МОСКВА, 3 марта — РИА Недвижимость, Мария Неретина. Покупатели квартиры в новостройках платят не только за приобретенные ими квадратные метры. Речь идет о целом ряде необходимых для совершения сделки действий со стороны застройщика или продающей организации, которые позиционируются как услуги и могут быть платными. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость", за что клиенту приходится платить и можно ли этого избежать.
Жалобы покупателей
Покупатели жилья в новостройках активно обсуждают на тематических форумах разного рода дополнительные затраты, которые им приходится нести в процессе приобретения квартиры. Речь идет не о процентах по ипотеке, а о разного рода действиях, которые организации, продающие жилье (застройщики или риелторские компании), называют услугами.
Изучение форумов показало, что, хотя практика взимания дополнительных плат достаточно распространена, тем не менее, не существует ни единого "тарифа" на такие услуги, ни общей политики относительно возможности отказаться от них или заплатить меньше. Чаще всего люди упоминают в качестве источников дополнительных затрат подбор квартиры (от 10 до 50 тысяч рублей в среднем) и оформление договора долевого участия — (50-100 тысяч рублей либо 1-2% от стоимости квартиры). Претензии у покупателей, судя по их сообщениям на форумах, вызывает высокая стоимость таких услуг, невозможность от них отказаться и сомнения в том, что данные действия являются именно услугами.
Также участники форумов обсуждают такие услуги, как сопровождение сделки, в которые, как правило, включено оформление и регистрация договора (от 80 тысяч рублей) и платная бронь квартиры (от 1% от стоимости).
Даром не торгуем
Участники рынка, опрошенные РИА Недвижимость, подтвердили, что практика взимания оплаты дополнительных услуг существует, а также то, что от некоторых из них нельзя отказаться. Список услуг совпадает с тем, который обсуждают на форумах покупатели: это оформление ДДУ и перехода права собственности, включенный в пакет "сопровождение сделки" либо фигурирующий самостоятельно, услуга по подбору квартиры и платная бронь с фиксацией стоимости. Однако эксперты называют немного другие ценовые коридоры.
Так, заместитель директора департамента новостроек Est-a-Tet Валерий Ручий отмечает, что затраты покупателя на дополнительные услуги могут сильно разниться: от символических сумм в 5 тысяч рублей до 3% от стоимости квартиры. Он добавляет, что бронь квартиры обойдется в 0,5-1% от стоимости квартиры; регистрация ДДУ и права собственности после сдачи объекта в эксплуатацию — около 1% от стоимости договора, но не более 100 тысяч рублей.
"Если говорить о стоимости услуг сопровождения сделки, она колеблется от 30 до 200 тысяч рублей в зависимости от класса объекта. Что касается ценообразования, есть два пути: установление фиксированной цены или процента от сделки", — уточняет директор по продажам Sezar Group Виктор Прокопенко. Он, однако, полагает, что рынок постепенно отказывается от ценообразования на оформление договора в виде процента от общей цены и переходит к практике фиксированной стоимости этой услуги.
Стоимость регистрации сделки и оформления собственности во многом зависит от конкретного проекта, отмечает управляющий партнер "Метриум Групп" Мария Литинецкая. В среднем сумма фиксирована и составляет 50 тысяч рублей по Москве без привязки к стоимости объекта (25 тысяч за регистрацию ДДУ и 25 тысяч за оформление собственности). Однако есть примеры, когда девелопер берет за услуги и 1% от стоимости жилья, указывает она.
А что если не платить?
В ряде случаев покупатель может отказаться от оплаты дополнительных услуг, уверен Ручий, однако если речь идет об услуге по регистрации, то зачастую отказаться невозможно, поскольку она уже включена в цену договора.
"Отказаться, безусловно, можно. Но тогда покупателю надо быть готовым к тому, что застройщик скорее всего не станет заключать с ним договор", — подчеркивает Дмитрий Коновалов, управляющий партнёр Glorax Development. Он добавляет, что в любом случае многое зависит от политики каждой конкретной компании.
Литинецкая в свою очередь отмечает, что девелоперы могут пойти навстречу покупателю и дать ему возможность оформить собственность самостоятельно. "А вот с регистрацией договора все гораздо сложнее", — уточняет она. Дело в том, что для подачи заявки в регистрирующий орган нужны представители обеих сторон — застройщика и покупателя, поясняет эксперт. "То есть теоретически клиент должен договориться с застройщиком, чтобы тот выделил для регистрации сделки сотрудника, что с учетом десятков и даже сотен сделок в месяц — нереальная задача", — подчеркивает Литинецкая. Кроме того, если клиент при самостоятельной подаче документов сделает какую-то ошибку, то Росреестр на месяц приостановит регистрацию. "Слишком много рисков, чтобы застройщик пошел на них", — уверена она.
Однако юристы рекомендуют покупателям новостроек не сдаваться без боя, так как шансы отказаться от нежеланных расходов все-таки есть.
"Подобная практика — это навязанная услуга, которая нарушает права покупателей", — уверен юрист адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Тамаз Мстоян, ссылаясь на нормы закона о правах потребителей. По его словам покупатель вправе отказаться от оплаты дополнительных услуг, прежде всего — от услуги "регистрация ДДУ и права собственности". Если сотрудник отказывается оформлять продажу без дополнительной услуги, Мстоян рекомендует выйти на руководителя более высокого уровня.
"Сотруднику может быть выгодно продать побольше именно таких договоров так как за них он получает бонусы, тогда как компании куда актуальнее продать именно квартиру", — поясняет он. Может случиться так, что переговоры с руководством тоже ничего не дадут, и тогда юрист советует жаловаться в местные органы власти, контролирующие деятельность застройщиков. Например, а в Минстройкомплекс Московской области или Москомстройинвест, если речь идет о подмосковной новостройке. "Власти обычно реагируют на такие нарушения оперативно", — резюмирует Мстоян
В пресс-службе Москомстройинвеста РИА Недвижимость уточнили, что в комитет не поступало массовых жалоб на какие-либо навязанные услуги от застройщиков. Исходя из комментариев покупателей на форумах, можно сделать вывод, что большинство действительно предпочитает не жаловаться, а либо ищет возможность договориться, либо отказывается от покупки в пользу других объектов, либо смиряется с необходимостью дополнительных затрат.
В товарищах согласья нет
Как показал опрос экспертов, на рынке нет единого мнения, насколько корректно обязывать покупателя оплачивать дополнительные услуги, а также кто и в каких случаях так делает.
Например, Литинецкая уверена, что такая практика была всегда. Оплата услуг за подбор квартиры, подготовку документов, регистрацию договора долевого участия (ДДУ) и оформление в дальнейшем собственности взымается вне зависимости от того, обратились вы к риелтору или напрямую к застройщику, настаивает она.
Диаметрально противоположного мнения придерживается Прокопенко: "Для девелопера взимать плату за услугу подбора квартиры, на мой взгляд, неэтично", — настаивает он.
Что касается платы за оформление договора, то по словам коммерческого директора ГК "Инград" Евгения Сандера, она включается в стоимость квартиры и не оформляется отдельной услугой.
Да, некоторые застройщики действительно так и делают, соглашается с мнением эксперта заместитель директора департамента новостроек Est-a-Tet Валерий Ручий. Однако есть и такие девелоперы, которые вообще оформляют ДДУ бесплатно, либо, как и агентства недвижимости, взимают за это отдельную плату.
Нестройный хор экспертных мнений "примиряет" точка зрения ведущего консультанта компании "S.A. Ricci жилая недвижимость" Юлии Доброневской, которая указывает, что даже если дополнительных услуг по факту в прайсе застройщика нет, то покупатель в любом случае заплатит за них. "Если клиент придет к застройщику напрямую, с целью получить от него какие-то привилегии и сэкономить на каких-то услугах, расход по нему все равно будет учтен в сумме сделки, просто по другой статье", — объясняет она.
И вообще, дополнительные услуги — это вовсе не услуги, следует из слов управляющего партнера Glorax Development Дмитрия Коновалова. Практика брать оплату за некоторые действия, например, за оформление документов, сложилась из-за желания ряда компаний компенсировать свои затраты. Поэтому они решили разделить эти расходы с покупателем под видом оказания услуг, которые в принципе должны оказываться бесплатно, сетует эксперт. "Но думаю, что процент таких компаний на рынке не очень велик — покупатель сегодня не готов переплачивать", — резюмирует он.
Мария НЕРЕТИНА