Зачем были нужны водопроводы на Руси, каким образом Петр I испортил московскую воду и как Екатерина II спасла ситуацию, сайту "РИА Недвижимость" рассказала заведующая Музея воды "Мосводоканала" Оксана Божнева.
Первые водопроводы в мире были стратегическими — для поддержания городов во время осад: любой враг старался отравить все возможные источники воды на осажденной территории. Русь не исключение — в каждом крупном городе обязательно были потайные, или тайницкие, водопроводы и колодцы, рассказывает Божнева.
Один из первых таких водопроводов в Москве был построен при Иване Калите в 1339 году: "Через центральные Тайницкие ворота древнего Кремля под землей проложили дубовые трубы. По ним вода прямо из Москвы-реки попадала в город".
Кажется, что дерево — материал непрочный, быстро гниющий. Так и есть. Но дуб под землей — совсем другое дело. Без доступа кислорода дубовые трубы со временем становятся еще более прочными.
По моему хотению
Новый водопровод появился в конце XV века, когда при участии итальянских зодчих проводилась коренная перестройка Кремля. Тогда из белокаменного он превратился в кирпичный. Во время строительства в основании Собакиной башни (сегодня — Арсенальная) был обнаружен родник, и Иван III повелел построить оттуда водопровод — самотечный.
Родниковая вода самотеком шла по подземным кирпичным галереям "яки реки, текущие через весь Кремль-град, осадного ради сидения" в сторону Троицких и Никольских ворот. Этот водопровод, по словам Божневой, уже частично использовался не только в "военных", но и хозяйственных целях.
Настоящий напор
Первый напорный механизированный водопровод, хотя бы немного напоминающий современный, был построен при первом из Романовых — Михаиле Федоровиче в 1632-1634 годах.
В юго-западной Свибловой башне Кремля (сегодня — Водовзводная), сооруженной в 1488 году, был установлен водовзводный механизм. "Его купили за огромные деньги в Англии — несколько бочек золота за него отдали", — говорит Божнева.
Вода из Москвы-реки с помощью тяговой силы (лошади ходили по кругу) поднималась в баки, установленные в верхних ярусах башни. Оттуда она стекала в государевы Сытный и Кормовой дворцы, а потом и в сады. То есть использовалась в хозяйственных целях.
По территории Кремля проложили свинцовые трубы. Однако свинец — тяжелый металл, крайне вредный для здоровья. Кремлевские же трубы и резервуар изнутри опаяли оловом, поэтому система была безопасной.
"А пили наши цари воду из прудов. В Москве самой вкусной и целебной считалась вода в Пресненских прудах — к царскому столу вода подавалась именно оттуда", — отмечает Божнева.
Все для народа
До начала XVIII века вода в реках и прудах Москвы была вполне чистой, пока Петр I не начал строить промышленные производства. По словам Божневой, отходы сливались в реки: "Именно тогда Неглинная превратилась в настоящую сточную канаву. Кроме того, чтобы не платить золотарям за вывоз бытовых нечистот, москвичи сливали их в пруды, которые в итоге становились "погаными".
Поскольку вода — один из главных переносчиков инфекций, ситуация все более и более накалялась. И после эпидемии чумы в 1771 году, унесшей жизни четверти городского населения, Екатерина II приняла решение провести в Москву "хорошую воду".
"Иначе власть не устояла бы. Создание общественного водопровода — задача тоже стратегическая", — считает Божнева.
Легенда гласит, что императрица любила ходить пешком на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Как-то раз приближенные к ней лица забыли взять с собой воду. Екатерина остановилась у села Большие Мытищи и попросила местных жителей поднести воды. Ей дали чарку с водой из Громова ключа. Императрице вода так понравилась, что она повелела провести отсюда водопровод в город.
Но, конечно, в действительности Мытищи были выбраны потому, что расположены выше Москвы — оттуда воде проще течь в город.
В 1779 году Екатерина II подписала указ, копия которого хранится в Музее воды. Императрица повелела выделить на устройство водопровода в престольном граде Москве один миллион и сто тысяч рублей серебром. А, к слову, вся казна государства тогда составляла чуть больше пяти миллионов, отмечает Божнева.
Водопровод строили четверть века — процесс сильно затянулся из-за Русско-турецкой войны. Воду по нему пустили 28 октября 1804 года.
"Именно этот день мы считаем днем рождения московского водоканала", — подчеркивает Божнева.
Мытищинский водопровод оставался главным источником воды для москвичей вплоть до 1937 года, когда был построен канал имени Москвы. С приходом в город воды из Волги старый водопровод стал использоваться в большей степени для Мытищ.