ВДНХ, реновацией и развитием территории которой сегодня активно занимаются власти Москвы, вновь становится одним из самых любимых мест для москвичей и гостей столицы. Здесь катаются на роликах и велосипедах, смотрят рыб в океанариуме, сидят в кафешках, слушают музыку в Зеленом театре. Однако, утверждает автор путеводителя по ВДНХ Павел Нефедов, даже обычная пешая прогулка по выставке может оказаться очень интересной. Стоит только внимательно посмотреть вокруг, как ВДНХ задаст вам целый ряд загадок, дешифровав которые, можно сделать несколько самых настоящих исторических открытий.
Тайна имени главного фонтана
Как признается Нефедов, даже для него, много лет исследующего территорию ВДНХ, по-прежнему нераскрытой остается тайна имени самого известного фонтана выставки — "Дружбы народа".
"Конечно, это яркое название для советского времени было очевидным, лежащим на поверхности, даже избитым. Однако я нигде не нашел документов, в которых бы был назван автор идеи", — говорит собеседник РИА Новости.
Более того, по его словам, официальным названием фонтана изначально было слово "Сноп".
"Журнал "Огонек" в 1954 году, буквально за месяц до открытия ВДНХ, писал о названии фонтана "Золотой сноп" как об "очень романтичном". А его авторы Топуридзе и Константиновский вообще называли в технической документации свой проект исключительно "главным фонтаном". Название "Дружба народа" появилось буквально за недели до пуска фонтана", — подчеркивает Нефедов.
Экзотическое окружение уральского цветка
Еще одну "фонтанную" загадку внимательный посетитель ВДНХ может заметить, гуляя рядом с фонтаном "Каменный цветок".
"По периметру этот фонтан имеет тумбы-постаменты в виде скульптурных композиций, изображающих блюда с разной, но при этом довольно экзотической едой — на них представлены южные фрукты, кувшины и рог с вином. Всего фонтан окружают 16 тумб четырех разных типов", — обращает внимание Нефедов.
При этом, напоминает он, сам "Каменный цветок" исполнен в уральской тематике и отсылает к сказкам Бажова. "Более того, раньше он перекликался со стоявшим рядом деревянным павильоном "Урал". С какой же стати вокруг "уральского" фонтана разбросаны скульптуры с экзотической едой?", — задается вопросом исследователь ВДНХ.
Правда, на него у Нефедова есть ответ. Первоначально, рассказывает он, на месте "Каменного цветка" должен был находиться фонтан "Дружба народов", и тумбы-постаменты готовились именно для него — на них предполагалось разместить названия 16 республик, входивших в СССР.
"Не зря, кстати, гидротехнические системы "Каменного цветка" и "Дружбы народов" очень похожи. Дело в том, что технически уже все было готово к запуску "Дружбы народов" в месте, где сейчас располагается "Каменный цветок", оставалось только завершить скульптурное решение к тому моменту, когда внезапно решили перенести "Дружбу народов" на центральную площадь", — отмечает автор путеводитель по ВДНХ.
Дело о статуе вождя
Как же фонтан "Дружба народов" вообще оказался на центральной площади выставки, если сначала его планировали разместить в другом месте?
Как объясняет Нефедов, на центральной площади, находящейся в некоторой низине относительно другой территории ВДНХ, собирались поставить 15-метровую статую Сталина.
"Посмотрите, фонтан располагается в определенном углублении. Первоначально в этом был свой замысел: так как центральная площадь находилась в яме, люди, гуляющие по ней, должны были смотреть на памятник вождя снизу вверх, и он казался бы им еще выше", — говорит он.
Правда, по словам Нефедовым, идею поставить памятник Сталину свернули еще до смерти вождя, в 1952 году.
"Я видел переписку по поводу статуи между разными ведомствами. Фактически вопрос чисто в советском бюрократическом стиле перекидывался от одного адресата к другому. Одни писали, что нет достаточно емкостей на текущий момент, чтобы сделать памятник бронзовым, другие — что завод, который должен участвовать в производстве статуи, разобран и в течение полугода будет перебазироваться на другое место, третьи ссылались на недостаток гранита из-за того, что весь материал ушел на массовый запуск новых станций метро. Последняя резолюция в деле о статуе вождя — "Решение вопроса передано в ЦК". На этом вопрос о памятнике был закрыт навсегда", — говорит он.
Физкультурно-прибалтийский павильон
Людям, интересующимся историческими загадками, Нефедов советует найти павильон №27 "Физкультура и спорт", находящийся практически на исторической границе ВДНХ и парка "Останкино".
"На это здание обычно наталкиваются те, кто идет из Останкино, и очень удивляются, увидев необычное строение", — отмечает Нефедов.
Он подчеркивает, что "Физкультура и спорт" является одним из немногих павильонов, сохранившихся с 30-х годов прошлого века.
"Обратите внимание на его необычную форму в стиле ар-деко. А все потому, что архитекторами здания были Фаня Белостоцкая и Макс Краевский, которые не то что не были соцреалистами, а вообще нисколько не относились к советскому официальному искусству. Белостоцкая училась у Малевича, когда он преподавал в Витебске, а Краевский работал в свое время в школе Баухауз в Германии", — рассказывает Нефедов.
Во время строительства павильон №27 предназначался МОПР — околокоминтерновской Международной организации помощи борцам революции. Как результат — в здании появились росписи со сценами рабочих стачек. "Но в таком виде оно даже не открылось. Уже 1941 году здание открыли как павильон Прибалтики. Газеты того времени писали, что сюда выстроились огромные очереди из москвичей, которые хотели посмотреть, как живут прибалты. Ведь тогда Прибалтика воспринималась как самая ближняя заграница", — поясняет собеседник РИА Новости.
Свое сегодняшнее название — "Физкультура и спорт" — павильон обрел после войны, и здесь выставлялись олимпийские медали, кубки и прочие свидетельства достижений советского спорта. Ко времени, когда павильон обрел спортивную тематику, относятся и довольно необычные скульптуры, установленные рядом со зданием.
"Это работы скульптора Евгения Абалакова, правда, не очень хорошо сохранившиеся. Абалаков был заслуженным мастером спорта по альпинизму, он совершил восхождение больше чем на 50 вершин, в том числе на хребты Памира и Тянь-Шаня, так что не удивительно, что скульптуры изображают альпинистов или скалолазов", — уточняет Нефедов.
Вавилонская башня на "Пчеловодстве"
Архитектурно-исторический квест таит в себе изображение вавилонской башни, вписанной в шестеренку, над входом на павильон №28 "Пчеловодство".
"На самом деле, под медовую тематику павильон был отдан относительно недавно. А изначально он назывался "Главхлеб" и был посвящен хлебной промышленности, на что, собственно, и указывает шестеренка как символ производства", — утверждает Нефедов.
По его словам, вавилонская башня над входом — не что иное, как хлебозаводы-автоматы.
"Их строительство активно шло именно в 30-е годы. Кустарное, частное производство интенсивно ликвидировалось, на замену небольшим хлебопекарням должны были прийти предприятия, умеющие производить хлеб в больших объемах", — напоминает исследователь.
Кстати, указывает он, недалеко от ВДНХ, на Звездном бульваре, работает один из таких старых хлебозаводов — кондитерско-булочный комбинат "Звездный", построенный в 1937 году и получивший имя Анастаса Микояна. "Будете проходить мимо, обратите внимание: с определенного ракурса его ступенчатая, зиккуратообразная (пирамидальная) структура довольно похожа на изображение над входом в "Пчеловодство", — заявляет Нефедов.
Ядерный реактор на липовой аллее
На липовой аллее в правой относительно главного входа на ВДНХ части выставки можно найти павильон №62 имеет — здание с 16-метровым объемом из металлического каркаса, заполненного большими стеклянными боками граненой формы.
"Материал, из которого сделан павильон, в начале 50-х годов в виду своей необыкновенной крепости носил название сталинита, а после развенчания культа Сталина превратился просто в закаленное стекло. Сам же павильон построили как пример использования разных строительных материалов, так что назывался он "Строительные материалы", — объясняет автор гида по ВДНХ.
Однако с таким названием здание проработало недолго: уже в 1956 году его превратили в павильон "Атомная энергия в мирных целях". "В его задней части, на глубине 6 метров, находился самый настоящий работающий атомный реактор, смонтированный в открытом виде. В павильон в обязательном порядке водили все иностранные делегации, посещавшие СССР, и они были в восторге", — комментирует Нефедов, подчеркивая, что в то время атомная энергетика была самой передовой технологией, и иностранцев поражал факт запуска атомного реактора фактически в середине столицы.
Ирония заключается в том, что потом павильон снова сменил свою тематику — его отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и "Атомная энергия" стала "Охраной природы".
Ритейл по-советски
Наконец, Нефедов советует гостям ВДНХ не проходить мимо павильона "Гастроном" — строения №510 на карте ВДНХ, которое можно найти, если идти от главного входа к павильону "Космос", а потом у ракеты повернуть направо, в боковую аллею.
"Это здание уникально тем, что там, в одном из немногих на ВДНХ, сохранились исторический интерьер и торговое оборудование", — подчеркивает исследователь.
Он напоминает, что почти все интерьеры павильонов ВДНХ были утрачены в момент, когда из ВДНХ в 1960-е годы "выгнали" национальные павильоны, и выставка перестала нести "колониальную" функцию собрания экзотики из республик, входящих в СССР. "Хрущев пообещал советским гражданам, что они будут жить при коммунизме, и частью программы партии стало образование новой национальной общности — советского народа. Так что акцент на национальном содержании больше не был актуальным", — поясняет Нефедов.
Более того, указывает он, в целом в советское время отношение к ВДНХ было намного прагматичнее, чем сейчас: то, что мешало выставочной функции, просто убирали — закрашивали или закрывали щитами.
В "Гастрономе" Нефедов рекомендует потрогать витрины и прилавки 50-х годов прошлого столетия, а также посмотреть на роспись в виде автомобиля, уезжающего с урожаем, и огромные муляжи консервных банок в окнах.
"Кстати, и роспись, и консервные банки отсылают к самому первому названия павильона — "Главконсерв", — добавляет собеседник РИА Новости.