Сегодня, 5 мая, отмечается Международный день борьбы за права инвалидов. Российская столица любит гордиться новыми достижениями в формировании городской "доступной среды" и равных возможностей для маломобильных граждан. Однако певица, участница проекта "Голос" Нина ВедеНина-Меерсон, которая после аварии прикована к коляске, рассказала сайту "РИА Недвижимость", что Москве в этом плане хвастать пока нечем.
Номерной НЕфонд
В прошлом году года я посетила Москву как участница телепроекта "Голос". Я инвалид-колясочник и отправлялась в российскую столицу в предвкушении ощутить себя полноценным членом общества, так как ожидала, что уж столица-то точно соответствует нормам "доступной среды". Если бы я только знала, насколько я ошибалась…
Первым разочарованием оказался выбор гостиницы. Примерно за месяц я озадачилась поиском жилья. Через сайты, которые помогают в подборе размещения, было официально заявлено в районе 100 гостиниц, которые якобы соответствуют нормам для размещения людей с ограниченными возможностями. По факту же оказалось, что действительно отелей с полноценными номерами для такого человека как я не более 15, и те почти все выполнены с нарушениями, которые либо очень трудно, либо вообще невозможно преодолеть человеку на коляске. Либо же стоимость проживания на таком уровне, что за эти деньги можно пройти небольшую реабилитацию в хорошем центре той же Москвы.
Главные нарушения — высокие пороги, неправильно выполненные туалетно-душевые комнаты, где не то что самостоятельно, порой и с посторонней помощью не справиться, и густой ковролин, по которому очень трудно передвигать коляску. Я уже не говорю о таких мелочах, как розетки слишком низко, телефон в нескольких метрах от кровати, глазок и вешалки очень высоко…
Эх, дороги…
Я проживала в разных районах столицы: и в районе Павелецкого и Рижского вокзалов, и в районе Динамо — везде одна проблема — как перейти дорогу? Казалось бы, такой простой вопрос для людей со здоровыми ногами-руками — вон "зебра", вон подземный переход. Но для колясочника это каждый раз подвиг.
При наличии подземного перехода приходилось просить прохожих помочь: меня надо было нести на руках, а следом тащить коляску, потому что пандус в переходе как бы есть, но тот угол, под которым он выполнен, не позволяет беспроблемно спустить инвалидную коляску. Да это просто опасно для жизни.
В какие-то моменты после перехода дороги наземным образом обострялись боли в спине и ногах, так как высота бордюров и даже якобы "специальных съездов" такова, что коляску впору научить их перешагивать, а приходилось иной раз "перепрыгивать". Одно могу сказать точно — самостоятельно в город инвалиду-колясочнику выехать возможности нет никакой! На первой же кочке коляска норовит перевернуться. Если где-то есть брусчатка или рельефная плитка — это вообще катастрофа. Преодолеть ее можно только на электроколяске, но мне она не полагается, так как руки работают хорошо. Но даже если бы я обладала силой мужчины и могла катиться по брусчатке, то после такой тряски у меня бы начались адские боли… хотя они и начинались, ведь у меня травмирован позвоночник и каждая вибрация — это острая игла в очень нервное окончание.
Бессердечное сердце столицы
Парк Горького и Красная площадь — казалось бы, самые культовые места не только столицы, но и мира. Но не тут-то было. Понятно, что перестилать брусчатку на Красной площади никто не будет — и не надо, там она крупная, терпимо. Но вот то, что там нет приличных заездов на тротуар, и коляску приходится заносить вручную; то, что провода к торговым палаткам проложены так, что переехать их нельзя — опять же приходится просить прохожих переносить коляску на руках, и так каждый раз…
Парк Горького очень красивый, да, хочется везде побывать, все посмотреть, понюхать розы, прогуляться около фонтана — опять не обойтись без грубой мужской силы, ведь при наличии такого количества лестниц и разных уровней не хватает пандусов, ну и по гравийным дорожкам передвигаться затруднительно.
Туалетный вопрос
Особый вопрос — поход по нужде. Об этом не принято говорить, словно инвалиды и в туалет-то не ходят, а ведь это очень острая проблема. В центре Москвы не обнаружили НИ ОДНОГО туалета для инвалидов. Гуляли по Красной площади, в 22:00 все магазины закрываются, и найти хоть один туалет для людей с ограниченными возможностями оказалось невозможным.
В Парке Горького туалет для инвалидов есть, но там я чуть не получила травму, потому что стена, к которой крепятся поручни, не рассчитана для такой нагрузки, и подо мной (при моих 45 кг) один из поручней просто начал выламывать стену — и это одно из центральных мест Москвы!
Когда я снималась в проекте "Голос" (на Соколе) — была целая проблема посещения туалета, так как вокруг поблизости нет ни одного крупного торгового центра, где был бы туалет для инвалидов. Ну а о специально оборудованных местах я вообще молчу — их я вообще в Москве ни разу не видела (чего, кстати, не могу сказать о Питере — там все намного приспособленнее для людей с ограниченными возможностями, в том числе туалеты на улицах, не привязанные к каким-то заведениям). Кстати, из-за этой проблемы я чуть не опоздала на съемку, потому что пришлось ехать в гостиницу, в которой я жила, чтобы, пардон, сходить в туалет.
Беспощадная такса
Очень удивило, что в аэропорту Шереметьево нет бесплатной стоянки для инвалидов. Нет, она есть, но только для тех инвалидов, кто сам за рулем. Всем остальным отводится 15 минут бесплатного времени, а потом оплата. То есть получается, что инвалид с правами (более легкая форма инвалидности) имеет право на бесплатную парковку, а "тяжёлый" инвалид, которого только из машины доставать в лучшем случае 15 минут, или гость столицы с инвалидностью должен платить — очень странно.
От редакции: команда сайта "РИА Недвижимость" искренне желает Нине как можно быстрее буквально вставать на ноги. Она уже делает в этом большие успехи и своим примером помогает многим отчаявшимся людям, причем не всегда инвалидам, бороться и менять свою жизнь к лучшему.