Московский пазл, или как реставраторы спасают уникальные детали истории
Архитектурный ансамбль московского Дворца пионеров на Воробьевых горах, возведенный в 1958–1962 годах, является ярким образцом советского модернизма и объектом культурного наследия. В 2023 году впервые за всю историю в пяти корпусах из семи были проведены ремонтно-реставрационные работы. Специалисты департамента капремонта (ДКР) вернули зданиям исторический облик, а также приспособили их под современное использование. Это была его первая за последние 60 лет комплексная реконструкция. В ходе работ восстановили витражное остекление, привели в цоколи из натурального камня, отреставрировали различные декоративные панно, как снаружи, так и внутри здания. Отремонтировали лестничные марши, перекрытия, кровлю, козырьки, полы – некоторые из них отреставрировали. Восстановили зал 100 фонарей, планетарий, обсерваторию, большой концертный зал, выставочный, большой гостиный зал, театральной блок и др. помещения. Также заменили все окна и двери, модернизировали все инженерные системы, создали условия для маломобильных граждан.
Архитектурный ансамбль московского Дворца пионеров на Воробьевых горах, возведенный в 1958–1962 годах, является ярким образцом советского модернизма и объектом культурного наследия. В 2023 году впервые за всю историю в пяти корпусах из семи были проведены ремонтно-реставрационные работы. Специалисты департамента капремонта (ДКР) вернули зданиям исторический облик, а также приспособили их под современное использование. Это была его первая за последние 60 лет комплексная реконструкция. В ходе работ восстановили витражное остекление, привели в цоколи из натурального камня, отреставрировали различные декоративные панно, как снаружи, так и внутри здания. Отремонтировали лестничные марши, перекрытия, кровлю, козырьки, полы – некоторые из них отреставрировали. Восстановили зал 100 фонарей, планетарий, обсерваторию, большой концертный зал, выставочный, большой гостиный зал, театральной блок и др. помещения. Также заменили все окна и двери, модернизировали все инженерные системы, создали условия для маломобильных граждан.
Один из знаковых объектов района Перово недавно обрел вторую жизнь: после реконструкции открылся спорткомплекс "Авангард", который был построен в 1954 году и за почти 70 лет сильно обветшал. В ходе работ стояла задача не только восстановить исторический облик стадиона, но и придать всему спорткомплексу новые функции. Любопытно, что два мозаичных панно с изображением молодых спортсменов по обеим сторонам колоннады главного входа, утраченные в 90-х годах, собрали заново. Специалисты выполнили мозаики по старым фотографиям, а также привели в порядок фасад и декоративные решетки колоннады. На территории оборудовали 6 новых спортивных и 2 детские площадки, появились и комфортные места для прогулок.
Один из знаковых объектов района Перово недавно обрел вторую жизнь: после реконструкции открылся спорткомплекс "Авангард", который был построен в 1954 году и за почти 70 лет сильно обветшал. В ходе работ стояла задача не только восстановить исторический облик стадиона, но и придать всему спорткомплексу новые функции. Любопытно, что два мозаичных панно с изображением молодых спортсменов по обеим сторонам колоннады главного входа, утраченные в 90-х годах, собрали заново. Специалисты выполнили мозаики по старым фотографиям, а также привели в порядок фасад и декоративные решетки колоннады. На территории оборудовали 6 новых спортивных и 2 детские площадки, появились и комфортные места для прогулок.
Саввинское подворье на Тверской, хотя и не без потерь, но сохранило свой неповторимый стиль до наших дней. Архитектор Иван Кузнецов выполнил данный объект в двух стилях: снаружи неорусский – арочные большие окна, выступающие кирпичные многосоставные карнизы, а внутри модерн, в частности в этом стиле выполнены парадные подъезды. У здания уникальные фасады с керамической плиткой в технике майолики. С ней у реставраторов было больше всего хлопот, потому что она держалась буквально на честном слове, при этом рисунок частично был замазан и закрашен. Часть декора отреставрировали, но 70 процентов плитки надо было перекладывать, потому что она вываливалась. Каждую деталь с сохраненным рисунком промаркировали, сняли все, что отваливалось, укрепили основания, расчистили старый штукатурный слой, подготовили новый и обратно на те же места посадили. Отсутствующие плитки воссоздали по аналогии.
Саввинское подворье на Тверской, хотя и не без потерь, но сохранило свой неповторимый стиль до наших дней. Архитектор Иван Кузнецов выполнил данный объект в двух стилях: снаружи неорусский – арочные большие окна, выступающие кирпичные многосоставные карнизы, а внутри модерн, в частности в этом стиле выполнены парадные подъезды. У здания уникальные фасады с керамической плиткой в технике майолики. С ней у реставраторов было больше всего хлопот, потому что она держалась буквально на честном слове, при этом рисунок частично был замазан и закрашен. Часть декора отреставрировали, но 70 процентов плитки надо было перекладывать, потому что она вываливалась. Каждую деталь с сохраненным рисунком промаркировали, сняли все, что отваливалось, укрепили основания, расчистили старый штукатурный слой, подготовили новый и обратно на те же места посадили. Отсутствующие плитки воссоздали по аналогии.
Уже четыре года москвичей и гостей столицы радует обновленный Северный речной вокзал, его набережная и парк. В рамках масштабной реконструкции зданию порта вернули исторический облик, а город получил современную зону отдыха. Сотни специалистов восстановили каждую деталь здания. В частности, фасады Северного речного вокзала украшают 24 фарфоровых медальона, расписанных вручную. Они рассказывают о достижениях народного хозяйства 1930-х годов и важных стройках первых пятилеток. Диаметр каждого медальона – 1,5 метра. Со временем они потрескались и разрушились, а один и вовсе сохранился лишь на 50 процентов. Реставраторы сняли медальоны с колонн, воссоздали их изначальную форму и рисунки.
Уже четыре года москвичей и гостей столицы радует обновленный Северный речной вокзал, его набережная и парк. В рамках масштабной реконструкции зданию порта вернули исторический облик, а город получил современную зону отдыха. Сотни специалистов восстановили каждую деталь здания. В частности, фасады Северного речного вокзала украшают 24 фарфоровых медальона, расписанных вручную. Они рассказывают о достижениях народного хозяйства 1930-х годов и важных стройках первых пятилеток. Диаметр каждого медальона – 1,5 метра. Со временем они потрескались и разрушились, а один и вовсе сохранился лишь на 50 процентов. Реставраторы сняли медальоны с колонн, воссоздали их изначальную форму и рисунки.
Фонтан "Каменный цветок" после реставрации несколько лет назад заиграл множеством красок, полностью оправдывая свое название. Сооружение изображает сам цветок, переливающийся яркими цветами уральских самоцветов. Фонтан стал символом изобилия республик СССР. Со временем все красоты водного сооружения потускнели, декоративное покрытие слезло, а детали конструкции были полностью разрушены. Специалистам при реставрации удалось сохранить только несколько небольших элементов, а все остальное – дно и борта чаши, сам цветок, каскад – пришлось разбирать и переделывать заново. Все детали восстанавливались в точности в соответствии с изначальным проектом. Для этого снималась калька с каждого элемента фонтана до того, как он был разобран. С кальки детали переносились на картон. Также скрупулезно восстанавливались цвета смальты по немногим сохранившимся образцам. Реставраторы специально разрабатывали технологию производства смальты под исторические цвета.
Фонтан "Каменный цветок" после реставрации несколько лет назад заиграл множеством красок, полностью оправдывая свое название. Сооружение изображает сам цветок, переливающийся яркими цветами уральских самоцветов. Фонтан стал символом изобилия республик СССР. Со временем все красоты водного сооружения потускнели, декоративное покрытие слезло, а детали конструкции были полностью разрушены. Специалистам при реставрации удалось сохранить только несколько небольших элементов, а все остальное – дно и борта чаши, сам цветок, каскад – пришлось разбирать и переделывать заново. Все детали восстанавливались в точности в соответствии с изначальным проектом. Для этого снималась калька с каждого элемента фонтана до того, как он был разобран. С кальки детали переносились на картон. Также скрупулезно восстанавливались цвета смальты по немногим сохранившимся образцам. Реставраторы специально разрабатывали технологию производства смальты под исторические цвета.
Архитектурными изысками, которые как пазлы приходится собирать во время реставрации, богаты многие здания на территории ВДНХ. Так, павильон №15 "Радиоэлектроника и связь" (бывший "Поволжье") пережил немало потерь, но усилиями реставраторов обрел свой первоначальный вид. Тематика выставочного комплекса рассказывала об истории волжских городов и освоении реки. Павильон вновь украшают скульптурная композиция "Рабочий и колхозница" с гербом РСФСР и фигуры солдата и матроса. Отреставрированы витражи с изображением Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций, а под ними восстановлены фонтаны-каскады, которые являются их частью. Фонтаны-каскады оснастили современной системой водоподготовки и облицевали стеклянной голубой плиткой, которую воссоздали по сохранившимся образцам. Восстановили белокаменную облицовку фасада, стилобат главного входа в павильон, в центральной части стилобата восстановили пилоны, на них вернулись 48 барельефов, а на боковые устои вернули 8 горельефов. Интерьеры залов вновь украшает богатый лепной декор с изображениями подсолнухов, кукурузы, колосьев, фруктов, звезд, серпов с молотом. Воссоздан лепной декор над дверными порталами, отреставрированы венчающие карнизы, воссозданы кессоны по периметру живописных полотен в залах Ульяновской области и Чувашской АССР.
Архитектурными изысками, которые как пазлы приходится собирать во время реставрации, богаты многие здания на территории ВДНХ. Так, павильон №15 "Радиоэлектроника и связь" (бывший "Поволжье") пережил немало потерь, но усилиями реставраторов обрел свой первоначальный вид. Тематика выставочного комплекса рассказывала об истории волжских городов и освоении реки. Павильон вновь украшают скульптурная композиция "Рабочий и колхозница" с гербом РСФСР и фигуры солдата и матроса. Отреставрированы витражи с изображением Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций, а под ними восстановлены фонтаны-каскады, которые являются их частью. Фонтаны-каскады оснастили современной системой водоподготовки и облицевали стеклянной голубой плиткой, которую воссоздали по сохранившимся образцам. Восстановили белокаменную облицовку фасада, стилобат главного входа в павильон, в центральной части стилобата восстановили пилоны, на них вернулись 48 барельефов, а на боковые устои вернули 8 горельефов. Интерьеры залов вновь украшает богатый лепной декор с изображениями подсолнухов, кукурузы, колосьев, фруктов, звезд, серпов с молотом. Воссоздан лепной декор над дверными порталами, отреставрированы венчающие карнизы, воссозданы кессоны по периметру живописных полотен в залах Ульяновской области и Чувашской АССР.
Исторические дома часто обладают множеством деталей и элементов декора из лепнины. Их специалисты реставрируют со всей тщательностью. В этом плане весьма показателен доходный дом братьев Грибовых на улице Чаплыгина, в переоборудованном подвале которого располагается Московский театр Олега Табакова ("Табакерка"). В настоящее время там проводится капитальный ремонт, в рамках которого в специализированной мастерской воссоздали по имеющимся образцам потолочную лепнину. После завершения других работ ее вернут на прежние места. Также уже восстановили метлахскую плитку в коридорах. В ходе капремонта фасаду вернули первозданный вид, покрасив его и восстановив лепной декор. Привели в порядок и стены в парадной с разноцветной керамической плиткой. Все архитектурные элементы: деревянные поручни, ограждения лестничных маршей, карнизные тяги расчистили и восстановили. Декоративное оформление парадных каменных лестниц и керамическое напольное покрытие в вестибюлях подъездов также отреставрировали.
Исторические дома часто обладают множеством деталей и элементов декора из лепнины. Их специалисты реставрируют со всей тщательностью. В этом плане весьма показателен доходный дом братьев Грибовых на улице Чаплыгина, в переоборудованном подвале которого располагается Московский театр Олега Табакова ("Табакерка"). В настоящее время там проводится капитальный ремонт, в рамках которого в специализированной мастерской воссоздали по имеющимся образцам потолочную лепнину. После завершения других работ ее вернут на прежние места. Также уже восстановили метлахскую плитку в коридорах. В ходе капремонта фасаду вернули первозданный вид, покрасив его и восстановив лепной декор. Привели в порядок и стены в парадной с разноцветной керамической плиткой. Все архитектурные элементы: деревянные поручни, ограждения лестничных маршей, карнизные тяги расчистили и восстановили. Декоративное оформление парадных каменных лестниц и керамическое напольное покрытие в вестибюлях подъездов также отреставрировали.
Вход в большое здание на Смоленской площади, в котором с торца расположен вход в метро "Смоленская" напоминает музей. Приступая к реставрации в ходе капремонта, специалисты изучили архивы и выяснили, что изначально парадные холлы были расписаны живописью. Здесь также располагались фальшкамины с лепным декором и орнаментом, а у всех входных групп есть декорированные наличники. Наливные полы сделаны с примесью гранитной крошки в виде мозаики с орнаментом. Все это было воспроизведено и восстановлено в соответствии с первоначальным видом.
Вход в большое здание на Смоленской площади, в котором с торца расположен вход в метро "Смоленская" напоминает музей. Приступая к реставрации в ходе капремонта, специалисты изучили архивы и выяснили, что изначально парадные холлы были расписаны живописью. Здесь также располагались фальшкамины с лепным декором и орнаментом, а у всех входных групп есть декорированные наличники. Наливные полы сделаны с примесью гранитной крошки в виде мозаики с орнаментом. Все это было воспроизведено и восстановлено в соответствии с первоначальным видом.
Художественные элементы украшают не только фасады зданий. Похвастаться историческим уникальным декором могут, например, московские мосты. Так, в 2020 году, приступая к реконструкции Большого Каменного моста, специалисты буквально спасли из-под слоев краски на чугунном ограждении изображение статуи Свободы и восстановили его. Разумеется, работы не ограничивались лишь внешним видом речной переправы. Были укреплены все конструкции и опоры моста, а работы длились 14 месяцев, причем без остановки движения транспорта и пешеходов. Пока одна половина моста была закрыта на ремонт, другая оставалась открытой для движения пешеходов и транспорта, в том числе общественного.
Художественные элементы украшают не только фасады зданий. Похвастаться историческим уникальным декором могут, например, московские мосты. Так, в 2020 году, приступая к реконструкции Большого Каменного моста, специалисты буквально спасли из-под слоев краски на чугунном ограждении изображение статуи Свободы и восстановили его. Разумеется, работы не ограничивались лишь внешним видом речной переправы. Были укреплены все конструкции и опоры моста, а работы длились 14 месяцев, причем без остановки движения транспорта и пешеходов. Пока одна половина моста была закрыта на ремонт, другая оставалась открытой для движения пешеходов и транспорта, в том числе общественного.