Президент РФ Владимир Путин на прошлой неделе подписал закон о продлении срока так называемой "дачной амнистии" до 1 марта 2018 года. Сайт "РИА Недвижимость" решил выяснить у юристов и экспертов рынка, как воспользоваться этой законодательной льготой и оформить в собственность приусадебный участок с недвижимостью на нем в упрощенном порядке.
Паспортные данные
Сам по себе термин "дачная амнистия" – обывательский, он появился в начале сентября 2006 года, когда вступил в силу федеральный закон, предусматривающий некоторые послабления для дачников и садоводов в вопросе оформления прав на ряд объектов недвижимости, рассказывает юрист адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Тамаз Мстоян.
Война миров: как правильно построить дачу и не поссориться с соседями >>>
Законодатели упростили для граждан порядок оформления права собственности на земельные участки, которые были предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства или для индивидуального жилищного строительства до введения в действие Земельного кодекса РФ — до 30 октября 2001 года.
Здесь важно заметить, что речь идет и о тех участках, в документах на которые, например, в акте о предоставлении в собственность от администрации города или района, не указано право, на котором они предоставлены, или невозможно определить вид этого права.
Кроме того, "дачная амнистия" касается домов, построенных на землях, предоставленных для ведения садоводства и дачного, либо подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, а также гаражей, бань, сараев и иных объектов, для создания которых не требуется разрешения на строительство.
Получается, что такой схемой могут воспользоваться люди, которые будучи собственниками "де-факто", не являются ими "де-юре", замечает "руководитель офиса "Новослободское" департамента загородной недвижимости "Инком-Недвижимость" Алексей Сенчук.
Дом мог оказаться во владении человека еще в советские времена, и у него не возникало необходимости регистрировать его по новому законодательству. Однако воспользоваться "дачной амнистией" и оформить дачу по закону все равно придется, например, в случае продажи или раздела имущества между наследниками, объясняет Сенчук.
Впрочем, по словам юриста компании" Яковлев и партнеры" регистрации прав в упрощенном порядке подлежат и дачные постройки, которые были возведены на участках в период действия дачной амнистии. Но при этом в обязательном порядке должен быть зарегистрирован земельный участок.
Регистрация земли
Для регистрации своего права на земельный участок гражданин должен предоставить в управление Росреестра документы, подтверждающие право собственности на земельный участок.
До введения "дачной амнистии" это был надлежащим образом составленный договор купли-продажи или постановление, к примеру, администрации города или района о предоставлении права на участок или свидетельство о праве на наследство.
В настоящий момент "дачная амнистия" допускает, что ранее возникшее право собственности может быть зарегистрировано при предъявлении и других документов, к примеру, справок из местной администрации или выписки из хозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, рассказывает Сенчук.
Подойдет также старое свидетельство о праве собственности. Другими словами, правоустанавливающего документа у человека нет, а свидетельство, на основании которого оно было выдано, есть – теперь договор искать не нужно, обращает внимание юрист.
Судьба землемера: как правильно провести межевание приусадебного участка >>>
Помимо таких документов, прямо или косвенно подтверждающих право собственности, для регистрации понадобится кадастровый паспорт, в котором указаны границы данного земельного участка.
Если границы определены неверно или не определены вовсе, то предварительно нужно провести процедуру межевания, поскольку до этого поставить участок "на кадастр" будет невозможно, а соответственно и зарегистрировать право собственности, в том числе и на строения.
Судьба землемера: как правильно провести межевание приусадебного участка >>>
Регистрация строений
Жилой дом можно зарегистрировать только при наличии кадастрового паспорта, для получения которого необходимо обратиться к частному кадастровому инженеру или в бюро технической инвентаризации (БТИ) для подготовки технического плана на дом, рассказывает эксперт "Инком-Недвижимость".
Для нежилых помещений, гаражей, хозяйственных построек достаточно будет предоставить декларацию об объекте недвижимости в двух экземплярах и свидетельство на земельный участок. Декларация составляется по утвержденной форме, которую можно найти в интернете или получить образец в БТИ", — отмечает юрист компании "Леонтьев и партнеры". Она заполняется самим собственником и не подлежит утверждению или согласованию с иными органами либо должностными лицами, добавляет Сенчук.
Покупаем чистое поле: плюсы, минусы и подводные камни участков без подряда >>>
Подготовленные документы подается в кадастровую палату на постановку на кадастровый учет.
Если же дом был зарегистрирован до 1998 года (а тогда регистрацией занималось БТИ), то достаточно пойти в БТИ, поднять данные и на основании их зарегистрировать строение по новым правилам, обращает внимание Сенчук.
Для оформления права собственности на объект недвижимости необходимо будет оплатить пошлину в размере двух тысяч рублей.
Подача документов
Собранные документы нужно представить в управление Росреестра по месту нахождения земельного участка. Еще один вариант — через многофункциональный центр предоставления госуслуг.
Срок оформления прав на земельный участок и дом занимает не более 18 календарных дней с момента подачи заявления, квитанции об оплате государственной пошлины и остальных документов, отмечает Мстоян.
По его словам, общий срок с момента начала подготовки пакета документов до получения свидетельства о праве собственности на дома может занять от двух месяцев.
Дача по закону: как правильно строить индивидуальный дом >>>
В целом же, срок, на который растянется процедура "дачной амнистии", зависит от наличия правоустанавливающих документов в отношении земельного участка и конкретного строения, уточняет Сенчук. Скажем, если на руках у человека нет никаких документов или их нужно искать и восстанавливать, то “до победного конца” процесс может занять 6 месяцев, добавляет он. А если не проведено межевание участка, то плюс к госпошлине добавится еще и сумма в 30 – 35 тысяч рублей за подготовку межевого плана и постановки на кадастровый учет.