Рейтинг@Mail.ru
Москва Лужкова: главные градостроительные решения бывшего мэра столицы - Недвижимость РИА Новости, 10.12.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва Лужкова: главные градостроительные решения бывшего мэра столицы

Читать в
Юрий Лужков, скончавшийся на 84-м году жизни, занимал пост мэра Москвы с 1992 по 2010 год. Современный облик столицы во многом сформировался именно в эти годы, и многие знаковые объекты были построены либо реконструированы благодаря содействию экс-мэра, считавшегося "крепким хозяйственником". Сайт РИА Недвижимость вспоминает, что сделал Лужков для Москвы в градостроительном и архитектурном плане.

ТТК и МКАД

Во времена Лужкова была значительно реконструирована Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД), открытая в 1962 году. Трассу длиной в 108 километров до этого в народе называли "дорогой смерти" - из-за узости и плохой освещенности там постоянно случались ДТП, ежегодно в них погибало более 200 человек. В ходе реконструкции магистраль была расширена за счет создания новых полос и увеличения обочин, были добавлены ограждения и барьеры, заменено покрытие, коммуникации и появилось множество новых объектов, среди которых пешеходные переходы, тоннели и развязки.
Бывший мэр Москвы Юрий Лужков
Умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков
Еще один существенный вклад бывшего столичного градоначальника в развитие транспортной сети города – это завершение строительства Третьего транспортного кольца (ТТК). Проект кольца возник еще в 1935 году, в генплане столицы того времени он значился как "Новое бульварное кольцо" и "Парковое кольцо". Реализация проекта началась в 1960-х годах и велась в спокойном режиме до конца прошлого столетия. Основные работы начались в 1998 году и завершились через семь лет открытием развязок с Ленинградским проспектом, Шереметьевской улицей и Звенигородским шоссе. Нынешняя длина кольца, включающего почти два десятка развязок – 35 километров, в том числе 19 километров эстакад и пять километров тоннелей. Эффект, достигнутый созданием в Москве нового транспортного кольца, правда, неоднозначен. С одной стороны, ТТК должно было разгрузить столичные улицы, однако во многих местах, напротив, стали появляться пробки. Кроме того, кольцо серьезно повлияло на рынок жилья – квартиры, выходящие окнами на него, упали в цене, новостройки вблизи магистрали также привлекают далеко не всех.
Кроме того, при Лужкове было начато строительство первого участка Четвертого транспортного кольца, которое позднее сегодняшнее правительство Москвы решило трансформировать в объединенные между собой хорды.
Расширился в лужковские годы и метрополитен. В частности, в этот период был достроен северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от "Отрадного" до "Алтуфьева" и южный участок от "Улицы Академика Янгеля" до "Аннина". Также открылись Люблинская линия и Бутовская ветка, а Филевская линия получила продолжение в виде ответвления к "Москва-Сити" с двумя станциями: "Выставочная" и "Международная". Новый отрезок появился и у Арбатско-Покровской линии, которую при Лужкове дотянули до Митина.
Однако при том, что число транспортных объектов в городе выросло, постепенно стало деградировать трамвайное сообщение – протяженность линий сократилась, упал и пассажиропоток.
Люди общаются в коворкинге
Власти Москвы будут стимулировать развитие офисов за ТТК и МКАДом

Монорельс как инновационный транспорт

Столичный монорельс, отметивший в ноябре этого года свое 15-летие, тоже является инициативой Лужкова. Единственный московский монорельс протяженностью примерно пять километров был открыт в 2004 году на северо-востоке столицы и обошелся городу в 6,3 миллиарда рублей. Тогда он стал по-настоящему инновационным проектом - новым видом городского транспорта. Для линии был разработан специальный подвижной состав: шесть вагонов, 44 посадочных места.
В последнее время о дальнейшей судьбе монорельса много спорили, столичные власти отмечают, что о его демонтаже речи не идет, так как объект является своего рода историческим наследием. В настоящее время разрабатывается проект объединения линии монорельса с трамвайной сетью.
Сам же Лужков считал крайне важным развитие общественного электрического транспорта для улучшения экологической обстановки и транспортной разгрузки столицы. "Все наши инвестиционные и иные возможности должны быть направлены на развитие монорельса, метрополитена, троллейбусов и трамваев", - говорил он в 2003 году.
Московская монорельсовая дорога
Москва потратит на реконструкцию монорельса почти 4 млрд рублей

Музей-заповедник "Царицыно"

В 2005 году правительство России решило передать в собственность Москвы крупнейший музей-заповедник в городе – "Царицыно", включающий Царицынский дворцово-парковый ансамбль с комплексом дворцовых построек, Царицынскими прудами и пейзажным парком. Спустя год Лужков утвердил программу его развития, реализованную за два года.
В рамках программы комплекс был значительно преображен. Помимо реставрации прудов и благоустройства территории в целом строения были дополнены нарядным декором, а помещения оформлены под дворцовые стили XVIII-XIX веков.
Однако среди искусствоведов отношение к Царицыну было неоднозначным. Так, руководитель Института искусствознания Алексей Комеч называл работы по восстановлению музея-заповедника "фантазийной реставрацией" и говорил: "У нас будет прошлое, какое мы захотим, и историческое наследие, которое мы создадим".
Среди реконструируемых при содействии экс-мэра исторических зданий стоит отметить и знаменитый Гостиный двор, который после реконструкции превратился в деловой и культурный центр. Также были восстановлены собор Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади, ансамбль Рогожской слободы и Иверские ворота.
Храм Христа Спасителя в Москве
Новое наследие: самые яркие здания Москвы из эпохи Юрия Лужкова

Воссоздание храма Христа Спасителя

При Лужкове в 2000 году был воссоздан храм Христа Спасителя, возведенный в центре Москвы в память о победе России в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года в 1883 году. В одном из интервью Лужков говорил, что при восстановлении храма ему пришлось снимать с места стройки старинное проклятие.
Храм был взорван при советской власти 5 декабря 1931 года с намерением построить на этом месте самый высокий в мире Дворец советов, который так и не был сооружен. В 1960 году на месте храма появился бассейн "Москва". В 1994 году правительство Москвы решило воссоздать храм в прежних архитектурных формах. Собор был построен за неполные шесть лет: первые строительные работы начались в сентябре 1994 года, а последние завершились в 2000 году.

Программа сноса пятиэтажек

Программа сноса пятиэтажек первого периода индустриального домостроения и расселения их жителей была запущена Лужковым в 1999 году. В нее столичные власти включили 1722 "хрущевок" общей площадью 6,3 миллиона квадратных метров так называемых сносимых серий. Программа была направлена на аварийное жилье и застройку низкого качества. Речь шла о сносе отдельных зданий и переселении жителей в том же районе.
Реализация программы продолжилась уже при новом мэре Собянине. Ее выполнение уже закончено в Центральном, Северном, Восточном, Юго-Восточном, Юго-Западном, Южном, Северо-Западном и Зеленоградском административных округах столицы.
Дома ЖК Новые Ватутинки на территории Новой Москвы вдоль Калужского шоссе
Москва ежегодно будет строить для реновации по 2 млн "квадратов" жилья

Комплекс "Москва-Сити"

Одним из знаковых проектов эпохи пребывания Юрия Лужкова на посту мэра Москвы стал деловой комплекс "Москва-Сити". Планы по созданию подобного проекта – бизнес-квартала международного уровня – появились еще в 1991 году, строительство началось в 1995-м и окончательно не завершилось до сих пор. Проект реализуется на Пресненской набережной, на месте бывшей каменоломни, на территории общей площадью около 100 гектаров. По некоторым данным, место под комплекс выбирал лично Лужков.
На данный момент в "Москва-Сити" уже построены объекты общей площадью более 4 миллионов квадратных метров. Среди них – 95-этажная башня "Федерация", которая до 2017 года была самым высоким небоскребом Европы. Комплекс играет важную роль на рынке коммерческой недвижимости столицы. В этом году туда начался переезд ряда федеральных министерств.
В дальнейшем "Москва-Сити" станет частью еще более масштабного проекта "Большой Сити", в котором будет возведено более 20 миллионов квадратных метров.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев на заседании Государственного совета по вопросу развития сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечения безопасности дорожного движения
Воробьев: Лужков сделал из советской столицы мегаполис мирового уровня

Реставрация Большого театра

В свое время Лужков поспособствовал завершению реконструкции исторического здания Большого театра, которая по ряду причин затянулась на несколько лет и даже стала предметом уголовных дел.
К моменту начала реконструкции износ здания составлял по разным оценкам от 50 до 70%. Изначально предлагались разные варианты его восстановления: от стандартного капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, предусматривающий проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальную реконструкцию части сценической с углублением подземного пространства. При этом сохранился исторический облик здания как памятника архитектуры. Особое внимание было уделено восстановлению акустики.
Реконструкция Зрительного зала Большого театра
Большой театр погиб бы без реставрации, уверен генподрядчик
Вообще Лужков покровительствовал искусству и его конкретным деятелям, за что нередко являлся объектом критики. Например, в городе появилось несколько неоднозначно воспринятых объектов скульптора Зураба Церетели. Самый громкий из них – 98-метровый памятник Петру I, возведенный в 1997 году на искусственном острове, насыпанном в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Многие из экспертов и горожан были крайне недовольны гигантской скульптурой и требовали убрать ее.
Критике Лужков подвергался также и за то, что его жена Елена Батурина была заметным московским девелопером. Созданная ей, но уже перешедшая в другие руки компания "Интеко" и сегодня является одним из крупнейших застройщиков Москвы.

"Охотный ряд" и реконструкция Манежа

В 1997 году праздновалось 850-летие Москвы, и именно в этом году был открыт подземный торговый центр "Охотный ряд", с посещения которого начинают знакомство со столицей многие туристы. Его строительство началось в 1993 году с освобождения Манежной площади от транспортного потока.
Уникальной частью торгового центра является купол-фонтан "Часы мира". На куполе с изображением официального символа Москвы Георгия Победоносца установлены часы, которые показывают мировое время в разных городах мира. За 24 часа стеклянная конструкция делает полный оборот на 360 градусов, сектора показывают часы, а вечернее время по зажженным лампам можно определить минуты. В 1997 году торговый комплекс стал лауреатом международного конкурса MIPIM Awards, а в 1998-м, по сообщениям российских СМИ, будущий президент США Дональд Трамп вел переговоры о возможном инвестировании в торговый центр.
Мэр Москвы Юрий Лужков
В Москве могут увековечить память Юрия Лужкова
Следующим объектом реконструкции Манежной площади должен был стать выставочный комплекс Манеж, однако из-за разногласий по проекту и статуса федерального памятника процесс затянулся на несколько лет. Весной 2004 года реконструкция потребовалась сама собой. Пожар пятой категории сложности уничтожил практически все здание, кроме массивных стен. Лужков поручил в кратчайшие сроки восстановить Манеж, и спустя 13 месяцев состоялось открытие центрального выставочного зала. После проведенных работ в здании помимо одной из самых современных систем пожарной безопасности появились стеклопакеты, лифты, эскалаторы и кафе.

Поклонная гора

При содействии Лужкова был создан мемориальный комплекс на Поклонной горе на западе столицы. С 1993 по 1997 на территории одной из главных достопримечательностей столицы были открыты Храм Георгия Победоносца, мемориальная мечеть о воинах-мусульманах и сооружена синагога в память о погибших евреях.
Открытие комплекса состоялось 9 мая 1995 года и было приурочено к празднованию 50-летия победы в Великой Отечественной Войне. В 2009 году в связи с реконструкцией инженерно-технических сооружений в Александровском саду, на поклонную гору был перенесен Вечный огонь. В феврале следующего года Лужков предложил оставить Вечный огонь на новом месте в Парке победы, однако в итоге было решено, что парк станет вторым местом, где будет увековечена память о погибших солдатах.

"Лужковская" архитектура

Здания, которые были построены во времена пребывания Лужкова на посту мэра Москвы, обладают некоторыми схожими чертами, поэтому даже возникло словосочетание "лужковская архитектура". Некоторые эксперты отмечают, что для нее характерна непродуманность и хаотичность застройки, украшение зданий различными декоративными элементами, в том числе башенками. Часть зданий "лужковской архитектуры" возведена на месте снесенных зданий, среди которых были представляющие и историческую ценность.
"Лужковский стиль" нравится не всем – например, отдельные искусствоведы и архитекторы называли его "китчем", "пошлостью" и "архитектурной истерикой".
Бывший мэр Москвы Юрий Лужков
В последнем интервью РИА Новости Лужков говорил о жизненных принципах
В то же время есть у этой архитектуры и сторонники. Так, архитектор Сергей Чобан допускал, что со временем некоторые из "лужковских" зданий попадут под охрану. "Они намного более харизматичные в своей странности, чем те здания, которые мы сегодня строим", - говорил Чобан совсем недавно в своем интервью и уточнял, что, например, шансы стать памятниками архитектуры имеют дом-яйцо на Чистых прудах или дом "Патриарх" архитектора Сергея Ткаченко в ансамбле Патриарших прудов.
Кстати, сегодняшнее развитие Москвы ведется в соответствии с главным градостроительным документом, который Юрий Лужков подписал незадолго до своей отставки – генеральным планом, действующим до 2025 года.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала