Кадровая встряска в ЖКХ: от латаний дыр к эффективному функционалу

© "ПИК-Комфорт"Замгендиректора УК ПИК-Комфорт Леонид КушнирЗамгендиректора УК ПИК-Комфорт Леонид Кушнир

Сантехники, электрики, управленцы — квалифицированные специалисты из сферы ЖКХ ценятся на вес золота. Вот только "золото" это сейчас в дефиците. О том, почему талантливые коммунальщики становятся неэффективными и как с этим бороться, сайту "РИА Недвижимость" рассказал заместитель генерального директора управляющей компании "ПИК-Комфорт" Леонид Кушнир.

Замкнутый круг

Сегодня в отрасли ЖКХ существует большой дефицит квалифицированных управленцев, электриков, сантехников. Это данные опроса, который провел ОНФ в августе среди экспертного сообщества в 20 регионах России. Дефицит связан с тем, что подход к формированию кадров в системе ЖКХ не менялся с советских времен. В чем его суть? Система ЖКХ строится следующим образом: все дома, расположенные на территории управляющей компании, делятся на участки. За этими участками закрепляются ответственные лица, которые отвечают за то, чтобы дома содержались в хорошем состоянии. Соответственно, перед работниками УК стоят следующие задачи: первое — это отработка аварийных ситуаций; второе — профилактические работы; третье — ремонтные работы.

Все эти виды работ, как правило, выполняют одни и те же люди. Причем, для того, чтобы закрывать аварийные участки, люди выходят по сменам: сутки дежурят, трое отдыхают. Так было везде и всегда.

В результате такой организации работы большинство инженеров профессионально не развиваются с точки зрения рынка. Причины очень простые: если человек был талантлив и пришел на работу на участок, то через какое-то время он приводит свои дома в порядок, но дальше ему заниматься будет нечем.

На рынке постоянно появляются новые технологии, идеи, решения. А так как на участке у инженера ничего не происходит, он этими технологиями не интересуется. Соответственно, даже если в дальнейшем случается какая-то аварийная ситуация или проблема, он ее начинает решать теми же способами, которыми решал раньше, несмотря на то, что технологи давно ушли вперед и эти решения не соответствуют требованиям времени.

Еще один важный момент — формирование штатного расписания. Раньше, когда все управляющие компании были государственными, существовали конкретные нормативы по количеству людей, то есть на определенное количество домов, независимо от их состояния, необходимо было определенное количество сантехников, электриков, плотников и другого персонала. Тогда экономика не требовала от управляющих компаний эффективности. Был просто норма-расчет.

Когда управляющие компании стали коммерческими, они начали применять ту же самую схему, но при этом еще и экономить, в том числе на зарплатах сотрудников. Задача коммерческой структуры — зарабатывать. В итоге в ЖКХ образовался порочный круг — количество людей, работающих в УК, достаточно большое, поскольку нужно аварийные ситуации закрывать, а качество этих людей падает, потому что экономика не позволяет содержать высококвалифицированных специалистов при такой схеме. Управляющая компания не может себе позволить на каждом участке держать хорошего инженера по сантехнике или электрике, потому что, если специалист хороший, он дорого стоит.

Коэффициент полезности

Как же повысить эффективность и качество работы управляющей компании, не экономя на зарплате сотрудников? Безусловно, чтобы изменить ситуацию, необходимо решать проблему на всех уровнях. Нужно повышать престиж рабочих профессий, привлекать в отрасль молодых специалистов и многое другое. Скажем, мы решили начать менять отрасль, изменив систему внутри своей управляющей компании.

Для начала мы оценили эффективность работников в текущем режиме работы, вычислив, сколько времени человек работает. Коэффициент полезности составил всего 10%!

Как мы вычислили этот показатель? Предположим, специалист сидит и ждет аварийную заявку. Он просто сидит и ждет, когда произойдет авария. Ему нельзя пойти выполнять другие работы, например, спуститься в подвал починить трубу, потому что там телефон не будет работать. То есть по сути он постоянно находится в состоянии ожидания аварии. Если человек сидит на смене сутки через трое, то 8 часов он может трудится более-менее эффективно, а все остальные 16 часов он ждет, когда произойдет авария. По статистике, в смену может произойти 1-2 аварии максимум. Получается, что из 16 часов, которые сотрудник просидел, 2 часа он занимался авариями, а остальное время ждал. Таким образом, эффективность этих сотрудников составляет 10%. Все остальное время специалисты либо перемещаются, либо ждут работу.

Сюда накладывается очень много дополнительных моментов, связанных с тем, что человек одновременно не может быть хорошим электриком, хорошим сантехником. Не хватает многозадачных специалистов.

Отсутствие хороших специалистов приводит к тому, что устранять одну и ту же проблему приходится регулярно, потому что работы производятся некачественно. Например, если есть проблемы с кровлей, ее можно залатать, потратив всего 10% полезности, а остальное время отвести на согласования, работу с жителями по данному вопросу, поиск и покупку материалов и прочее, и при этом получить работы очень среднего качества. А можно нанять хорошего специалиста, который сделает кровлю так, что она еще 20 лет не потребует внимания.

Эффективность с перераспределением

Соответственно, необходимо не экономить на сотрудниках, а изменить эффективность их использования, повысить их профессионализм. В частности, в нашей компании мы разработали кадровую программу, в основе которой лежит разделение функциональных обязанностей между сотрудниками. Одни занимаются только аварийными заявками, другие — ремонтными и профилактическими работами. Мы перераспределили количество людей по уровню квалифицированной подготовки — одних оставили на заявках, а более профессиональный состав отправили на более ответственные участки работы. Таким образом они стали работать не 10%, а 70% своего времени, что резко изменило объем работ, проводимых этими людьми.

Кроме того, мы сформировали отдельно аварийные бригады и бригады, которые делятся по профессиональному признаку и выполняют ремонтные и профилактические работы, не отвлекаясь на аварийные заявки. Для ремонтных бригад, разрабатывается план работ на месяц вперед, закупаются материалы. Таким образом, специалисты, приезжая на место, сразу приступают к работам, не отвлекаясь на организационные и логистические проблемы.

Сейчас мы планируем установить в подъездах 100 тысяч светодиодных энергосберегающих светильников. Задача — сократить количество электриков, занимающихся заменой лампочек, до нуля.

Дело в том, что электрики 90% времени занимаются тем, что меняют лампочки, а это примерно 30% состава на местах. Как правило, на участке работает 3 электрика. Заменив лампочки на светодиодные, можно убрать дежурных электриков и оставить только аварийных. Или можно держать одного электрика не на 30-ти домах, а на 100 домах, более эффективно распределяя его работу и повышая ему зарплату. Таким образом, можно переквалифицировать электрика и сделать из него более высококлассного специалиста.

Подобный подход позволит заменить полностью все освещение в подъездах на светодиодное, в будущем сэкономить на электричестве, сэкономить на самих лампочках и при этом не увеличивать штат.

Также мы поступили и с отработкой аварийных ситуаций: создали бригады, состоящие только из высококвалифицированных специалистов, которые не просто латают дыры, а решают задачу так, чтобы к ней не нужно было возвращаться еще долгое время. Это позволило на некоторых участках сократить штат с 20 до 3-х человек. Таким образом, вместо того чтобы содержать 20 человек по 30 тысяч, мы наняли троих по 50 тысяч. Оставшиеся средства вкладываются в профилактические и ремонтные работы дома. Например, в Химках у нас было два дома, в которых стояки горячего водоснабжения были все в свищах. Каждый месяц там проводились ремонтные работы. Был вариант — держать аварийную бригаду, которая бы устраняла неполадки, но мы пошли по другому пути — сократили бригаду и перераспределили средства, потратив их на материал, и полностью заменили стояки в домах. Таким же образом, не увеличивая затраты, мы переложили несколько кровель, то есть по сути сделали капитальный ремонт в нескольких домах без дополнительных затрат.

Данная программа реализуется уже больше года. За это время в районах, где мы провели реорганизацию, число аварийных ситуаций в обслуживаемом нами жилом фонде сократилось в разы, поскольку упор делается не на устранение аварий, а на их предотвращение. Именно в этом и состоит задача ЖКХ, чтобы аварийных ситуаций не было! Дом похож на организм человека: если за ним ухаживать, вовремя проводить осмотры и профилактику, он прослужит многие годы.

Новости партнеров
Интерактив
  • Тепло, топят нормально

    60.9%

  • Батареи едва теплые, но терпимо

    16.0%

  • Батареи холодные. Ходим в шубейках, как эскимосы

    6.3%

  • Спасают электрические радиаторы и/или пушистый кот

    4.3%

  • А у меня печь – топлю, когда хочу

    12.5%

Проголосовали: 3590
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена