Впереди выходные, и сайт "РИА Недвижимость" в очередной раз предлагает прогуляться по Москве. На этот мы отправимся в ныне модный и с блеском обустроенный Центральный парк культуры и отдыха имени Горького и пройдемся по страницам его прошлого и настоящего.
Выставочный старт
Еще в начале XX века на территории современного парка Горького располагалась городская свалка. К 1923 году власти решают провести здесь Первую Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, рассказывает экскурсовод музея современного искусства "Гараж" Дарья Остратенко.
На 9-ом Съезде Советов ставится задача объединения рабочих и крестьян. Выставка должна была носить подчеркнуто агитационный характер. Для ее проведения рассматривалось несколько участков. Вскоре в Москве началось широкое культурное строительство. По поручению В.И. Ленина всесоюзный староста М.И. Калинин объехал всю Москву в поисках подходящей территории, говорит собеседница агентства.
Выставочный комитет выбрал территорию близкую к центру — участок между Крымским валом и Нескучным садом. Все было очищено и приведено в должный вид примерно через полгода.
Параллельно ставилась и другая задача — превратить к тому времени весьма запущенную территорию в городской парк, что отражено в проекте реконструкции столицы "Новая Москва" 1923 года. Автор этого генплана академик архитектуры Алексей Викторович Щусев был назначен и главным архитектором выставки.
Конкурс на разработку Генерального плана выставки объявили в июле 1922 года. Результаты открытого конкурса не привели к выбору победителя, было решено провести закрытый конкурс. Его победителем стал Иван Жолтовский. Он и создал уникальный проект планировки и застройки.
Временные постройки для выставки возводили по проекту самых лучших отечественных архитекторов: Щусева, Жолтовского, Мельникова. Несмотря на то, что павильоны простояли всего несколько месяцев, они успели войти в историю архитектуры, а разработанный тогда план выставки и сейчас во многом определяет то, что происходит в парке.
На месте бывшей свалки было построено более 200 павильонов. Временные выставочные павильоны строились с использованием новейших конструктивных деревянных систем, впервые применявшихся в стране. Они отличались изысканностью пропорций, тщательной прорисовкой деталей. Это были хорошо продуманные ансамбли.
Пивной "Шестигранник"
Все кроме одного здания были построены из дерева. Именно павильон машиностроения решили выполнить из бетона и кирпича. "Это "Шестигранник" или, как еще называли в народе здание, гайка. Он состоит из шести разных зданий, построенный в период с 1921 по 1923 года. В центре был фонтан. После завершения выставки здание эксплуатировалось под нужды парка, который полностью сформировался к 1928 году", — говорит экскурсовод.
Интересно, что в 1925 году в "Шестиграннике" выставлялись автомобили, предназначенные для первой в СССР международной автовыставки. На стендах были представлены автомобили, марки которых и сегодня фигурируют на российском рынке: Citroen, FIAT, Mercedes-Benz, Tatra. "Гвоздем" выставки стали две машины Mercedes новейшей модели.
Правда, павильон не всегда использовался для подобных мероприятий. Так, здесь работал один из известнейших пивных ресторанов. На рубеже 40-50-х годов он прекратил свое существование, а вместо него здесь разместилась небольшая фабрика по производству лимонада, склады паркового инвентаря и столовая для работников парка.
В 60-е годы в одном из павильонов "Шестигранника" была танцплощадка. Она и стала местом встреч стиляг и золотой молодежи. Здесь можно было танцевать "стилем" в кругу себе подобных под редкую, запрещенную музыку, рассказывает Остратенко.
По ее словам, в парке Горького в советские времена — в 60-80-е годы — работало два модных пивных ресторана: "Пльзеньское пиво", который в народе был известен как "плесень", "Шестигранник", "гайка" и "пентагон".
Сейчас это белое полуразрушенное здание, которое окружено лесами и располагается между Образовательным центром и самим "Гаражом".
Животные, дети, образование
После выставки многие здания были снесены или переоборудованы под другие функции. Например, на месте павильона "Животноводство", который располагался недалеко от "Шестигранника", в Советское время работали ясли, а в 90-е — прокат коньков, студия детского творчества и различного рода складские помещения.
В 40-е здесь были построены здания-близнецы "Гардероб № 1" и "Гардероб № 2". Постройка сохранила свои несущие конструкции, стены и колонны, но все остальное находилось в аварийном состоянии. Администрация парка совместно с "Гаражом" решили реконструировать "Гардероб № 2" под образовательные функции. Сейчас здесь располагается образовательный центр "Гараж" и другие учебные классы.
Концепция реконструкции фасада заключалась в сохранении монотонного объема здания и присоединении к нему ярких блоков — пристроек, в некоторых из которых располагаются входы в здание, а в остальных размещаются уютные веранды.
Для защиты и сохранения несущих способностей кирпичных стен и теплоизоляции, внешний контур здания решили облицевать клинкерной плиткой. Торцевой фасад, направленный к центральной аллее парка, выделен яркой композицией из индивидуальных элементов, которая является магнитом, притягивающим к зданию.
Временно и под "Гараж"
Еще одно здание, построенное на месте павильона "Животноводства" стало однажды временным павильоном для музея "Гараж". Для создания временного павильона музея был приглашен японский архитектор Шигеру Бан.
Здесь экскурсовод решает немного рассказать историю о творческом пути архитектора. "С детства мечтавший стать плотником Бан еще в школе начал работать с деревом и бумагой и сделал модель своего первого дома. На первых порах он занимался оформлением выставок, в 1968 году ему предложили оформить экспозицию Алваро Аалто — финского архитектора-модерниста ", — говорит Остратенко.
В 1995 году японский город Кобэ перенес сокрушительное землетрясение, превратившее его у руины. Это было одно из самых одно из крупнейших землетрясений в истории Японии. Было обнаружено множество конструктивных недостатков в строительстве и организации спасательных работ. Здесь и пригодились идеи Шигеру Бана. Архитектор спроектировал несколько кварталов домов для пострадавших от катастрофы.
Однако в 1995 году внимание архитектурного сообщества привлек совсем другой проект архитектора. В Кобэ была разрушена католическая церковь. Бан сделал ставку на краудфандинг, привлек волонтеров и возвел новый храм всего за месяц. Все внутреннее пространство здания в форме эллипса было ограничено колоннадой из картонных труб. Впоследствии он повторит этот прием неоднократно.
"По такому же принципу построен первый павильон "Гаража" в Парке Горького. Он изначально планировался как временный, поэтому после нескольких лет службы было пронято решение его разобрать. Сейчас от здания остался только каркас без фирменных картонных колонн", — рассказывает экскурсовод.
Завод Бромлей
"Пройдем дальше и снова вернемся назад к тем временам, когда планировалось создание выставки", — предлагает Остратенко. На берегу Москвы-реки неподалеку от Крымского моста к моменту строительства ВСХВ находилось здание чугунолитейного, судостроительного завода "Крымский Бромлей". Оно было построено в 1898 году Сергеем Владимировичем Шервудом.
Согласно проекту Жолтовского завод Бромлея предполагалось снести, а на его месте возвести выставочные сооружения и организовать входную площадь, но в процессе проектирования решили сохранить капитальное здание завода.
Его приспособление под Кустарный павильон взял на себя сам Щусев. Первоначальный вариант проекта реконструкции создавался в авангардном духе. Позднее здание задумывалось в стиле конструктивизм, но в итоге приобрело черты постконструктивизма.
Здесь заработал кинотеатр, который был оборудован новейшей кино-звуковой аппаратурой, изготовленной на отечественных заводах. Фойе второго этажа было превращено в танцевальный зал с двумя "раковинами" для эстрадных ансамблей, там были установлены два больших стеклянных куба, а в них — прекрасные цветы и вьющаяся зелень.
Во время Великой Отечественной войны в центральную часть здания, занимаемую кинотеатром, попала бомба. Эта часть так и осталась не восстановленной. Противоположная же часть была переделана.
В середине 2012 года Центр современной культуры "Гараж" переехал в Парк Горького. Штаб квартирой была выбрана южная часть здания администрации парка. За проект переделки берется московское архитектурное бюро FORM.
Все пространство на момент реконструкции было забито клетушками офиса сантехнической компании, находившейся тут в 90-х годах прошлого столетия. Но после изучения исторических материалов удалось выявить интереснейшую структуру и адаптировать ее под интересы "Гаража".
Во "Времена года"
Итак, экскурсия завершается у здания нынешнего музея современного искусства "Гараж", в здании которого в советское время работало известное кафе-клуб "Времена года". Здание пришло в упадок в 90-е годы прошлого столетия.
За его реконструкцию взялся голландский архитектор Рем Колхас — большой знаток русской архитектуры XX века.
Рем впервые приехал в Москву в 1967 году в возрасте 20-ти с небольшим лет и увидел "Времена года" как только что открывшийся ресторан, а второй раз в свои шестьдесят — уже как руины.
Восстанавливая это здание, Колхас максимально хотел сохранить связь с богатой историей советского модернизма.
Общая площадь "Гаража" составляет 5,5 тысячи метров. Первоначально здание имело всего один этаж. В ходе реконструкции нижняя часть, которая ранее представляла большую площадку без стен со сквозным проходом, была переделана в полноценное закрытое помещение.