Хай-тек особого назначения: удивительные "помощники" коммунальщиков Москвы
Роботы давно стали частью современной жизни. АО "Мосводоканал", отвечающий за содержание водопроводных и канализационных сетей, имеет целый парк роботов: на колесах, плавучих, проталкиваемых модулями. С их помощью специалисты предприятия отслеживают техническое состояние сетей, проводят плановые проверки и даже ремонтируют водопроводные трубы. Обследование подземных коммуникаций с помощью роботизированной техники проводится в несколько этапов. А записанное роботом видео в дальнейшем анализируют, выявляют дефектные участки сетей и принимают меры по их ремонту.
Роботы давно стали частью современной жизни. АО "Мосводоканал", отвечающий за содержание водопроводных и канализационных сетей, имеет целый парк роботов: на колесах, плавучих, проталкиваемых модулями. С их помощью специалисты предприятия отслеживают техническое состояние сетей, проводят плановые проверки и даже ремонтируют водопроводные трубы. Обследование подземных коммуникаций с помощью роботизированной техники проводится в несколько этапов. А записанное роботом видео в дальнейшем анализируют, выявляют дефектные участки сетей и принимают меры по их ремонту.
Еще одно новшество "Мосводоканала" применяется на снегосплавных пунктах, где установлена автоматизированная система, которая сканирует количество снега в самосвале. Она позволяет следить за объемом принимаемых осадков и в случае перегрузки того или иного пункта менять маршрут грузовика, отправляя его на другую точку. Причем происходит все достаточно быстро: машина со снегом при въезде останавливается на несколько секунд, а сканер, установленный на столбе, обрабатывает данные, и вся информация передается в единый диспетчерский центр. После этого по команде сотрудника пункта грузовик со снегом может подъезжать к дробилкам.
Еще одно новшество "Мосводоканала" применяется на снегосплавных пунктах, где установлена автоматизированная система, которая сканирует количество снега в самосвале. Она позволяет следить за объемом принимаемых осадков и в случае перегрузки того или иного пункта менять маршрут грузовика, отправляя его на другую точку. Причем происходит все достаточно быстро: машина со снегом при въезде останавливается на несколько секунд, а сканер, установленный на столбе, обрабатывает данные, и вся информация передается в единый диспетчерский центр. После этого по команде сотрудника пункта грузовик со снегом может подъезжать к дробилкам.
Катаются по трубам и роботы из другой службы – Московской объединенной энергетической компании (МОЭК). Специалисты компании в период подготовки к отопительному сезону проводят гидравлические испытания, обследуя трубы. Для этих целей используется аппарат "ВИП" - внутритрубный инспекционный прибор. Этот робот, оборудованный ультразвуковыми датчиками, спускается в трубу и движется по ней, измеряя толщину стенки. Он применяется для проверки участков перед их сдачей в эксплуатацию или на сетях, которые уже долгий период находятся в работе. Это диагностическое оборудование позволяет спрогнозировать возможный ремонт и используется не только летом, но и зимой.
Катаются по трубам и роботы из другой службы – Московской объединенной энергетической компании (МОЭК). Специалисты компании в период подготовки к отопительному сезону проводят гидравлические испытания, обследуя трубы. Для этих целей используется аппарат "ВИП" - внутритрубный инспекционный прибор. Этот робот, оборудованный ультразвуковыми датчиками, спускается в трубу и движется по ней, измеряя толщину стенки. Он применяется для проверки участков перед их сдачей в эксплуатацию или на сетях, которые уже долгий период находятся в работе. Это диагностическое оборудование позволяет спрогнозировать возможный ремонт и используется не только летом, но и зимой.
Высокие технологии применяются и при реставрации исторических жилых домов, которой занимаются специалисты Фонда капремонта Москвы. Для понимания предстоящих работ и полной картины на объекте они используют 3D-сканирование. Эта технология помогает создать цифровой двойник здания и получить о нем абсолютно всю информацию, причем за день. В итоге специалисты видят все элементы снаружи и внутри объекта, включая инженерные сети и коммуникации.
Высокие технологии применяются и при реставрации исторических жилых домов, которой занимаются специалисты Фонда капремонта Москвы. Для понимания предстоящих работ и полной картины на объекте они используют 3D-сканирование. Эта технология помогает создать цифровой двойник здания и получить о нем абсолютно всю информацию, причем за день. В итоге специалисты видят все элементы снаружи и внутри объекта, включая инженерные сети и коммуникации.
Не многие знают, что столичные службы могут тушить пожары буквально с воды. Для этого круглогодичное дежурство в акватории Москвы-реки несет уникальный пожарно-спасательный корабль "Полковник Чернышев". Судно ледового класса имеет усиленный корпус, а в составе экипажа - пять спасателей и три судовых специалиста Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах (МГПСС). При тушении пожара корабль используется как самостоятельная единица боевой техники. Оттуда можно тушить пожары на воде и береговой линии. Кроме того, корабль способен снабжать пожарные расчеты водой во время их работы на берегу. При необходимости "Полковник Чернышев" может обеспечить водой 32 пожарных автомобиля. Помимо этого, судно также может работать в качестве электростанции и давать заряд в 40 кВт на дистанцию в 50-100 метров. Этой энергии хватит, чтобы обеспечить реанимационный пункт на береговой линии.
Не многие знают, что столичные службы могут тушить пожары буквально с воды. Для этого круглогодичное дежурство в акватории Москвы-реки несет уникальный пожарно-спасательный корабль "Полковник Чернышев". Судно ледового класса имеет усиленный корпус, а в составе экипажа - пять спасателей и три судовых специалиста Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах (МГПСС). При тушении пожара корабль используется как самостоятельная единица боевой техники. Оттуда можно тушить пожары на воде и береговой линии. Кроме того, корабль способен снабжать пожарные расчеты водой во время их работы на берегу. При необходимости "Полковник Чернышев" может обеспечить водой 32 пожарных автомобиля. Помимо этого, судно также может работать в качестве электростанции и давать заряд в 40 кВт на дистанцию в 50-100 метров. Этой энергии хватит, чтобы обеспечить реанимационный пункт на береговой линии.
Впрочем, и на суше есть кому удивить техникой. Работникам Пожарно-спасательного центра Москвы (ПСЦ) часто приходится работать на высоте. В этом случае применяется еще одно техническое новшество – телескопический подъемник "Спайдер". Его используют для проведения спасательных работ на высоте до 28 метров (около десяти этажей). Подъемник может управляться дистанционно с помощью пульта. Также "Спайдер" может использоваться в качестве грузоподъёмного крана при сложенном комплекте колен в стеснённых условиях дворовых территорий. Этот телескопический подъемник очень удобен для работы в районах с плотной застройкой, так как способен пробраться в труднодоступные для более крупной техники места.
Впрочем, и на суше есть кому удивить техникой. Работникам Пожарно-спасательного центра Москвы (ПСЦ) часто приходится работать на высоте. В этом случае применяется еще одно техническое новшество – телескопический подъемник "Спайдер". Его используют для проведения спасательных работ на высоте до 28 метров (около десяти этажей). Подъемник может управляться дистанционно с помощью пульта. Также "Спайдер" может использоваться в качестве грузоподъёмного крана при сложенном комплекте колен в стеснённых условиях дворовых территорий. Этот телескопический подъемник очень удобен для работы в районах с плотной застройкой, так как способен пробраться в труднодоступные для более крупной техники места.
Функционирование систем города во многом автоматизировано, что позволяет реагировать оперативно на любые нештатные ситуации, как в случае с "умными" светильниками. Например, диспетчеру Объединенной энергетической компании (ОЭК) приходит оповещение о том, что перегорел фонарь. В течение пяти минут он направляет на место происшествия аварийно-восстановительную бригаду, видя по карте, какая из них ближе к месту происшествия. В каждом округе у ОЭК круглосуточно дежурят аварийно-восстановительные бригады, а в дневную смену есть и ремонтные бригады.
Функционирование систем города во многом автоматизировано, что позволяет реагировать оперативно на любые нештатные ситуации, как в случае с "умными" светильниками. Например, диспетчеру Объединенной энергетической компании (ОЭК) приходит оповещение о том, что перегорел фонарь. В течение пяти минут он направляет на место происшествия аварийно-восстановительную бригаду, видя по карте, какая из них ближе к месту происшествия. В каждом округе у ОЭК круглосуточно дежурят аварийно-восстановительные бригады, а в дневную смену есть и ремонтные бригады.
Инженерные решения, применяемые в работе коммунальных служб, не ограничиваются оптимизацией ресурсов. Специалисты научились производить и использовать вторичные ресурсы в своей работе. Так, на Люберецких очистных сооружениях (ЛОС) внедрена технология, которая позволила вырабатывать электричество из продуктов очистки воды. В процессе фильтрации образуются осадки – сырой из первичных отстойников (серая масса) и избыточный активный ил из аэротенков. Эту смесь направляют в метантенки, где она подогревается до 55 градусов, обеззараживается и находится там около недели, постоянно перемешиваясь и нагреваясь. В процессе метанового сбраживания образуется биогаз, чей основой является метан. Его сотрудники ЛОС используют у себя в котельной, чтобы обогреть всю станцию и метантенки, а другая часть отправляется на небольшую ТЭС, где вырабатывается электроэнергия, которую очистные сооружения потом берут для обеспечения собственной работы.
Инженерные решения, применяемые в работе коммунальных служб, не ограничиваются оптимизацией ресурсов. Специалисты научились производить и использовать вторичные ресурсы в своей работе. Так, на Люберецких очистных сооружениях (ЛОС) внедрена технология, которая позволила вырабатывать электричество из продуктов очистки воды. В процессе фильтрации образуются осадки – сырой из первичных отстойников (серая масса) и избыточный активный ил из аэротенков. Эту смесь направляют в метантенки, где она подогревается до 55 градусов, обеззараживается и находится там около недели, постоянно перемешиваясь и нагреваясь. В процессе метанового сбраживания образуется биогаз, чей основой является метан. Его сотрудники ЛОС используют у себя в котельной, чтобы обогреть всю станцию и метантенки, а другая часть отправляется на небольшую ТЭС, где вырабатывается электроэнергия, которую очистные сооружения потом берут для обеспечения собственной работы.