за счет региональных фондов капремонта. Какова позиция министерства в отношении контроля за газом?
– Мы внесли "дорожную карту" по согласованию с другими ведомствами. В документе прописаны мероприятия, которые необходимы, чтобы обеспечить газовую безопасность в быту. Что касается добавления одорантов в газ, это решение мы предлагали еще летом прошлого года. Подготовка соответствующего нормативного акта прерогатива Минэнерго. Что касается установки газоанализаторов, то наша позиция следующая: этот вопрос требует дополнительной проработки. Необходимо проанализировать, сколько это будет стоить и за чей счет все это будет финансироваться. Идею тратить на это фонды капремонта мы категорически не поддерживаем, потому что это дополнительное бремя на программу, которая в целом в ряде субъектов РФ и так не сбалансирована и финансово не устойчива.
– Какова сегодня ситуация с ГИС ЖКХ? Когда информационная система сможет полноценно заработать?
– Правительство готовится внести в Госдуму законопроект о назначении Минстроя заказчиком ГИС ЖКХ. Уже готова совместная с Минсвязью "дорожная карта", описывающая первоочередные доработки, необходимые для функционирования ГИС. Надеюсь, что система сможет полноценно заработать через пару лет.
Почти все дома в РФ зарегистрировались в системе ГИС ЖКХ
– В зоне вашей ответственности также вопросы, связанные с реализацией федерального проекта "Формирование комфортной городской среды". Что сейчас нового происходит по этой теме?
– На финишной прямой находится методика расчета индекса качества городской среды. Министерство планирует, что до 1 марта она будет утверждена постановлением правительства, а до 1 ноября мы узнаем значение индекса для всех российских городов исходя из 36 показателей, имеющихся в методике. Неблагоприятной будет признана городская среда в населенных пунктах, где показатель будет ниже 50%. Напомню, согласно майскому указу президента, мы должны увеличить индекс качества городской среды в среднем на 30%.
– Почему столько времени потребуется на расчеты?
– Часть информации, согласно методике, мы получим из соцсетей, а часть будет собираться Росстатом. Раньше, чем 1 ноября, они получить эти данные просто не успеют. Минстрой будет отвечать за агрегирование всех сведений.
– Как дальше будут использоваться данные индекса?
– Исходя из этих показателей субъектам РФ будут выделяться деньги на формирование качественной городской среды.
– Чем еще занимается сейчас Минстрой по направлению городской среды?
– Мы сосредоточились на подготовке конкурса "Малые города и исторические поселения", который показал большую востребованность в регионах. Уже более 600 населенных пунктов подали свои заявки. Их прием закончится до 1 апреля, а к 1 мая мы сможем подвести итоги конкурса. Конкурс 2019 года мы постараемся сделать максимально прозрачным, в том числе и с точки зрения принятия решений по результатам. Прием заявок осуществляется только в электронном виде, и на сайте будет видно, какая заявка будет принята, а какая – отклонена.
Кроме того, внимание будет уделено тем ошибкам, которые мы выявили при проведении предыдущего конкурса. Например, мы будем проверять принадлежность земельных участков, потому что видим, что в ряде муниципалитетов, которые выиграли конкурс, земля не была оформлена должным образом, и сейчас реализация проектов там находится под угрозой срыва.
Беседовала Ольга НАБАТНИКОВА
Обсудить
Рекомендуем