Возвращение к истоку: радикальное преображение набережных в разных городах

Сегодня мегаполисы из "зеленых" соображений всеми силами пытаются "вернуться к истокам", и одно из самых главных мест в процессе гуманизации городов занимает благоустройство набережных, которые долгие годы до этого были заняты вредными производствами. Сайт "РИА Недвижимость" предлагает познакомиться с самыми интересными такими проектами мира.
Читать на сайте realty.ria.ru
С древних времен люди селились у воды, великие цивилизации появлялись и развивались именно благодаря рекам. В эпоху индустриализации водные артерии снова сыграли важную роль – на них строили заводы. "Строительство промышленных предприятий на берегах рек было удобно в первую очередь с точки зрения логистики", – поясняет сооснователь архитектурного бюро Blank Architects Магда Чихонь.

Но затем проявились немалые экологические проблемы, кроме того, заводы, строившиеся изначально на окраинах, оказались практически в центре городов. Сейчас мир опомнился и "повернулся лицом" к природе, мегаполисы начали активно воссоздавать гуманную городскую среду для комфортной и здоровой жизни. Важное место в этом процессе занимает благоустройство набережных, освобождающихся после вывода заводов за пределы города.

Лондон, Великобритания

Благоустройство набережных в Лондоне – один из лучших мировых примеров превращения депрессивных территорий в популярные общественные пространства. Освоение прибрежных территорий города стартовало в начале 2000-х годов, теперь в сердце столицы Великобритании вместо создающих "лондонский туман" заводов – удобные прогулочные маршруты вдоль Темзы.

Людям открыли доступ к реке, на всем маршруте создав точки притяжения – архитектурные и культурные достопримечательности, такие как Tate Modern, и аттракционы, например, London Eye, говорит генеральный директор архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин. Это качественный туристический маршрут.
1 из 10
Нью-Йорк, США

Еще один пионер прибрежного благоустройства – Нью-Йорк, где вывод промзон за черту города начался еще в 40-х годах прошлого века, когда скачек цен на землю в центральных районах вынудил владельцев заводов переносить производство на окраины. Кстати, именно тогда в брошенных промышленных зданиях появились первые апартаменты формата loft.

Хороший пример обустройства набережных в Нью-Йорке – на Манхэттене. По всему периметру острова создали пешеходные тротуары и велосипедные дорожки. Причем для каждого из участков 40-километрового маршрута была создана своя концепция преобразований.

Также проект благоустройства набережных острова включал освоение неиспользуемых территорий. Вдоль берега были обустроены парки, за ними построено жилье.
2 из 10
Тель-Авив, Израиль

Вообще, по словам урбаниста, автора блога "Город для людей" Аркадия Гершмана, проекты создания пешеходных зон на набережных чаще всего включают в себя развитие примыкающих территорий, в том числе заброшенных портов.

Яркий пример – реконструкция набережной и порта в Тель-Авиве.
3 из 10
Барселона, Испания

В испанской Барселоне также было создано общественное пространство на месте бывших портовых помещений.

В ходе благоустройства набережной расчистили прибрежную территорию, посадили деревья и кустарники, оборудовали пешеходные и велодорожки, вдоль берега появились кафе, рассказывает Чихонь.
4 из 10
Берлин, Германия

В Берлине масштабные работы по благоустройству начались еще после падения Берлинской стены в 1989 году: в излучине реки Шпрее было решено создать Правительственный квартал, объединяющий западную и восточную части города, в одной из которых находится Рейхстаг, а в другой административные здания.

Концепция предполагала благоустройство набережных. В итоге здесь появились прогулочные и велосипедные дорожки, парк и даже пляж.
5 из 10
Париж, Франция

В Париже, где, как и во многих других европейских городах, расширяют зоны, свободные от автомобильного транспорта, набережные постепенно превращают в полностью пешеходные.

Причем подход к благоустройству в городе любви весьма креативный. Набережные превращают практически в парки: здесь создают детские площадки, обустраивают места для отдыха взрослых, где можно даже спать, летом устанавливают лежаки для загорания, часто – на песке, проводят различные мероприятия.
6 из 10
Копенгаген, Дания

В 2013 году в датском Копенгагене тоже было проведено весьма креативное благоустройство набережной Кальвебод Брюгге.

До этого она представляла собой ничем не примечательную часть офисного квартала. Теперь это популярное место отдыха туристов и горожан: здесь оборудовали зигзагообразный променад с зонами отдыха прямо над водой.
7 из 10
Москва, Россия, Крымская набережная

"В работе с набережными главное – комплексный подход. Нужно открывать людям доступ к воде и создавать точки притяжения на этих маршрутах – например, культурные, спортивные, рекреационные объекты", – рассказывает Идиатулин. Все эти принципы уже разработаны и успешно применяются на Западе, и Москва, вставшая на путь преображения в 2013 году, берет с них пример.

Первый московский проект благоустройства набережных был реализован на Крымской набережной в 2013 году.

"Она была полностью реконструирована, и из забитой машинами городской магистрали превратилась в комфортное современное общественное пространство. Здесь были созданы разнообразные рекреационные зоны: велосипедные дорожки, липовая аллея, сухой фонтан, пруд с многоярусной скамейкой, смотровая площадка, амфитеатр и открытая аудитория. Также появились кафе и художественный вернисаж", – рассказывают в комплексе городского хозяйства Москвы.
8 из 10
Москва, Россия, Москворецкая набережная

В 2017 закончилась реализация одного из самых знаковых для Москвы проектов – открылся парк "Зарядье", строительство которого на месте снесенной в 2006 году гостиницы "Россия" началось в 2014 году.

Вместе с парком была благоустроена и Москворецкая набережная. В результате она стала частью большого пешеходного маршрута по столичным набережным, говорят в комплексе городского хозяйства.
9 из 10
Москва, Россия, Якиманская набережная

Еще один знаковый проект прошлого года – благоустройство Якиманской набережной, часть которой стала пешеходной: на участке от "Музеона" до Патриаршего моста был закрыт проезд для автомобилей.

А на участке набережной от Патриаршего до Малого Каменного моста ширину проезжей части сузили в два раза – с 29,5 до 14 метров, сохранив две полосы движения из центра и одну-две полосы в центр, рассказывают в комплексе городского хозяйства Москвы.
10 из 10
Обсудить
Рекомендуем