Герои для городов: кто вернул нам здания, утраченные во Вторую мировую
Знаменитый театр Вахтангова, без которого Арбат в Москве уже нельзя представить, был разрушен в самом начале войны – 24 июля 1941 года. Тогда же погибло о несколько человек, служивших там, в том числе и актер и руководитель театра по художественной части Василий Куза. Сам театр эвакуировали в Омск, и открылся он снова только в 1947 году.
Знаменитый театр Вахтангова, без которого Арбат в Москве уже нельзя представить, был разрушен в самом начале войны – 24 июля 1941 года. Тогда же погибло о несколько человек, служивших там, в том числе и актер и руководитель театра по художественной части Василий Куза. Сам театр эвакуировали в Омск, и открылся он снова только в 1947 году.
Здание, возведенное архитектором Александром Каминским в 1873 году в стиле ампир, восстановили по проекту Павла Абросимова, который, создав широкую галерею вдаль главного фасада театра, как бы раздвинул границы участка и придал общему композиционному построению пространственный характер. Вся отделка здания была выдержана в стиле советского классицизма, но вот основная сцена несла в себе напоминание об интерьере дореволюционных театров.
Здание, возведенное архитектором Александром Каминским в 1873 году в стиле ампир, восстановили по проекту Павла Абросимова, который, создав широкую галерею вдаль главного фасада театра, как бы раздвинул границы участка и придал общему композиционному построению пространственный характер. Вся отделка здания была выдержана в стиле советского классицизма, но вот основная сцена несла в себе напоминание об интерьере дореволюционных театров.
Одним из символов Битвы за Сталинград, ставшей переломной в ходе Великой Отечественной войны, безусловно, является Тракторный завод, расположенный на площади Дзержинского.
Предприятие было построено в 1930 году, и параллельно с выпуском тракторов на заводе производились танки. Его спроектировала фирма "Альберт Кан Инкорпорейтед" знаменитого американского архитектора Альберта Кана. А в 1941 году завод перешел на серийный выпуск танков. В 1942 году работа завода прекратилась в связи с бомбардировками: тогда сгорело подземное хранилище газа, было разрушена в двух местах крыша.
Одним из символов Битвы за Сталинград, ставшей переломной в ходе Великой Отечественной войны, безусловно, является Тракторный завод, расположенный на площади Дзержинского.
Предприятие было построено в 1930 году, и параллельно с выпуском тракторов на заводе производились танки. Его спроектировала фирма "Альберт Кан Инкорпорейтед" знаменитого американского архитектора Альберта Кана. А в 1941 году завод перешел на серийный выпуск танков. В 1942 году работа завода прекратилась в связи с бомбардировками: тогда сгорело подземное хранилище газа, было разрушена в двух местах крыша.
Снова производство военной техники, так необходимой для борьбы с врагом, удалось запустить практически сразу, как Сталинград покинули немецкие войска – в 1944 году. До наших дней сохранились лишь некоторые части легендарного завода - проходные предприятия и два памятника на площади, основные гражданские цеха снесли в 2016 году. Но вот оборонное производство по-прежнему действует: здесь, например, собирают БМД-4 для ВДВ и самоходную противотанковую пушку "Спрут-СД".
Снова производство военной техники, так необходимой для борьбы с врагом, удалось запустить практически сразу, как Сталинград покинули немецкие войска – в 1944 году. До наших дней сохранились лишь некоторые части легендарного завода - проходные предприятия и два памятника на площади, основные гражданские цеха снесли в 2016 году. Но вот оборонное производство по-прежнему действует: здесь, например, собирают БМД-4 для ВДВ и самоходную противотанковую пушку "Спрут-СД".
Гостиница "Северная" по проекту архитектора Юрия Русанова появилась в Петрозаводске совсем незадолго до начала войны – в 1939 году – и была разрушена бомбами. Три года понадобилось, чтобы отель открылся снова, уже с новым обликом – своему неоклассическому стилю она обязана архитектору Константину Гутину.
Гостиница "Северная" по проекту архитектора Юрия Русанова появилась в Петрозаводске совсем незадолго до начала войны – в 1939 году – и была разрушена бомбами. Три года понадобилось, чтобы отель открылся снова, уже с новым обликом – своему неоклассическому стилю она обязана архитектору Константину Гутину.
Военно-исторический музей Черноморского флота несет в себе память не только о героических сражениях Великой Отечественной войны. Первоначально он был открыт в 1869 году в доме генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена – одного из руководителей первой обороны Севастополя в Крымскую войну. В 1895 году было завершено строительство нового здания, уже предназначенного специально для музея. Оно было выполнено по проекту академика архитектуры Императорской Академии художеств Александра Кочетова в строгом классическом стиле, с чугунными и бронзовыми украшениями. На главном фасаде был изображён "севастопольский знак": крест и число 349, означающее количество дней обороны. Боковые фасады были украшены чугунными арматурами, изображающими части парусных кораблей, пушки, прикрытые бронзовыми знаменами. Украшения фасадов и интерьера создавал одесский скульптор Борис Эдуардс.
Примечательно, что в период второй обороны Севастополя музей продолжал работать и пополняться экспонатами, которые приносили защитники города, хотя его основная коллекция была эвакуирована в Баку, а затем в Ульяновск. Во время войны здание было частично разрушено, но открыли его снова для публики довольно быстро – в 1948 году.
Военно-исторический музей Черноморского флота несет в себе память не только о героических сражениях Великой Отечественной войны. Первоначально он был открыт в 1869 году в доме генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена – одного из руководителей первой обороны Севастополя в Крымскую войну. В 1895 году было завершено строительство нового здания, уже предназначенного специально для музея. Оно было выполнено по проекту академика архитектуры Императорской Академии художеств Александра Кочетова в строгом классическом стиле, с чугунными и бронзовыми украшениями. На главном фасаде был изображён "севастопольский знак": крест и число 349, означающее количество дней обороны. Боковые фасады были украшены чугунными арматурами, изображающими части парусных кораблей, пушки, прикрытые бронзовыми знаменами. Украшения фасадов и интерьера создавал одесский скульптор Борис Эдуардс.
Примечательно, что в период второй обороны Севастополя музей продолжал работать и пополняться экспонатами, которые приносили защитники города, хотя его основная коллекция была эвакуирована в Баку, а затем в Ульяновск. Во время войны здание было частично разрушено, но открыли его снова для публики довольно быстро – в 1948 году.
Одним из старейших и красивейших зданий в Севастополе является и Дворец детского и юношеского творчества.
Он был построен в 1914 году для Института физических методов лечения имени Ивана Сеченова. Автором проекта был севастопольский городской архитектор Валерий Чистов.
"Детскую" функцию здание обрело уже в 1925 году, когда его отдали под Центральный пионерский клуб, и с тех под это место всегда было связано с детьми, хотя много раз и меняло названия.
Дворец отличается неоклассическим стилем, с архитектурными деталями в духе модерна и имеет в плане П-образную композицию с симметричными фасадами, при этом главный фасад оформлен ризалитом с колоннами коринфского ордера, которые установлены на гранитных пьедесталах.
В отличие от Военно-исторического музея, Дворец детского и юношеского творчества начали восстанавливать только в 1960-е годы по проекту архитекторов Александра Бобкова и Адольфа Шеффера. Сейчас он открыт, активно готовится к празднованию своего 95-летия и проводит занятия для своих учеников онлайн.
Одним из старейших и красивейших зданий в Севастополе является и Дворец детского и юношеского творчества.
Он был построен в 1914 году для Института физических методов лечения имени Ивана Сеченова. Автором проекта был севастопольский городской архитектор Валерий Чистов.
"Детскую" функцию здание обрело уже в 1925 году, когда его отдали под Центральный пионерский клуб, и с тех под это место всегда было связано с детьми, хотя много раз и меняло названия.
Дворец отличается неоклассическим стилем, с архитектурными деталями в духе модерна и имеет в плане П-образную композицию с симметричными фасадами, при этом главный фасад оформлен ризалитом с колоннами коринфского ордера, которые установлены на гранитных пьедесталах.
В отличие от Военно-исторического музея, Дворец детского и юношеского творчества начали восстанавливать только в 1960-е годы по проекту архитекторов Александра Бобкова и Адольфа Шеффера. Сейчас он открыт, активно готовится к празднованию своего 95-летия и проводит занятия для своих учеников онлайн.
Смоленский Дом печати был построен в 1932 году на Красноармейской площади, сейчас это площадь Победы. Изначально это был целый печатный комплекс, состоящий из административного корпуса в пять этажей, где помещались редакции газет, и трёхэтажной типографии.
Типография специализировалась на печатании партийных газет, школьных учебников и тетрадей.
В первый год войны в 1941 здание сильно пострадало от авианалёта, и частично оно было восстановлено в 1951. Здание печатного дома, обладающее прочным каркасом, даже сохранило узнаваемые черты, а вот административный корпус был безвозвратно утрачен.
Смоленский Дом печати был построен в 1932 году на Красноармейской площади, сейчас это площадь Победы. Изначально это был целый печатный комплекс, состоящий из административного корпуса в пять этажей, где помещались редакции газет, и трёхэтажной типографии.
Типография специализировалась на печатании партийных газет, школьных учебников и тетрадей.
В первый год войны в 1941 здание сильно пострадало от авианалёта, и частично оно было восстановлено в 1951. Здание печатного дома, обладающее прочным каркасом, даже сохранило узнаваемые черты, а вот административный корпус был безвозвратно утрачен.