Работы по укладке нового асфальта в российской столице в самом разгаре. Они проводятся в сухую погоду с середины апреля до середины октября. Корреспондент РИА Недвижимость присоединился к одной из дорожных бригад и расспросил обо всех особенностях укладки дорожного покрытия.
Два пути и два этапа
В Москве есть две основные программы по укладке асфальта — текущий ремонт дорог, тротуаров, дорожек, различных площадок, например, парковочных и работы по капитальному ремонту в рамках городских программ благоустройства.
Средний срок службы асфальта составляет 5-6 лет, а гарантийный срок — три года. "Это значит, что спустя три года после укладки покрытия, проводится его обследование. Если асфальт остался в хорошем состоянии, то он просто лежит дальше, все последующие проверки проводятся раз в год. Если же результат обследования оказался неудовлетворительным — на дороге много ям, трещин, тогда асфальт укладывают заново", — рассказывает начальник производственного комплекса "Центр АБ" ГБУ "Автомобильные дороги" Москвы Олег Ковалевский.
Вообще, по его словам, чем больше интенсивность автомобильного движения на дороге, тем меньше срок службы ее покрытия, и наоборот. "Например, улицу Косыгина, которая проходит вдоль Воробьевых гор, до этого года последний раз ремонтировали в 2012 году. Асфальт на ТТК и МКАД меняют, конечно, чаще", — отмечает Ковалевский.
Замена асфальта в рамках текущего ремонта проводится в два этапа. Сначала фрезеруется, то есть срезается, верхний слой покрытия — примерно шесть сантиметров мелкозернистой асфальтобетонной смеси. Затем дорогу поливают битумной эмульсией, своеобразным "клеем", после чего укладывается новый верхний слой, который сразу же утрамбовывает каток. Нижний слой представляет собой крупнозернистую асфальтобетонную смесь.
Теперь для увеличения срока службы асфальта применяется верхний слой с более крупными "зернами" из щебня — размером в 20 миллиметров. Дело в том, что с каждым годом все больше повышается нагрузка на дороги: увеличиваются автомобильные потоки, люди зимой пользуются шинами с шипами.
"Обычно работы распределяются на два временных этапа. На загруженных дорогах работы проводятся ночью — с 22:00 до 6:00; на территориях рядом с жилыми домами — наоборот, днем — с 8:00 до 22:00. Скорость, с которой укладывается новый асфальт, зависит от разных факторов, в первую очередь, от категории объекта. Также влияет степень загруженности дороги, нельзя забывать и о погодных условиях. К примеру, Фрунзенскую набережную мы сделали всего за несколько дней", — уточняет Ковалевский.
Живой пример
В арсенале работников по укладке асфальта немало самой разной техники — от обычных лопат до загадочных крупных машин с "хоботами" на гусеничном ходу.
Впрочем, ничего загадочного здесь нет: это фрезы — техника, которая "срезает" асфальт. Через "хобот" старое покрытие прямиком попадает в самосвалы. Существуют и менее крупные версии фрез.
Старый асфальт вывозится на базы ГБУ "Автомобильные дороги", после чего распределяется по заявкам ГБУ "Жилищник" и других городских структур. В ТиНАО, например, его используют для укладки нижнего слоя асфальта, создания небольших дорожек, парковок, для обсыпки обочины магистралей", — рассказывает Ковалевский.
Чтобы делать швы на соединениях между старым и новым асфальтом, используется небольшое ручное приспособление — нарезчик швов. Он прорезает "канавку", которая затем заливается битумной лентой.
Отбойный молоток — машина с мощным "клювом" с одной стороны, обрабатывает швы после нарезчика. Также он применяется при ремонте колодцев, вокруг которых отбивается асфальт, для выдирания старых бордюров и штробления канавок для новых.
Что касается самих асфальтоукладчиков, то в Москве в основном применяются машины средних размеров шириной 2,5-5 метров и 3-6 метров. Существуют маленькие машины для тротуаров шириной 800 сантиметров, и крупные для магистралей — шириной до 12 метров, рассказывает механизатор асфальтоукладчика Павел Амплеев.
"У нас на машинах два сиденья: они расположены с двух сторон, и механизатор выбирает ту, которая ближе к краю дороги", — говорит он. Спереди укладчика расположен бункер, вместительностью до трех кубометров, куда самосвал засыпает асфальтобетонную смесь. Сзади машины — шнели, распределяющие асфальт по дороге. Машина движется со скоростью 4 метра в минуту.
Сразу за асфальтоукладчиком едут катки, они утрамбовывают свежеположенный асфальт. Катки тоже бывают разными: на 5, 10, 12 и 16 тонн.
Существует и "ручная" версия катка — виброплита. Эта техника применяется при локальном ремонте асфальта. "Кстати, ямочный ремонт можно проводить не только в теплое время года и при сухой погоде, а в любых условиях, поскольку используется специальная горячая литая асфальтобетонная смесь", — указывает Ковалевский.
В локальных же целях применяются лопаты — для уборки мусора и распределения асфальтобетонной смеси на труднодоступных для асфальтоукладчика участках дороги. Затем в ход вступают так называемые гладилки, они же "швабры" — ими рабочие разглаживают асфальт перед тем, как его утрамбует каток.