- Александр Викторович, в чем состоит концепция действующего Генплана Москвы?
— Современный генплан — это утверждение презумпции невиновности в градостроительстве. Можно все, что не запрещено.
Жизнь изменчива, но есть вопросы, которые должны быть жестко забиты на века. Это охранные зоны памятников архитектуры, сохранение лесопарков, коммуникации и дороги. Какие-то магистрали могут не строиться, но эта возможность должна быть оставлена нашим потомкам.
То, что должно быть константой, сохраняется и укрупняется и в измененном Генплане Москвы.
- Какие коррективы будут вноситься в Генплан? Сильно они поменяют градостроительный вектор развития?
— Я бы все разделил изменения на три части. Первая часть — это то, что касается старой Москвы, ядра нашей агломерации. Второй вопрос — это развитие новых территорий. Третий вопрос — взаимодействие с Московской областью.
Что касается старой Москвы, то здесь было принято решение не пересматривать Генплан 2010 года в пределах МКАДа. Сегодня активно проводятся в жизнь идеи действующего Генплана в той части, которая касается создания транспортных связок между территориями. Запущено Московское центральное кольцо, которое помогает горожанам объехать центр. Активно строится Третий пересадочный контур метро, который свяжет между собой периферийные районы внутри МКАДа. Идет крупная реконструкция самого МКАДа, причем не только за счет улучшения всех существующих развязок, но и строительства новых. Все это дает центру агломерации возможность нормально существовать.
Если мы рассмотрим вопросы новых территорий, то мне хотелось бы отметить опять же транспортные мероприятия. В соответствие с действующим Генпланом активно на восток строятся новые линии метрополитена. Одна из них придет в Некрасовку и разгрузит уже существующие две линии, которые идут в Жулебино и Новокосино. Новая радиальная линия метро всегда в десятки раз лучше, чем просто продление существующих.
Метрополитен идет и в сторону новой Москвы. Одновременно с этим строятся новые автомобильные трассы. Например, Калужское шоссе можем назвать новой трассой по своим техническим характеристикам.
Кроме того, мне хотелось бы отметить взаимосвязанные действия правительства Москвы и правительства Московской области. Началось строительства ЦКАДа, причем первый участок — на территории новой Москвы. Это, считайте, связь районов области между собой, без заезда в Москву, а главное — частичное снятие транзита с МКАДа. Область также строит дороги, которые позволяют расчистить и МКАД и радиальные направления.
- Власти Москвы решили изменения в Генплан столицы по отдельным муниципальным образованиям. Но ведь с "вашим" Генпланом все было по-другому?
— Действительно, Генплан 2010 года принимался целиком, но не забывайте, что это был первый генплан постсоветского пространства. Тогда по-другому быть просто не могло, потому что поменялись сами критерии, определявшие, что такое генплан, появилось понятие частной собственности. Многое раньше просто не учитывалось в планировочных документах.
Сегодня, я считаю, вполне возможно принимать генплан частями. Главное, что есть общая концепция, согласно которой действуют власти. Еще до разработки изменений было сделано обоснование на весь город. Мало того, была проведена обосновывающая работа по развитию московской агломерации, которая затрагивала и город, и область. Эту работу делала РААСН по заказу правительства Москвы.
То есть сначала были решены все вопросы по развитию города и области. Только после этого были приняты решения внести изменения в существующий Генплан. Так что теперь вполне возможно проводить публичные слушания отдельно по муниципалитетам.
Это совсем не скандальная история, она учитывает интересы именно тех жителей, для кого будут важны изменения. Думаю, жителям Зеленограда не будет очень интересно, что происходит в районе Калужского шоссе.
- Когда Москве может понадобиться новый генплан?
— В разумных странах разработка нового генплана происходит раз в 20-25 лет. Если считать от 2010 года, то по идее это должен быть период 2030-2035 годов.
Беседовал Александр ЛЕКСАКОВ