Первые мостовые появились в Москве в XII веке. Их начали укладывать на территории Кремля, первой городской крепости. В качестве основного материала дорожные умельцы использовали дерево.
Бревна укладывали поперек улиц, сверху обшивали досками по направлению движения или стесывали верхнюю часть, чтобы поверхность стала плоской.
За пределами Кремля деревянные мостовые появились только к XIV веке на центральных улицах Москвы. Когда "настилы" приходили в негодность, их засыпали грунтом и надстраивали мостовую заново. Высота такого "слоеного пирога" могла достигать 50 сантиметров.
Неудивительно, что при масштабных реконструкциях археологи до сих пор находят древние мостовые. В 1988 году в Историческом проезде разрыли "настил" XVII века. А в 2016 году в ходе реализации программы "Моя улица" на Тверской обнаружили мостовую XVI-XVII веков.
Бревна укладывали поперек улиц, сверху обшивали досками по направлению движения или стесывали верхнюю часть, чтобы поверхность стала плоской.
За пределами Кремля деревянные мостовые появились только к XIV веке на центральных улицах Москвы. Когда "настилы" приходили в негодность, их засыпали грунтом и надстраивали мостовую заново. Высота такого "слоеного пирога" могла достигать 50 сантиметров.
Неудивительно, что при масштабных реконструкциях археологи до сих пор находят древние мостовые. В 1988 году в Историческом проезде разрыли "настил" XVII века. А в 2016 году в ходе реализации программы "Моя улица" на Тверской обнаружили мостовую XVI-XVII веков.
1 из 8
В 1643 году в Москве для мощения впервые использовали камень. Первая такая мостовая появилась на территории Патриаршего двора. Повсеместное применение каменного мощения началось при Петре I, к концу XVII века. Согласно указам от 1718 года, ответственность за содержание и обновление каменных мостовых полностью перекладывалась на московских домовладельцев.
Технология мощения булыжником совершенствовалась вплоть до середины XIX века. Чаще всего его укладывали прямо на землю, без подложки. Это плохо сказывалось на качестве и долговечности улиц, поэтому покрытие приходилось менять несколько раз за год.
К 1870-м годам в столицу на смену булыжным мостовым пришли брусчатка и асфальт.
Технология мощения булыжником совершенствовалась вплоть до середины XIX века. Чаще всего его укладывали прямо на землю, без подложки. Это плохо сказывалось на качестве и долговечности улиц, поэтому покрытие приходилось менять несколько раз за год.
К 1870-м годам в столицу на смену булыжным мостовым пришли брусчатка и асфальт.
2 из 8
Новые виды и технологии мощения в Москву привезли столичные инженеры, изучавшие опыт в Европе и Баку. Чтобы протестировать разные покрытия, городские власти выделили для них пять участков на Тверской улице.
К началу XX века гранитная брусчатка занимала 57% мощения мостовых Москвы. Для каждой городской территории подбирали особый материал. Например, под трамвайные пути укладывали облегченную брусчатку не выше 14 сантиметров. А на Тверской улице — мелкую брусчатку в квадратную шашечку.
К началу XX века гранитная брусчатка занимала 57% мощения мостовых Москвы. Для каждой городской территории подбирали особый материал. Например, под трамвайные пути укладывали облегченную брусчатку не выше 14 сантиметров. А на Тверской улице — мелкую брусчатку в квадратную шашечку.
3 из 8
Сегодня самая известная брусчатая площадь Москвы, конечно, Красная. До 1920-х годов здесь сохранялось булыжное покрытие, на брусчатку из диабаза (горная порода – прим. ред.) его заменили в 1930 году. Весь материал привезли с берегов Онежского озера.
В 1974 году брусчатку на Красной площади уложили на бетонную подложку. Новое покрытие сделано из горной породы габбро, которую отличает повышенная прочность и долговечность.
В 1974 году брусчатку на Красной площади уложили на бетонную подложку. Новое покрытие сделано из горной породы габбро, которую отличает повышенная прочность и долговечность.
4 из 8
Брусчатое покрытие сохранилось и на улице Кузнецкий мост. Здесь оно появилось еще в конце XIX-начале XX века.
В рамках комплексного благоустройства Кузнецкий мост превратился в оживленную пешеходную зону для москвичей и туристов. Отремонтировали фасады зданий, воздушные коммуникации убрали под землю, организовали места для отдыха и частично обновили дорожное покрытие. Старинная брусчатка при этом органично вписалась в новый облик улицы.
В рамках комплексного благоустройства Кузнецкий мост превратился в оживленную пешеходную зону для москвичей и туристов. Отремонтировали фасады зданий, воздушные коммуникации убрали под землю, организовали места для отдыха и частично обновили дорожное покрытие. Старинная брусчатка при этом органично вписалась в новый облик улицы.
5 из 8
Еще один кусочек старины можно найти на Ильинке, напротив здания Торгово-промышленной палаты Российский Федерации. В 1900 годы проезжая часть Ильинки была выложена булыжником. Время и транспортное движение сгладило очертания мостовой, однако она до сих пор хранит в себе память о событиях вековой давности.
Кстати, именно эта улица прилегает к недавно обновленной Биржевой площади. После благоустройства совсем рядом с Ильинкой появился новый круглый фонтан, напоминающий монету, упавшую в воду.
Кстати, именно эта улица прилегает к недавно обновленной Биржевой площади. После благоустройства совсем рядом с Ильинкой появился новый круглый фонтан, напоминающий монету, упавшую в воду.
6 из 8
Настоящая булыжная мостовая сохранилась на территории Крутицкого подворья, исторического и архитектурного памятника. Гуляя здесь, можно в буквальном смысле прикоснуться к московской истории.
Особенно эффектно булыжное покрытие смотрится у Святых ворот с Крутицким надвратным теремом. В лучах заката он производит неизгладимое впечатление, как будто попадаешь на страницы старинной книги.
Особенно эффектно булыжное покрытие смотрится у Святых ворот с Крутицким надвратным теремом. В лучах заката он производит неизгладимое впечатление, как будто попадаешь на страницы старинной книги.
7 из 8
А вот клинкерное покрытие встречалось в Москве реже остальных, но и ему в самом центре города установлен своеобразный памятник.
Сверхпрочный клинкерный кирпич, голландское изобретение, использовали для мощения московских улиц в качестве эксперимента в XX веке. Материал укладывали "елочкой", придавая улицам необычный и красивый вид. Так, например, в 1910-е годы "клинкерной" стала часть Театральной площади, а в 1932 году – Пушечная улица в районе Лубянки.
В 2015 году во время благоустройства Пушечной улицы под снятым асфальтом обнаружили практически целое покрытие из клинкерного кирпича. Благодаря своей прочности, материал сохранился до наших времен с минимальными потерями. Фрагмент этой уникальной мостовой перенесли на новый гранитный тротуар, под окна церкви Софии у Пушечного двора. Сегодня этот небольшой краснокирпичный островок – настоящая достопримечательность.
Сверхпрочный клинкерный кирпич, голландское изобретение, использовали для мощения московских улиц в качестве эксперимента в XX веке. Материал укладывали "елочкой", придавая улицам необычный и красивый вид. Так, например, в 1910-е годы "клинкерной" стала часть Театральной площади, а в 1932 году – Пушечная улица в районе Лубянки.
В 2015 году во время благоустройства Пушечной улицы под снятым асфальтом обнаружили практически целое покрытие из клинкерного кирпича. Благодаря своей прочности, материал сохранился до наших времен с минимальными потерями. Фрагмент этой уникальной мостовой перенесли на новый гранитный тротуар, под окна церкви Софии у Пушечного двора. Сегодня этот небольшой краснокирпичный островок – настоящая достопримечательность.
8 из 8