Дорожный фонд создают вовремя, но деньги не должны утечь в песок

Решение российских властей о создании Федерального дорожного фонда и увеличении расходов на строительство и ремонт автомагистралей верно и своевременно, однако эффективность его воплощения под вопросом, считают опрошенные РИА Новости эксперты. По их мнению, не допустить разбазаривания средств помогут жесткий контроль над деятельностью фонда и рыночная конкуренция в дорожном строительстве.

МОСКВА, 27 июля - РИА Новости. Решение российских властей о создании Федерального дорожного фонда и увеличении расходов на строительство и ремонт автомагистралей верно и своевременно, однако эффективность его воплощения под вопросом, считают опрошенные РИА Новости эксперты. По их мнению, не допустить разбазаривания средств помогут жесткий контроль над деятельностью фонда и рыночная конкуренция в дорожном строительстве.

Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин во вторник рассказал, что по итогам прошедшего накануне обсуждения президент Дмитрий Медведев принял решение о создании Федерального дорожного фонда. Эта мера увеличит расходы на строительство и ремонт дорог: если на 2010 год было запланировано 280 миллиардов рублей, то в 2011-м объем фонда составит 377 миллиардов рублей, в 2012-м - 348 миллиардов рублей, в 2013-м - 408 миллиардов рублей. В целом за три года, по оценке Минфина, рост составит 60%.

Увеличение объема фонда в основном произойдет за счет повышения акцизов на ГСМ - в 2011 году оно принесет бюджету РФ 82,9 миллиарда рублей, в 2012 году - 174 миллиарда рублей, в 2013 году - 279 миллиардов рублей.

Дороги: пора тратить больше

По мнению Минтранса, Дорожный фонд к 2015 году поможет привести в соответствие с нормативами до 85% федеральных дорог. Опрошенные РИА Новости эксперты также считают эту меру правильной и своевременной - давно пора тратить на российские дороги больше.

"Состояние наших дорог аховое, и делать их надо, поэтому государство проанализировало мировой опыт в поисках идеального рецепта финансирования строительства, ремонта и содержания дорог. Создание дорожных фондов - один из возможных вариантов, ранее уже применявшийся в России и сейчас несколько изменивший структуру финансирования", - рассуждает ведущий эксперт ИК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

"Мы много потеряли, пока деньги автомобилистов не использовались по назначению", - отметил председатель Союза автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его словам, сейчас деньги, предназначенные на дорожное хозяйство, идут от плательщиков в федеральный центр, а оттуда перечисляются в регионы. Однако эта схема не в состоянии обеспечить качественное строительство и ремонт, полагает эксперт.

"У государства два выхода: либо забрать все дороги в федеральную собственность, что малореально, либо оставить их в ведении регионов, но тогда выделять туда больше средств на их содержание", - сказал он. Сейчас регионы, похоже, будут получать больше, но деньги по-прежнему будут распределяться из центра по неведомому принципу, добавил Похмелкин.

Контроль или конкуренция?

По мнению экспертов, никакой Дорожный фонд не даст эффекта, если не будет обеспечена прозрачность его работы. По словам Баранова, на разных этапах государственные деньги могут "пощипать", поэтому необходимы контроль и отчетность фонда за каждый километр дорог, и не просто на бумаге, а на деле - должна быть создана независимая структура, которая на местах проверяла бы качество дорожного покрытия.

"На мой взгляд, возможен такой вариант - дорожный фонд заключает договор со строителями, и те гарантируют, что в течение такого-то срока будущая дорога ремонта не потребует. Если они таких гарантий не дают - такие работники не нужны, поскольку за состояние дороги дорожный фонд будет нести ответственность уже перед государством", - сказал Баранов.

В свою очередь, аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов полагает, что контрольные меры в данной ситуации не сработают или сработают не полностью. "Необходимы, прежде всего, рыночные меры по ужесточению конкуренции в дорожном строительстве - во всем мире действуют именно так, и не стоит изобретать велосипед", - считает он.

Важно также, чтобы у дороги был хозяин - сейчас, несмотря на межбюджетные ротации, на строительство по-прежнему пойдут только государственные средства, подчеркнул Баранов. "Было бы интересно привлечь частных инвесторов, но их необходимо заинтересовать. Например, Дорожный фонд мог бы получить право отвода придорожного пространства под строительство, чтобы инвесторы могли построить там объекты инфраструктуры для получения прибыли", - высказал мнение представитель "Финама".

Больше ездишь - больше плати

Параллельно с ростом акцизов на ГСМ власти собираются с 2011 года вдвое снизить базовую ставку транспортного налога, потенциал которого, по их мнению, существенно ниже. Окончательное решение будет за регионами, которые смогут варьировать ставку с учетом интересов льготников.

Такой подход эксперты в целом считают правильным. "На мой взгляд, он ближе к европейскому, чем нынешний. Ты должен платить за то, чем пользуешься, а не за то, что имеешь, и это справедливо", - рассуждает Матевосов. Впрочем, повышенный налог на мощные автомобили можно и оставить, добавил он.

По мнению Похмелкина, транспортный налог было бы лучше включить в цену бензина. Сейчас он собирается не более чем на 50%, здесь же собираемость была бы полной - это позволит оставлять деньги в регионах. Но и цена на бензин при этом должна быть справедливой. "У нас государство поддерживает нефтяников, как основных наполнителей бюджета, а страдает средний класс", - отметил он.

С тем, что нефтяники, скорее всего, переложат будущие потери на потребителей, согласен и Баранов. "Главное, чтобы они не начали повышать цены, не дожидаясь введения новых сборов, и не сделали это единомоментно. Государству следует пригрозить компаниям - мы действуем плавно, и вы делайте так же. Соответствующие механизмы есть", - отметил он. В противном случае все закончится очередной атакой ФАС на нефтяников, а с учетом того, что в компаниях сидят прекрасно образованные юристы, успех таких атак под вопросом, добавил эксперт.

Дополнительным "элементом гибкости" станет предоставляемая регионам возможность отменить транспортный налог на легковые машины мощностью до 150 лошадиных сил. Однако, по мнению экспертов, они вряд ли ей воспользуются - это одна из немногих статей доходов их бюджетов, от которой физически нет возможности отказаться. "Если бы регионы получили еще чуть-чуть суверенитета в плане сбора налогов, то они могли бы пойти на такое обнуление", - резюмировал Матевосов.

Новости партнеров
Интерактив
  • Тепло, топят нормально

    61.1%

  • Батареи едва теплые, но терпимо

    16.0%

  • Батареи холодные. Ходим в шубейках, как эскимосы

    6.2%

  • Спасают электрические радиаторы и/или пушистый кот

    4.1%

  • А у меня печь – топлю, когда хочу

    12.6%

Проголосовали: 3707
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена