Художники дорожного полотна: как на улицах Москвы рисуют разметку

Дорожная разметка – один из гарантов безопасности автомобильного движения и пример "бытового искусства". Чтобы нанести всего одну линию на трассе, требуется участие целой бригады. Сайт "РИА Недвижимость" принял участие в ночных работах ГБУ "Автомобильные дороги" и узнал, зачем спецмашине прицел и почему ее оператор – элитарная профессия.
Читать на сайте realty.ria.ru

МОСКВА, 22 окт — РИА Недвижимость. Дорожная разметка — один из гарантов безопасности автомобильного движения и пример "бытового искусства". Чтобы нанести всего одну линию на трассе, требуется участие целой бригады. Сайт "РИА Недвижимость" принял участие в ночных работах ГБУ "Автомобильные дороги" и узнал, зачем спецмашине прицел и почему ее оператор — элитарная профессия.

Ночной дозор

Город засыпает, и просыпается "мафия". Дорожная. Как и в популярной игре, рабочий день специалистов-разметчиков ГБУ "Автомобильные дороги" начинается после захода солнца. На Шмитовском проезде, почти пустынном в ночной час, в линию выстраиваются спецмашины: грузовой автомобиль с котлом вместимостью в пять тонн и юркий разметочный комплекс, чем-то напоминающий робота Валл-И из одноименного мультфильма.

По команде начальника производственного комплекса "Разметка" Константина Алимова члены бригады приступают к подготовке фронта работ. Грузовик со включенными сигнальными огнями занимает место у обочины, предупреждая водителей. Специалисты предприятия быстро перекрывают одну полосу движения светоотражающими конусами. Основной участок — небольшой пешеходный переход.

"Сегодня мы заполним его желтым цветом. Такой фон в обязательном порядке наносится в местах повышенной опасности, там, где переходит много людей, чтобы повысить бдительность и автомобилистов, и самих пешеходов. Перекрывать движение полностью нет смысла — нам достаточно одной полосы", — объясняет Алимов.

По его словам, обновление пешеходного перехода — необходимое мероприятие после замены асфальтобетонного покрытия. На Шмитовском проезде его обновили совсем недавно. После укладки нового полотна разметчики выжидают от 10 до 14 дней, чтобы асфальт, уложенный при температуре 170 градусов, как следует "пропотел".

"Какое-то время идет выпотевание смол, трассу покрывает пленка. За несколько дней автомобили ее скатывают, плюс мы смываем ее своей уборочной техникой. После такого технологического разрыва на новый асфальт можно наносить разметку", — говорит Алимов.

Пешеходный переход напротив дома 33 готов наполовину. В московских сумерках на черном полотне дороги контрастно выделяются ровные белые полосы. Нанесение десятка таких линий занимает у рабочих "Автомобильных дорог" до получаса, а в качестве основного материала используется специальный пластик.

Сначала его, рассказывает Алимов, нагревают в котле спецмашины до температуры 200 градусов. Затем переливают в пятисотлитровый котел разметочного комплекса, в котором поддерживается необходимая температура.

"После этого термопластик под давлением подается в экструдер, это такая "рука" спецмашины, откуда он выдавливается на дорогу. Звучит просто, но на деле выглядит совсем иначе", — отмечает Алимов. За его спиной оператор разметочного комплекса заводит машину и направляет ее к пешеходному переходу — прокладывать первую желтую полосу.

Машина с прицелом

Чтобы линии получились четкими и ровными, оператор спецмашины сверяется сразу с несколькими ориентирами. Во-первых, общее направление ему задают остальные члены бригады. До заливки они мелом намечают на переходе "предразметку", внутри которой будет наноситься пластик. Во-вторых, рабочие подкладывают по обеим сторонам будущей полосы вытянутые металлические листы, определяя ее границы. В-третьих, разметочный комплекс оснащен собственным прицелом — небольшой антенной снаружи машины, которой оператор управляет самостоятельно.

"У нас оператор — особая профессия, среди работников дорожного строительства считается в некотором роде элитой. Для такой работы нужны такие качества, как усидчивость, глазомер, аккуратность вождения. Ведь если разметка кривая, это сразу бросится в глаза", — подчеркивает Алимов.

Процесс нанесения одной линии занимает всего несколько минут. Прицелившись, оператор пускает машину вперед. Как только передние колеса касаются металлического листа, на дорогу из экструдера начинает поступать желтый пластик и тянется ровной блестящей полосой. Но стоит задним колесам машины наехать на вторую металлическую пластину, подача материала прекращается. Его остатки на листах члены бригады тут же счищают шпателями в ведра.

"У нас ничего не пропадает зря", — с улыбкой поясняет Алимов.

С остальными полосами история повторяется от и до, меняется только направление движения разметочного комплекса. Постепенно переход на Шмитовском проезде становится все более красочным. По словам Алимова, в Москве термопластик для укладки разметки используют еще с конца 90-х. Проверенная временем технология проста: разогретый материал "склеивается" с асфальтобетонным покрытием благодаря адгезии, остывает за пару минут, а служит при этом несколько лет.

"Существует и метод нанесения холодного пластика, его мы используем для ручных работ: это фигуры сложной конфигурации, знаки ограничения скорости, "Дети", разметка для остановок общественного транспорта. Такие знаки мы выклеиваем методом аппликации, то есть сначала наносим контур, потом с помощью инструментов заливаем в него пластик. За 15-20 минут он затвердевает и в течение долгого времени не теряет свои свойства", — говорит Алимов.

Всего полчаса — и обновленный пешеходный переход уже поблескивает высыхающими желтыми полосками, как сказочная зебра. Теперь, уверяет представитель "Автомобильных дорог", не заметить его будет трудно.

Искусство на дорожном полотне

Использование термопластика для нанесения разметки — общепринятая практика как в России, так и за рубежом, отмечает Алимов. При этом Москва, по его словам, по количеству опыта значительно опережает иностранные мегаполисы.

"В Европе нет такого количества дорог, такой интенсивности движения, перепадов рельефа и такой частоты уборочных работ, как в Москве. Например, дорога-показатель в этом плане — МКАД. Поэтому к нам коллеги из Германии, Франции и Дании приезжают учиться и удивляются качеству и объему выполняемых нами работ", — делится Алимов.

В работе "Автомобильные дороги" отдают предпочтению пластику отечественного производства — такой материал стойко переносит проверку и летним зноем, и зимними холодами. При этом состав самого асфальтобетонного полотна в Москве на качество и "цепкость" разметки не влияет. Главное, говорит Алимов, чтобы дорога перед нанесением была сухая и обеспыленная.

Сейчас специалисты производственного комплекса "Разметка" активно "закрывают" рабочие участки перед стартом зимнего сезона. В холодное время года такие работы, как правило, не проводятся. Чтобы разметка держалась, температура и воздуха, и асфальта не должна быть ниже пяти градусов. Однако в 2017 году предприятие провело эксперимент по восстановлению дорожных линий зимой.

"Локально такая работа возможна, для этого у нас разработана специальная технология. Конечно, это не масштабные работы. Но если что-то смылось из-за прорыва канализации, например, в зимний сезон мы сможем восстановить это при температуре до минус 10 градусов", — объясняет Алимов.

Представитель "Автомобильных дорог" уверен: в век специальной техники не стоит занижать заслуги людей, которые ей управляют. Именно рабочие предприятия, а не компьютерные программы, отвечают за внешний вид московских дорог после их обновления.

"Мы — дорожные художники, и все, что происходит в Москве, случается на нашем полотне. Дорога без разметки — потенциальная опасность для людей. Поэтому наша задача — не просто красиво раскрасить трассу, но и сделать ее безопасной и для водителей, и для пешеходов", — заключает Алимов.

Обсудить
Рекомендуем