Стройка высшего пилотажа
"Мосинжпроект" – устройство и деятельность крупнейшей инжиниринговой компании России

В этом году, 28 октября, отметила 60-летие компания "Мосинжпроект" – один из крупнейших инжиниринговых холдингов полного цикла в России. Компания, созданная для реализации сложных инфраструктурных проектов Москвы, успешно воплощает их, отвечая на вызовы и XX, и XXI века.

Вместе со столицей, которая за годы существования "Мосинжпроекта" более чем вдвое увеличилась и по площади, и по численности населения, росли и масштабы работы компании.

Глава 1
Рост в прогрессии
"Мосинжпроект" – история с человеческим лицом

"Олимпийская деревня", Останкинская телебашня, Третье транспортное кольцо, театр "Геликон-опера", парк "Зарядье", стадион "Лужники" - все эти вроде бы разные объекты имеют нечто общее - в их создании и реконструкции принимала участие одна компания - "Мосинжпроект".

Ее история очень тесно связана с тем, что происходило со столицей последние 60 лет. Можно сказать, что "Мосинжпроект" рос и развивался вместе с Москвой.

Судите сами: в далеком 1958 году население столицы едва перевалило за 5 миллионов. Именно тогда, а точнее 28 октября 1958 года, был создан институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений "Мосинжпроект". На тот момент для его образования были объединены всего два проектных института - "Мосподземпроект" и "Дормостпроект".

 

Строительство проспекта Калинина (Новый Арбат). Москва, 1963 год.

Спустя 60 лет в группу компаний "Мосинжпроект" входят 80 организаций, в которых работают 12 тысяч сотрудников. На сегодняшний день это одна из крупнейших в России инжиниринговых компаний полного цикла, входящая также, согласно международным рейтингам, в топ-150 крупнейших проектировщиков и топ-250 крупнейших подрядчиков мира.

К числу ярких проектов "Мосинжпроекта" с момента его основания относятся, например, построенные и реконструированные Садовое кольцо и Новый Арбат, Олимпийский проспект и Третье транспортное кольцо.

По проектам компании проведена массовая газификация города, заложены основные канализационные системы Москвы и инженерные коммуникации жилых микрорайонов, разработана комплексная схема электроснабжения центра российской столицы.

Кроме того, при участии специалистов "Мосинжпроекта" были созданы такие заметные московские объекты, как Останкинская телевизионная башня, Гребной канал и велотрек в Крылатском, торговый комплекс "Охотный ряд" на Манежной площади.

 

 

Мосинжпроект

Новейшая история "Мосинжпроекта" началась в 2010 году, когда из государственного унитарного предприятия он был преобразован в акционерное общество. Уже в 2011 году компания выиграла конкурс на управление программой строительства новых станций метро. К осени 2018 года "Мосинжпроектом" построено 36 новых станций подземки, а к 2023-му их число достигнет 80.

Компания продолжает заниматься развитием улично-дорожной сети столицы. С 2012 года в качестве генерального проектировщика и техзаказчика реализует ключевые дорожные объекты - вылетные магистрали столицы, развязки на МКАД, Калужское шоссе и трасса Солнцево - Бутово - Видное, участки Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, УДС в промзоне "ЗИЛ".

За последние пять лет в активе "Мосинжпроекта" появились такие ставшие уже знаменитыми объекты, как реконструированная арена "Лужники" и, конечно, парк и концертный зал "Зарядье".

Наталья Кондратьева, начальник мастерской №1 института Мосинжпроект

Наталья Кондратьева

Начальник мастерской №1 ООО "Институт "Мосинжпроект" (входит в АО "Мосинжпроект")

"Именно здесь я состоялась как мастер своего дела"

Я пришла в "Мосинжпроект" сразу после окончания МИИГАиК в 1976 году. Уже тогда институт был известен в городе своим профессионализмом. Почему я выбрала эту профессию? Думаю, потому что это была некая юношеская романтика. Несмотря на то, что у меня в семье были строители, к этому выбору меня никто не подталкивал.

Когда только пришла в "Мосинжпроект", занималась построением продольного профиля существующей и проектной поверхности земли по трассам будущих инженерных сооружений и коммуникаций. Это был нескончаемый поток дел. Помню, в первый день я закончила проект на миллиметровке с применением линейки, счетов и карандашей, сложила все, чтобы показать начальству, как оперативно я выполнила задание. А начальник мастерской говорит: "Ну так бери другой чертеж и продолжай". Тогда я поняла, что скучать не придется, и большое количество проектов помогли мне, что называется, набить руку.

Яркое событие в жизни проектного института "Мосинжпроект" в те годы - это подготовка к проведению в Москве Олимпиады 1980 года. Создавались специальные группы для реализации проектов, я проработала несколько лет в одной из них, став руководителем группы в возрасте 35 лет.

Наверное, именно тогда я и состоялась как мастер своего дела. В какой-то момент был выбор: либо перейти в отдел подземных сооружений "Мосгоргеотреста", либо остаться в "Мосинжпроекте". Я для себя решила, что без института просто не смогу жить. Мне здесь все нравилось, начиная от коллектива, авторитетных специалистов и молодых инженеров, заканчивая его духом.

Вопрос о том, а не сменить ли место работы, не возникал в моей голове ни разу в жизни. Случались такие моменты в истории "Мосинжпроекта", что проектов практически не было. Тогда наступили сложные времена и для Москвы, и для страны в целом, когда почти ничего не строилось и профессия инженера перестала быть востребованной. Но мы не хотели расслабляться и придумывали себе задачи сами. Например, мы проводили анализ выполненных проектов, делали расчеты на перспективу развития Москвы.

Начальником мастерской №1 я стала 14 лет назад. Среди проектов, над которыми работала мастерская в последнее время, - реконструкция и строительство автомобильной дороги Варшавское шоссе - деревня Андреевское - деревня Яковлево, реконструкция двухуровневой транспортной развязки на Киевском шоссе, строительство эстакады для обеспечения транспортного обслуживания станции метро и ТПУ "Саларьево", строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой транспортной развязки в районе ТПУ "Столбово", Северо-Восточная хорда, а именно участок от шоссе Энтузиастов до МКАД (от четвертого транспортного кольца до района Вешняки).

У взрослого поколения "Мосинжа" фундаментальные знания, но и молодежь приходит сейчас прекрасная, очень хорошо подготовленная.

 


Валерия Тюрихова, 25 лет, инженер первой категории отдела общестроительных работ дирекции метро - 9 АО Мосинжпроект

Валерия Тюрихова, 25 лет

Инженер первой категории отдела общестроительных работ дирекции метро - 9 АО "Мосинжпроект"

"За что я люблю свою работу? За то, что могу говорить, что строю станции для самого красивого в мире метрополитена"

Мое знакомство с "Мосинжпроектом" началось в 2012 году, когда я проходила там производственную практику. Мне было 19 лет, и я уже тогда осознала, что хочу остаться здесь работать.

Обычно в компаниях практикантов берут для разбора документации или делопроизводства, но в "Мосинжпроекте" иной подход. Мой руководитель старался ввести меня в курс дела и давал ответственные задания. Я была закреплена за ведущим инженером, отвечающий за реконструкцию депо "Братеево". С ним мы совершали обходы по объекту и присутствовали на совещаниях. Мне было интересно познакомиться и с деятельностью смежных отделов. После окончания практики я уже точно для себя решила, что вернусь работать в "Мосинжпроект" после защиты диплома.

Сейчас я линейный инженер. Моя основная задача - сдача объекта в эксплуатацию. Мои рабочие будни можно описать так: я нахожусь на строящейся станции метрополитена и координирую работу подрядчиков на строительной площадке, контролирую график производства работ, выдачу ежесуточных нарядов, заданий подрядным организациям и их исполнение, занимаюсь ведением накопительных ведомостей и различной отчетности.

Недавно коллега спросил меня, за что я люблю свою работу? Прежде всего, за то, что могу говорить, что строю станции для самого красивого в мире метрополитена. За эмоции, которые испытываешь, когда запускаешь объект в эксплуатацию. Когда видишь, что все работает, что станция начинает жить с пассажирами. Я испытала это чувство уже пять раз за четыре года.

Кстати, этим летом я сама была куратором практики для студента, я посчитала необходимым заинтересовать его так же, как когда-то мои коллеги и руководители влюбили меня в эту профессию и "Мосинжпроект".

Уходить из компании куда-то еще я не планирую, моя цель - развиваться здесь. Есть профессиональная мечта: хочу стать первой девушкой - руководителем строительства станции метро. Пока эти должности у нас занимали только мужчины.

Глава 2
Игра по-крупному
Титаны инжиниринга

Инжиниринговые компании предоставляют комплекс консультационных услуг по проектированию, созданию и обеспечению различных объектов производства и инфраструктуры, где упор делается на решение конкретных технических задач.

Такие фирмы могут оказывать исключительно инженерно-технические услуги, а могут сочетать эту деятельность непосредственно с производством.

Крупнейшие в мире инжиниринговые компании, такие как Bateman Project Holdings, Hatch Group, The Kvaerner Group, SNC-Lavalin, Bechtel Corporation, имеют холдинговую структуру, управляет которой головная компания.

Одним из крупнейших инжиниринговых холдингов полного цикла в России является АО "Мосинжпроект".

Масштабные и невероятные: крупнейшие проекты инжиниринговых компаний в мире
Тоннель под Ла-Маншем между Англией и Францией
Одной из крупнейших и наиболее известных инжиниринговых компаний в мире является Bechtel Corporation. Она была основана еще в 1898 году и с тех пор приняла участие в осуществлении более 25 тысяч проектов в 160 странах мира. Эта компания создает инфраструктуру для химической, нефтегазовой и металлургической отрасли, а также транспортные системы и объекты городской инфраструктуры.

Один из наиболее знаковых проектов, созданных при участии компании, – это тоннель между Англией и Францией, который проходит под Ла-Маншем. Впервые идея строительства тоннеля возникла еще в 1802 году. В итоге реализация проекта началась только в 1986 году, а завершилась в 1994-м. Стоимость возведения железнодорожного двухпутного тоннеля составила 14,7 миллиарда долларов.
Big Dig - Бостонская центральная артерия
Компания также участвовала в реализации самого сложного проекта городского транспорта в истории США - Бостонской центральной артерии (проект еще называют Большой бостонский тоннель) в 1991-2006 годах.

Этот проект по масштабности исполнения можно сравнить, например, с созданием Панамского канала.

Восьмиполосная магистраль, развязки и тоннель длиной 5,6 километра стали самым дорогим проектом в истории строительства США и обошлись в 14,6 миллиарда долларов.
Международный аэропорт Гонконга
Помимо транспортных проектов, Bechtel работает также и над другими объектами гражданского строительства. Например, она участвовала в строительстве международного аэропорта в Гонконге, который был возведен по большей части на специально насыпанном искусственном острове. Он заменил старый аэропорт с единственной взлетно-посадочной полосой, окруженный городской застройкой.

Аэропорт возводился в 1990-1998 годах, стоимость работ составила 20 миллиардов долларов. Он был занесен в книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой проект строительства аэропорта в истории.

Помимо возведения самого здания аэропорта Bechtel также принимала участие в создании всей его инфраструктуры – подъездных дорог, тоннелей, мостов. Теперь добраться в аэропорт можно всего за 25 минут.
Тоннель под Ниагарским водопадом
Еще одна крупнейшая в мире инжиниринговая компания – это канадская Hatch Group. В настоящий момент в компании работает более 9 тысяч сотрудников, а ее деятельность распространяется на 150 стран мира.

Hatch Group предоставляет свои услуги в таких сферах, как металлургия, электроэнергетика, создание инфраструктуры.

Крупнейшим проектом, в котором принимала участие компания, является создание тоннеля под Ниагарским водопадом. Длина тоннеля, введенного в эксплуатацию в 2013 году, составляет более 10 километров. Его открытие позволило обеспечить электроэнергией дополнительно 160 тысяч домов в Канаде.

В результате реализация проекта обошлась в 1,6 миллиарда долларов, что на 100 миллионов долларов дешевле, чем было запланировано изначально.
Страны мира. Катар
Основанная в 1911 году, канадская компания SNC-Lavalin предоставляет услуги по управлению проектами в сфере нефти и газа, горнодобывающей промышленности и металлургии, а также в сфере городской и транспортной инфраструктуры.

В частности, компания работает над проектом по созданию трамвайного движения в историческом центре катарской Дохи. Проект направлен на то, чтобы возродить старый коммерческий район города, лучше связав удаленные части с центром города и сократив использование автомобилей.

SNC-Lavalin в рамках совместного предприятия займется созданием, эксплуатацией и обслуживанием новой трамвайной системы.
Метро в Шэньчжэне
Еще одна из крупнейших в мире инжиниринговых компаний – австралийская Meinhardt Group International – принимала участие в создании метро в шестом по величине китайском городе Шэньчжэнь. Оно состоит из восьми отдельных линий, и еще семь находятся в стадии строительства.

Новая транспортная система была открыта 28 декабря 2004 года. Планируется, что она будет полностью достроена в 2020 году.

Для проекта Meinhardt Group предоставляла услуги по консалтингу, а также инжиниринговые услуги.
Глава 3
Новый уровень
Мегапроекты - от задумки до реализации
Марс Газизуллин

Марс Газизуллин

Генеральный директор АО "Мосинжпроект"

"Мы ставим перед собой цель войти в топ-100 крупных строительных компаний мира"

- Какие подразделения входят сейчас в "Мосинжпроект", как организовано их взаимодействие?

- Группа компаний "Мосинжпроект" сегодня включает в себя 80 дочерних компаний и порядка 12 тысяч сотрудников. Это вертикально интегрированная структура, которая состоит из трех горизонтальных блоков с входящими в них дочерними организациями: градостроительство и проектирование, инженерно-строительный блок, а также инвестиции и девелопмент. "Мосинжпроект" сегодня - это многоцелевая и многопрофильная организация, которая выполняет функции как инжиниринговой компании, так и девелоперской. Это означает, что мы не только проектируем и ведем строительно-монтажные работы, но и выступаем заказчиком, привлекаем инвестиции, занимаемся реализацией объектов на  рынке недвижимости.

При этом "Мосинжпроект" на 100% принадлежит правительству Москвы, поэтому и задачи, которые ставятся перед нами городскими властями, являются исключительно важными для развития столицы.

Условно нашу деятельность можно разделить на несколько основных направлений. Первое - строительство метро. Второе - возведение ключевых инфраструктурных объектов столицы. Третье - инженерные работы, проектирование и строительство дорог. И четвертое - развитие транспортно-пересадочных узлов.

- Какой проект для "Мосинжпроекта" является ключевым?

- Приоритетным проектом для "Мосинжпроекта" сегодня и в будущем является строительство московского метрополитена. Начиная с 2011 года мы уже построили 75 километров новых линий, 36 станций метро и 8 электродепо. За это время компания наработала уникальные компетенции и колоссальный опыт в сфере метростроения. Только в текущем 2018 году мы уже открыли 2 депо ("Лихоборы" и "Солнцево") и 15 новых станций Большой кольцевой, Люблинско-Дмитровской и Калининско-Солнцевской линий. И это, несомненно, рекордный ввод! Кроме того, до конца года планируем завершить строительство первого участка новой Некрасовской линии метро с четырьмя станциями и депо "Руднево" для ее обслуживания. Также построим станции "Беломорская" и "Савёловская".

- Реконструкция стадиона "Лужники", создание парка "Зарядье" и одноименного концертного зала - эти объекты, можно сказать, прославили "Мосинжпроект", который известен теперь не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Как они создавались?

- Парк "Зарядье" и стадион "Лужники" - проекты, которые нам удалось реализовать в кратчайшие сроки и на отлично. Обновленный стадион "Лужники", уникальную реконструкцию которого мы провели в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, уже успели оценить ведущие футболисты и болельщики со всего мира как "вживую", так и онлайн (в ходе просмотра трансляции матчей).

В ходе реконструкции "Лужников" мы сохранили исторический фасад, внутри которого создали новый стадион, признанный инспекторами FIFA лучшим по архитектуре трибун и обзору поля. А авторитетный английский портал StadiumDB.com назвал "Лужники" лучшим стадионом мира. 

При строительстве "Зарядья" мы полностью реализовали авторский замысел проекта, что большая редкость в современных реалиях. Над созданием парка в круглосуточном режиме трудились пять тысяч человек.

За прошедший год он стал не только одним из главных туристических объектов столицы, но и получил международное признание в профессиональной среде, а американский журнал Time включил парк "Зарядье" в список 100 лучших мест в мире.

В этом году в День города состоялось официальное открытие Московского концертного зала "Зарядье". Он стал самым крупным объектом культуры в столице, введенным за последние несколько десятилетий. Весь комплекс площадью 25,6 тысячи квадратных метров, с двумя залами и двумя открытыми амфитеатрами, с полностью эксплуатируемой кровлей с зелеными насаждениями, которая размещается под "стеклянной корой", был спроектирован и построен всего за три года.

Главной отличительной чертой концертного зала в "Зарядье" является возможность трансформации Большого зала. Каждая деталь концертного комплекса создавалась и монтировалась в соответствии с рекомендациями мировых экспертов в области акустики.

- Планирует ли компания выходить на новые рынки - в другие регионы, возможно, даже на международный уровень?

- Сегодня перед "Мосинжпроектом" руководством Москвы поставлены масштабные задачи, которые необходимо реализовать в ближайшие несколько лет. Пока наша цель - расширять присутствие компании на рынке строительства городских объектов: транспортной инфраструктуры, инженерных и новых гражданских сооружений, включая те, которые войдут в программу реновации.

Для осуществления этих задач у "Мосинжпроекта" имеются финансовые ресурсы, колоссальный опыт в сфере метростроения и гражданского строительства.

Если говорить о международной арене, то сегодня "Мосинжпроект" занимает 114-е место среди 250 крупнейших строительных компаний мира в международном рейтинге ENR's 2018 Top 250 Global Contractors. Это на 24 позиции выше, чем в прошлом году. Кроме того, компания вошла в топ-150 лучших проектировщиков мира в рейтинге ENR'S 2018 Top 150 Global Design Firms. Конечно, мы ставим перед собой цель войти в топ-100 лучших строительных компаний мира. А успешное исполнение контрактов по городскому заказу и реализация собственных инвестиционных проектов позволяют нам оценивать такие перспективы как вполне реалистичные.

- Как решается в "Мосинжпроекте" кадровый вопрос?

- Сегодня, принимая в штат новых сотрудников для работы в таких сложных отраслях как метростроение, подземное строительство, приходится учитывать, что выбор опытных специалистов ограничен. Компания в обязательном порядке занимается как вопросами повышения квалификации, с учетом актуальных требований и стандартов профессиональных компетенций, так и развитием корпоративных и управленческих компетенций работников, необходимых для эффективной организации работ.

В составе холдинга мы создали службу персонала, которая запустила корпоративный портал, систему дистанционного обучения и повышения квалификации сотрудников.

Кроме того, мы создали Корпоративный университет, который работает по направлениям: оценка, обучение, развитие персонала и формирование кадрового резерв, а также развитие корпоративной культуры в части консолидации интеллектуального ресурса компании и развития внутренней коммуникации.

Помимо этого, в рамках Корпоративного университета создан "экспертный совет" для трансляции профессионального опыта и экспертного знания сотрудников и руководителей компании, как при решении "наболевших" вопросов, так и для обсуждения перспективных тем.

Большая работа ведется также с молодыми специалистами и выпускниками профильных вузов Москвы - это МГСУ, МИИТ, МАРХИ и другие. В течение года на конкурсной основе мы принимаем на оплачиваемую практику студентов, лучшие из которых остаются работать у нас.

 

Эстетика и инжиниринг: самые масштабные технологичные проекты Москвы
Парк Зарядье
Концертный зал Зарядье
Лужники
Станция ЦСКА
Станция Мичуринский проспект
Геликон-опера
Развязка МКАД-Профсоюзная
Транспортные развязки в Москве
Сеть транспортных развязок в районе пересечения третьего транспортного кольца и Шмитовского проезда в Москве
Фонтан Времена года на Манежной площади в Москве.