Топ популярных вопросов про городские и домовые указатели в Москве
До 2014 года в Москве не существовало отдельной системы навигации для пешеходов. Городские и домовые указатели имели разнообразный стиль, да и не на всех зданиях в вечернее время работала подсветка номеров. Это вызывало затруднения в поиске нужного объекта у людей. С 2014 года в рамках отдельной программы в столице появилась единая система пешеходной навигации, в которую вошли два основных типа информационных элементов: домовые и городские указатели.
Элементы навигации разделили на несколько основных групп:
- домовые указатели с наименованием улиц, проспектов, переулков, с номерами домов;
- городские указатели с информацией о местонахождении культурно и социально значимых объектах города – театрах, больницах, школах, музеях, парках.
Домовыми указателями нового типа снабжаются все здания и объекты в городе. Их вешают на видном месте на фасаде, при этом не нарушая эстетического облика дома и не создавая неудобств для жителей. Нумерация домов ведется от центра к окраинам, слева нечетные номера, с правой стороны - четные, что минимизирует риск путаницы.
За 10 лет в столице появилось более 115 тысяч новых городских и домовых указателей, которые помогают москвичам и гостям столицы быстро найти нужный адрес, дорогу к транспортным и социально значимым объектам. За содержание и развитие навигационной системы отвечают специалисты ГБУ "Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства" (ГБУ "МАЦ").
Особенность единой системы навигации – ее контраст с другими элементами ориентирования. Все таблички и указатели выполнены в бело-синей гамме согласно установленному стандарту, что имеет вполне логичное обоснование: выбранные цвета отличаются от оформления знаков автомобильного движения. Благодаря этому пешеходы и водители двигаются по двум параллельным системам, не мешая друг другу и не нарушая правил безопасности. Чтобы не создавать проблем участникам дорожного движения, в пешеходной навигации города не используются яркие красные и зеленые цвета, характерные для светофоров.
Разумеется, транспортную составляющую в рамках новой концепции тоже учли. Первая автобусная остановка с современной навигацией появилась в столице в 2015 году. Тогда же на реконструированных улицах начали устанавливать пешеходные стелы с картами города. Активно внедрять новую навигацию стали с 2016 года – информация для пассажиров размещается в метро и на остановках, а также на пешеходных улицах. Носители со схемами и картами стали появляться и на транспортно-пересадочных узлах и крупных хабах.
Да. Уличные указатели спроектированы с учетом места, где человек находится. На картах оно обозначено значком "Вы здесь". Карты ориентированы по направлению взгляда: все, что изображено справа, также находится справа от человека. Для тех, кто привык ориентироваться по сторонам света, имеется указатель "На север". На картах отмечен круг пятиминутной доступности – он показывает, что находится рядом с текущим местоположением.
По мере развития новой системы навигации на городских указателях появились QR-коды. Как правило, они имеют определенную тематику. Например, в 2020 году появились указатели с QR-кодами к домам, где жили герои Великой Отечественной войны, а также к памятным местам военных лет. Если навести смартфон на QR-код, то появляется ссылка, ведущая на сайт с кратчайшим маршрутом к дому или памятнику и описанием военных подвигов героев. А в 2022-2023 годах в Москве также начали устанавливать указатели с QR-кодами, ведущие к домам людей, которые внесли большой вклад в развитие авиакосмической отрасли, освоение Арктики, становление театрального искусства.
После установки указателей специалисты ГБУ "МАЦ" передают их балансодержателям, которые регулярно проверяют "начинку" указателей на исправность и проводят необходимый ремонт, чтобы поддерживать элементы навигации в работоспособном состоянии.