Авни Аквардар: В этом году мы увеличим оборот в России почти вдвое

Председатель совета директоров группы Renaissance в России

Турецкие компании на российском рынке некоторое время назад существенно пострадали от экономических санкций, но теперь возвращаются к привычной работе. В интервью РИА Недвижимость председатель совета директоров группы компаний Renaissance в России Авни Аквардар рассказал, насколько силён был санкционный удар и о планах увеличения присутствия в РФ.
Читать на сайте realty.ria.ru

Турецкие строительные компании, работающие на российском рынке, некоторое время назад существенно пострадали от экономических санкций, но теперь возвращаются к привычной работе. В интервью РИА Недвижимость председатель совета директоров группы компаний Renaissance в России Авни Аквардар рассказал, насколько силён был санкционный удар и о планах по увеличению присутствия в России.

- Давайте сначала оглянемся назад. Ещё сравнительно недавно турецкие компании, в том числе работающие на строительном рынке, были в России под санкциями. Насколько сильно вы тогда пострадали?

— В тот период нам было запрещено подписывать новые контракты, и это был очень серьезный удар для турецких строителей. Какая-то часть компаний даже покинула российский рынок, в основном это были небольшие подрядные организации. Пострадали и поставщики строительных материалов. Санкции сказались и на заказчиках, им приходилось искать новых партнеров, что влияло на сроки и стоимость проектов.

Конкретно у нас было два случая, когда мы уже выиграли тендеры на подрядные работы, но заказчики уже не могли подписать с нами контракт. Это были промышленные объекты, и в обоих случаях речь шла о контракте примерно на 1,5 миллиарда долларов.

С другой стороны, у нас уже был ряд подписанных до санкций контрактов, и наши заказчики смогли их отстоять, поэтому мы продолжили работу по ним.

- Как ситуация отразилась на ваших доходах?

— В 2017 году наш оборот в России снизился примерно на четверть, до 1,6-1,7 миллиарда долларов. Конечно, снизилась и прибыль. Но не только санкции повлияли, общие рыночные тенденции тоже сказались.

- Не имея возможности заключать новые контракты и задействовать всех сотрудников, вы были вынуждены оптимизировать штат?

— Да, это было неизбежно, и нам пришлось расторгнуть контракты примерно с 1,2 тысячи сотрудников. Но так как мы работаем во многих странах мира, то некоторых специалистов, с которыми не хотели расставаться, отправляли на зарубежные объекты.

- А сколько всего людей у вас работает в России?

— Порядка 25 тысяч.

- Кто они по национальной принадлежности?

— Если говорить о рабочих, то турок среди них около 5-7%. Основная часть — представители Узбекистана, Таджикистана, Украины, Белоруссии, Молдовы. Русских очень мало. А вот инженерный состав преимущественно российский.

- А что происходит теперь, когда санкции сняты?

— Те компании, которые покинули рынок, начинают постепенно возвращаться. Мы, получив право на новые контракты, снова участвуем в тендерах. Но нельзя сказать, что у нас резко увеличилось число заказов, потому что строительная отрасль сегодня продолжает восстановление после кризисных ситуаций прошлых лет.

- Что собой сегодня представляет рынок подрядных услуг в строительстве России? Какую долю в нем занимают турки?

— На турецкие компании приходится от 10 до 15%. Основную долю занимают российские компании. Есть также компании из Сербии, Италии, Германии, Китая.

- Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны, например, китайцев?

— Пока не ощущаем, но они стараются участвовать в каких-то проектах. В основном они занимаются промышленными объектами, нефтегазовыми и т.п. Иногда заказчики отдают им предпочтение, потому что они участвуют в инвестициях.

- Каков оборот этого рынка?

— В ноябре прошлого года он составлял 6,4 триллиона рублей. По итогам всего года, я думаю, он был ближе к 7 триллионам. А в 2013-2016 годах он составлял ежегодно примерно 6,1-6,2 триллиона. Изменение может быть связано в числе прочего и с курсами валют.

- Девелоперы в последнее время все чаще жалуются, что надежных и финансово устойчивых подрядчиков осталось немного, и нередко именно из-за подрядчиков затягиваются сроки реализации проектов и возрастает их стоимость…

— Девелоперам сегодня тоже приходится нелегко — кредиты дорогие, приходится вкладывать свои, спрос небольшой. Поэтому возникает желание сэкономить и привлечь подрядчика подешевле или не заплатить вовремя. Но не у каждой подрядной организации есть оборотные средства. Начиная работу с маленьким авансом, подрядчик не может расплатиться с поставщиками, а те в свою очередь не поставляют вовремя материал. Получается замкнутый круг, и, в конце концов, страдает девелопер.

Я понимаю, что девелоперы привыкли работать не со своими деньгами, а с чужими. Но такое хорошее время закончилось. И скоро на рынке останутся только надежные девелоперы, так же как и подрядчики.

- Ранее вы говорили, что когда отменят санкции, то будете готовы инвестировать в российские проекты…

— Еще в начале прошлого года мы подписали соглашение с Российским фондом прямых инвестиций и готовы вложить почти 13 миллиардов рублей в различные проекты. Половина из них наши, половина — РФПИ. Сейчас активно рассматриваем проекты и ведем переговоры. Основной акцент мы будем делать на инфраструктурные проекты в формате государственно-частного партнерства, такие, как дороги, тоннели, мосты, медицинские центры. Это новая для нас сфера. Ещё это может быть коммерческая недвижимость и в меньшей степени жилье.

- Будете привлекать кредиты? Как вообще оцениваете сегодняшние ставки?

— Скорее всего, будем привлекать. Иностранные банки сегодня из-за санкций присутствовать в России не могут, поэтому брать будем в российских.

Тенденция снижения ставок есть, но все равно они пока высокие. По сравнению с Европой и Америкой 9-10% это достаточно много.

- Ранее вы уже были в числе претендентов на один инфраструктурный проект — четвертый участок ЦКАД. Почему не сложилось?

— Там была существенная для нас проблема — срок окончания строительства был обозначен концом 2019 года, хотя там нужно 36 месяцев. Договориться о продлении сроков не удалось, поэтому мы отказались участвовать.

- Один из главных проектов в вашем портфеле — "Лахта-Центр" в Санкт-Петербурге. С какими сложностями вам пришлось столкнуться в ходе строительства, учитывая его размеры?

— Действительно, это уникальный объект, самое высокое здание в Европе. Он строится по спецтехусловиям, и некоторые технические и законодательные вопросы приходится решать параллельно ходу строительства. В том числе, связанные, например, с пожарной безопасностью.

Сейчас в строительстве задействованы 12 тысяч человек. В этом году мы сдаем первую очередь и в следующем "Газпром" уже сможет переезжать в новый офис. Еще раз скажу, что это, пожалуй, самый сложный проект в России и наша особенная гордость, что при строительстве не было ни одного фатального случая.

- А были ли сложности с башней "Федерация", достраивать которую пришлось вам?

— До "Лахты" высочайшим зданием в Европе была как раз "Федерация". Она тоже относится к категории уникальных объектов и возводилась по спецтехусловиям. Ее строительство осложнялось тем, что верхние этажи возводились тогда, когда нижние уже были введены в эксплуатацию, и в них работали люди. Уровень ответственности здесь был гораздо выше.

- Ни для кого не секрет, что верхние части небоскребов отклоняются при порывах ветра, причем колебания могут достигать нескольких метров. Насколько будет отклоняться "Лахта"?

— По расчетам проектировщиков перемещения верхней части составляет всего 27 сантиметров. Это обеспечено спецтехнологиями аутригерных этажей (технические этажи, усиливающие конструкцию небоскреба — ред.), композитных железобетонных колонн и железобетонного ядра. Максимально допустимое проектное значение — 70 сантиметров. Вершина "Федерации" способна колебаться на 70 сантиметров — такая амплитуда возможна при ураганном ветре. По нормам же допускается 78 сантиметров.

Для сравнения — "Бурдж-Халифа" (828 метров — ред.) отклоняется до двух метров, а "432 Парк Авеню" (425 метров — ред.) в Нью-Йорке — до 3,5.

Хроника строительства "Лахта Центра"

- Недавно вы продали 34 гектара намывных территорий Васильевского острова в Санкт-Петербурге группе ЛСР, которая планирует построить там полмиллиона квадратных метров жилья. А почему вы сами не захотели застраивать этот участок?

— Там были некоторые сложности, связанные, прежде всего, с теми же санкциями. Мы не могли работать как строительная компания, и даже инвестиционная компания, входящая в наш холдинг, не могла нанять на подряд строительную компанию из этого же холдинга. При этом у нас перед городом были определенные обязательства, согласно инвестконтракту, которые мы не смогли бы вовремя выполнить.

Но у нас на Васильевском острове остался участок в 10 гектаров, на котором в будущем мы построим торгово-развлекательный центр. Строить мы начнем не раньше, чем через год-два. Рядом планируется строительство жилья рядом девелоперов, в том числе ЛСР, и пока эти проекты не реализованы, центр не будет востребован.

- Насколько большой это будет ТЦ и сколько вы готовы вложить в него?

— Мы сейчас пока только ведём расчеты, но ориентировочно там будет от 60 до 80 тысяч квадратных метров сдаваемой площади. Вложим, скорее всего, 150 миллионов долларов.

- Какие у вас еще есть собственные активы в России?

— У нас есть два торговых комплекса в Сургуте и Ярославле, по 60 тысяч квадратных метров сдаваемой площади. Оба вполне успешно работают и приносят доход. Также у нас есть 10 бизнес-центров в Санкт-Петербурге с общей сдаваемой площадью в 165 тысяч квадратных метров и гостиница Crowne Plaza на 200 номеров на Лиговском проспекте. Кроме того, сейчас мы строим в "Москва-Сити" комплекс апартаментов Neva Towers площадью 357 тысяч квадратных метров.

- Скоро в "Москва-Сити" переедут несколько министерств, как вы к этому относитесь?

— Мы ждем этого с радостью. Переезд государственных институтов повысит статус "Москва-Сити" как делового центра. Чем больше востребованы в нем объекты, тем лучше для нас.

- А не боитесь, что и без того непростая здесь транспортная ситуация ещё больше ухудшится?

— Я смотрю на это оптимистично. Уже были прогнозы, что здесь все встанет, что люди будут добираться до работы по несколько часов, но до сих пор этого не произошло. Плюс надо отдать должное властям города, которые много внимания уделяют разгрузке улиц. Думаю, с транспортом здесь все будет хорошо.

- На какой стадии находится проект города-спутника Южный в Санкт-Петербурге, соинвестором которого вы выступаете?

— На стадии концепции. Скорее всего, в третьем квартале она будет готова, и мы будем иметь понимание о сроках и объемах строительства. Пока сложно сказать, когда начнется сама стройка.

- Некоторое время назад в вашем офисе в Санкт-Петербурге проводились обыски в рамках дела о незаконных валютных операциях. Чем закончилась та история?

— Для нас ничем, мы и тогда заявляли, и сейчас заявляем, что ничего противозаконного не совершали. Мы предоставили все документы, которые от нас требовали. Наши счета не арестованы, мы работаем в нормальном режиме. Чем завершится дело — время покажет, но сейчас я даже не знаю, против кого оно заведено. Но точно не против нас.

- Каковы ваши финансовые результаты за прошедший год?

— Оборот холдинга в прошлом году составил порядка 4 миллиардов долларов, из них примерно 1,6-1,7 миллиарда, как я уже говорил, пришлось на Россию. Прибыль — это уже коммерческая тайна.

- Наверняка вы хотите увеличить свою долю на российском рынке?

— Да, нынешний оборот для нас не предел. Думаю, в этом году мы увеличим оборот в России до 3 миллиардов долларов. Но не все зависит от нас, многое будет зависеть от состояния строительного рынка и экономической конъюнктуры в целом.

Беседовал Константин БАЛАКИН

Обсудить
Рекомендуем