Куда обращаться с жалобами на капремонт многоквартирного дома?
Выбор подрядчика для проведения капитального ремонта напрямую зависит от того, каким способом собственники квартир накапливают ежемесячные взносы.
Если владельцы жилых помещений аккумулируют средства на счете регионального оператора (в Москве - ФКР), то своевременная уплата взносов – единственное, о чем стоит беспокоиться собственникам. Подрядную организацию для предстоящего ремонта определяет ФКР по итогам электронного аукциона. Выбранный подрядчик разрабатывает проектную документацию и приступает к работе.
Если же средства хранятся на специальном счете (собственники копят на капремонт самостоятельно), выбор подрядчика – зона ответственности владельцев квартир. Именно они распоряжаются накопленными взносами, принимают решение о сроках проведения капремонта, определяют перечень необходимых работ, выбирают подрядчика и заключают с ним договор, контролируют ход ремонта и весь цикл коммуникации с его исполнителем, а также отчитываются перед Мосжилинспекцией.
Собственники квартир, чьи дома вошли в региональную программу капремонта в Москве, могут получить соответствующую информацию на официальном сайте программы. Для этого в поисковую строку необходимо вбить адрес своего дома.
Соответствующую услугу ФКР также можно получить на официальном портале мэра и правительства Москвы. После обработки заявки региональный оператор предоставит информацию о выбранном способе накопления на капремонт, об объемах и сроках работ. Если капремонт в доме уже идет, заявитель получит данные о заключенных договорах и организациях, которые выполняют работы.
Если собственники самостоятельно копят на капремонт и отвечают за его организацию и контроль исполнения, документы следует запрашивать у старшего уполномоченного по дому.
Если капитальный ремонт осуществляется в рамках региональной программы, его процесс контролирует инженер службы строительного контроля. Специалист регулярно инспектирует дом, контролирует ремонтные работы, проверяет качество промежуточных результатов, а также следит за соблюдением сроков со стороны подрядной организации. Контроль также осуществляют специалисты ФКР, муниципальные депутаты и представители Мосжилинспекции.
Собственники квартир имеют право обращаться к инженеру с любыми вопросами и замечаниями о ходе работ. Фамилию, имя, отчество и номер телефона специалиста, как правило, размещают на информационном стенде в подъезде дома, где идет капремонт, или рядом с ним.
Если собственники копят средства на капремонт на специальном счете, то они же и отвечают за контроль хода работ. Владельцы квартир могут отслеживать промежуточные результаты капремонта самостоятельно (например, назначив ответственным старшего по дому) или нанять профильного специалиста для оперативного мониторинга.
Собственники квартир в доме, где идет капремонт, имеют полное право следить за ходом работ, фиксировать недочеты и выступать с замечаниями вне зависимости от выбранного способа накопления взносов.
Также владельцы квартир могут предлагать свои идеи в рамках работ и передавать их либо специалистам ФКР (если дом ремонтируют в рамках региональной программы), либо напрямую в подрядную организацию (если дом копит взносы на спецсчете). И региональный оператор, и подрядчик обязаны рассматривать заявления жильцов и давать на них обратную связь.
Собственники квартир могут передавать свои замечания в ФКР или напрямую в подрядную организацию, если:
- не соблюдается очередность работ;
- не соблюдаются сроки выполнения работ;
- не устраивает качество выполненных работ;
- во время ремонта нарушается закон о тишине;
- рабочие не вывозят строительный мусор.
За ходом капремонта по региональной программе в жилых домах Москвы следят строго. Если в работе подрядной организации выявляют нарушения, инженер службы строительного контроля созывает специальную комиссию. После проверки подрядчику выдается предписание с описанием недочетов и конкретным сроком их устранения. Если подрядная организация не выполняет предписание, оформляется акт фиксации договорных нарушений, к подрядчику применяют штрафные санкции. В худшем случае ФКР разрывает договорные отношения с исполнителем.
Собственники, которые копят средства на спецсчете, самостоятельно передают замечания в свою подрядную организацию. Подрядчик исправляет недочеты согласно порядку, прописанному в заключенном договоре.
Замечания и жалобы на капремонт в домах, вошедших в региональную программу капремонта в Москве, принимаются:
- по контактному телефону представителей подрядной организации (указывается на информационном стенде);
- по телефону оперативной диспетчерской службы ФКР Москвы: +7 (495) 695-64-20;
- по телефону Единой справочной службы мэрии Москвы: +7 (495) 777-77-77;
- по телефону городской комиссии по обеспечению общественного контроля за реализацией региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах на территории Москвы: +7 (495) 223-48-30.
Обращение также можно оставить на портале "Наш город", приложив фотографии и адрес дома, в котором идут работы.
Все жалобы и обращения в отношении домов, вошедших в региональную программу капремонта, рассматривают специалисты ФКР. Если инженер по строительному контролю или ФКР зафиксировали нарушение на основании жалобы, подрядчику выдается соответствующее предписание, устанавливаются сроки исправления недочетов. При повторном нарушении качества или сроков проведения ремонта со стороны подрядчика региональный оператор имеет право расторгнуть с ним договор. После расторжения ФКР исключает организацию из реестра подрядчиков. Тем самым организация теряет право участвовать в конкурсах на проведение капремонта в Москве и попадает в перечень недобросовестных подрядчиков.
Собственники со специальным счетом подают жалобы напрямую в свою подрядную организацию и решают возникшие проблемы согласно заключенному договору. Владельцы квартир имеют право расторгнуть договор с недобросовестным исполнителем, если работы затягиваются или ремонт сделан некачественно.