Скребущие небо
Наследники Вавилонской башни

Человек всегда завидовал птицам, которые могут летать, касаясь крыльями облаков. Его тянуло вверх, ближе к источнику тепла и света. Хотелось жить подальше от бренной земли, дышать чистым воздухом небес и свысока наблюдать за жизненной суетой. Сегодня эта мечта реализовалось. Многие могут позволить себе с комфортом обустроиться на высоте многих сотен метров. В своем спецпроекте РИА Недвижимость рассказывает о прошлом, настоящем и будущем небоскребов.

Глава 1
История высоток
От пирамид до "Бурдж-Халифы"

Божественное вето

Строить высокие здания в древние времена умели - вспомнить хотя бы египетские пирамиды. Но это было непросто по ряду причин. Чем выше ставили кровлю, тем тяжелее становилось здание. До XIX века дома умели строить  только так, что весь вес здания приходился на стены, и с увеличением высоты их приходилось делать все толще.  Плюсом было то, что такую стену врагу было непросто пробить даже тараном, минусом - неправильно построенное здание могло просто обрушиться под своим весом.

Кроме того, неудобство доставлял мучительный подъем по лестницам на высоту нескольких десятков метров. А первые лифты были небезопасны и в случае обрыва троса могли стать гробом для своих пассажиров.

Богобоязненных зодчих христианского мира останавливал еще и пример Вавилонской башни.  Они не дерзали строить слишком уж высоко обычные здания, чтобы не навлечь гнев Господа.

Картина с изображением Вавилонской башни

Вверх к горнему миру тянулись лишь маковки церквей и кресты храмов.  На Руси с 1600 года самым высоким сооружением оставалась церковь-колокольня Ивана Великого. В начале XVIII века ее сменил Петропавловский собор, удерживавший звание самого высокого здания до середины XX столетия. 

В культовых сооружениях архитекторы еще со времен Средневековья начали применять  архитектурные элементы, перераспределявшие нагрузку, как, например, контрфорсы с аркбутанами в готических соборах.

Победа эволюции

Времена менялись. Соединенные Штаты Америки в  XX веке стали государством с одной из наиболее быстрорастущих экономик в мире. Население страны увеличивалось с каждым годом, и одновременно дорожала земля в городах. Девелоперы стали экономить на подошве здания, увеличивая число этажей.

В 1854 году американский изобретатель Элиша Грейвс Отис на глазах журналистов перерубил топором трос у лифта, но тот не рухнул в шахту - его остановили придуманные Отисом "ловители". С этого момента вертикальный подъем стал безопасным, как прогулка по парку.

Эволюционный скачок произошел и в конструкции самих зданий. Инженеры придумали вживить в тело дома металлический скелет. Теперь он, а не стены, принимал на себя все нагрузки. Прочность стали в 10 раз выше, чем у бетона, и новые дома сразу стали выше и легче на треть.

Первым домом со стальным каркасом стало построенное в 1885 году в Чикаго здание Страховой компании. В нем было всего 10 этажей, но современникам оно казалось огромным. Американцы назвали таких гигантов морским термином skyscraper ("небоскреб), который означал самую высокую мачту на корабле.

Небоскребы росли на благодатной американской земле как грибы после дождя. Громадные металлические конструкции с ползающими по ним строителями заполнили нью-йоркский Манхеттен и Чикаго. 

Вехой в истории высотного строительства стало открытие в 1913 году башни "Вулворт-билдинг" в Нью-Йорке. Неоготический стиль, мозаичные панно на высоком потолке вестибюля и внешнее сходство с европейскими соборами побудили преподобного Самюэля Паркса Кадмана, присутствовавшего на открытии, назвать здание "храмом коммерции".

"Вулворт-билдинг" в Нью-Йорке

Жажда наживы окончательно раздавила страх перед новой Вавилонской башней.

Капиталистическая олимпиада

После строительства "Вулворт-билдинга" высота башни стала ценностью сама по себе, а не просто способом сэкономить деньги на земельном участке. Небоскреб стоимостью 14 миллионов долларов нужен был Фрэнку Уинфилду Вулворту не для того, чтобы разместить своих сотрудников. Здание в первую очередь служило свидетельством мощи его торговой империи и рекламой процветающего бизнеса.

В начале XX века крупные американские магнаты  начали своего рода соревнование, стремясь построить здание, которое бы стало самым высоким в мире. В 1930 году бросить вызов лидерству "Вулворт-билдинга" решили сразу два нью-йоркских проекта - здание Банка Манхэттена и "Крайслер-билдинг".

Первым завершилось строительство здания Банка Манхэттена. Его высота составила 282 метра, что было на 41 метр больше, чем высота башни Вулворта и на полметра выше проектной высоты "Крайслер-билдинг". Однако архитекторы "Крайслер-билдинга", оценив конкурента, втайне собрали 38-метровый шпиль и неожиданно для всех увенчали им свою башню. Благодаря этой уловке небоскреб Крайслера выиграл соревнование за звание самого высокого здания в мире. Но радоваться владельцам башни пришлось недолго - уже через год завершилось строительство "Эмпайр-стейт-билдинг", которое поднялось на недосягаемые 443 метра. 

Башни "Петронас" в Малайзии

Великая депрессия и Вторая мировая война надолго притормозили амбиции девелоперов. Звание самого высокого небоскреба в мире "Эмпайр-стейт-билдинг" потеряла только в 1972 году, после завершения строительства в США башен-близнецов Всемирного торгового центра.

В 90-х в состязание активно включились развивающиеся страны, в первую очередь, азиатские и арабские. Они бросились возводить высотки одну за другой, доказывая, что они ничем не хуже стран Запада. Первым неамериканским самым высоким зданием стали башни Петронас в Малайзии (452 метра), завершенные в 1998 году.

 

Нынешний же лидер по высотности - дубайская башня "Бурдж-Халифа" - была построена в 2008 году. Ее высота до момента открытия хранилась в секрете, чтобы у конкурентов не появилось соблазна построить что-то повыше.

Десять самых-самых небоскребов
Города мира. Дубай
Самым высоким в мире зданием на сегодняшний день является дубайская высотка "Бурдж-Халифа". Небоскреб высотой 828 метров представляет собой живое воплощение выражения "головокружение от успехов".

Всего столетие назад арабские шейхи вели кочевую жизнь в чистом поле, то есть в пустыне. И когда в XX веке у них из-под ног забил нефтяной фонтан, бедуины, кажется, немножко сошли с ума от счастья. Продукты их болезненной мегаломании – гигантские торговые центры, насыпные острова, и, конечно, циклопические небоскребы – теперь украшают унылые пейзажи Аравийского полуострова.

Касающаяся шпилем неба "Бурдж-Халифа", была построена в 2010 году. Она была названа в честь действующего президента ОАЭ Халифы ибн Зайд Аль Нахайяна и по совместительству одного из самых богатых людей мира. Имя башни, которая сначала скромно называлась "Дубайская", стало подарком Халифе на его 62-летие.
Шанхайская башня
Главный небоскреб еще одного претендента на мировое господство – Китая – расположен в Шанхае. Он сильно уступает дубайской башне по высоте. Вместе со шпилем китайский гигант достигает всего 632 метра, что почти на 200 метров меньше, чем у арабского конкурента.

Рядом с Шанхайской башней расположены еще две высотки – башня Цзинь Мао и Шанхайский всемирный финансовый центр.
Города мира. Мекка
Третью строчку списка самых высоких небоскребов занимает еще одна арабская высотка. "Абрадж Аль-Бейт" в Мекке пусть и уступает конкурентам в высоте, зато значительно превосходит их по массе и площади.

Сооружение представляет собой циклопический комплекс из семи башен с общей площадью помещений около 1,5 миллиона квадратных метров, что вполне соизмеримо с небольшим городом. В самой высокой башне (601 метр) расположен отель для паломников-мусульман, способный вместить 100 тысяч человек. Не вершине небоскреба установлены самые большие в мире часы диаметром 43 метра.
New York by Gehry building
Небоскребы сравнивают друг с другом не только по высоте, но и по изящности замысла архитектора. Это не такой объективный критерий, как количество метров, но, наверное, он даже более значимый – жить и работать комфортнее в здании, обладающем несомненными эстетическими достоинствами.

Немецкая компания Emporis ежегодно вручает премии небоскребам с выдающимся архитектурным дизайном и удобным для людей функционалом. В 2011 году первое место рейтинга заняла жилая башня New York by Gehry высотой 265 метров. Как видно из названия, она расположена в Нью-Йорке и спроектирована знаменитым архитектором-деконструктивистом Френком Гэри. Небоскреб отличает необычный фасад, будто башню смяла рука гиганта.
Небоскреб "Бурдж Аль-Мамляка" в Эр-Рияде
Более спорным решением является присуждение в 2002 году первого места Emporis Skyscraper Award небоскребу "Бурдж Аль-Мамляка" в Эр-Рияде, который формой похож на громадную открывалку. В башне высотой 311 метров размещены магазины, обсерватория, апартаменты, офисы, отель Four Seasons и даже мечеть.
Небоскреб The Shard ("Осколок") в Лондоне
Лондонский небоскреб The Shard ("Осколок") получил премию Emporis Skyscraper Award в 2013 году. Башня построена по проекту одного из авторов Центра Помпиду Ренцо Пиано на деньги гигантоманов из Катара. Сам архитектор называет башню вертикальным городом.
London's Walkie Talkie building
В архитектурном мире есть и свои антипремии. В Англии, например, ежегодно вручают награду Carbuncle Cup ("Кубок гнойника") за самые уродливые новые здания. Ее лауреатами становились и небоскребы.

Сомнительной чести стать лауреатом Carbuncle Cup в 2015 году удостоилась постмодернистская башня в Лондоне, которую местные жители прозвали "Уоки-токи" за внешнее сходство с мобильной рацией. Ужа на этапе строительства жители выступали против строительства небоскреба. По их мнению, он безнадежно испортит местный архитектурный ландшафт. Несмотря на это и даже на экономический кризис, здание было достроено.

После открытия выяснилось, что вогнутый профиль здания работает как гигантская линза. Сфокусированные лучи солнца плавили краску стоящих у небоскреба автомобилей. Владельцам здания пришлось выплатить компенсации владельцам машин компенсации, а само здание они во избежание инцидентов покрыли специальной тонировкой.
Здание-электробритва Strata Tower SE1 в Лондоне
От критики часто страдает другой лондонский проект, высотка Strata Tower SE1, или как ее называют местные "здание-электробритва". Необычная форма продиктована замыслом архитекторов установить на крыше три ветровых генератора. Они способны генерировать до 8% электроэнергии, необходимой зданию.
Отель "Рюгён" в Пхеньяне (Северная Корея)
Чтобы не казалось, что все уродливые небоскребы сосредоточены исключительно в Лондоне, приведем пример из другой части света. Лауреат архитектурной антипремии журнала Esquire и газеты The Telegraph, и по совместительству гордость всего северокорейского народа – 330-метровая гостиница "Рюген".

Строили небоскреб мучительно долго. Работы начались в 1987 году еще при Ким Ир Сене, но стройка несколько раз замораживалась из-за экономических кризисов в Северной Корее. Ввод состоялся только в 2012 году, уже при внуке Ким Ир Сена Ким Чен Ыне.

И, тем не менее, небоскреб до сих пор остается пустующим зданием-призраком, поскольку отделка внутренних помещений так и не была завершена. Может быть, оно и к лучшему. Издание Emporis ранее оценило, что верхушка здания построена некачественно и может отвалиться.
Здание в Уичито-Фолс
Кроме самого высокого небоскреба, в мире есть и самый маленький небоскреб. Это звание гордо носит кирпичный трехэтажный уродец, расположенный в американском городке Уичито-Фолс.

Своим появлением здание обязано хитроумию некоего инженера Макмаона. В 1912 году тот пообещал инвесторам построить небоскреб высотой в 480 футов (около 146 метров) за 200 тысяч долларов. Получив искомые средства, он за год завершил стройку, после чего выяснилось, что в проекте он указала высоту не в футах, а в дюймах. Лже-небоскреб оказался высотой всего 12 метров. Попытки инвесторов вернуть потраченные деньги через суд успехом не увенчались.
Глава 2
Русские тучерезы
Эволюция строительства небоскребов в Москве

Миф о Вавилонской башне, видимо, научил человечество тому, что гигантские здания нужно возводить с соблюдением строительных норм - иначе рухнет. Наверное, поэтому прошло больше трех с половиной тысячелетий со времен строительства легендарной "высотки", и только тогда на Руси начали появляться по-настоящему масштабные сооружения.

Совсем давно

 

 

В XVI веке небоскребов, разумеется, не строили, зато возводили храмы с подпирающими небо колокольнями. Самой первой из таких "великанш" стала колокольня Ивана Великого, на которую и сейчас можно любоваться в Московском Кремле. Ее высота - 81 метр, но такого "роста" она сделалась не сразу, а после достройки в 1600 году. Долгие годы она оставалась самым высоким сооружением в России, пока в XVIII веке в Петербурге не построили грандиозный Петропавловский собор, высота которого составила 122,5 метра. Теперь уже он стал самым высоким сооружением в стране и продержался в этом статусе 219 лет, а самой высокой колокольней России остается и по сей день.

Тучерезы: начало истории

Первые российские высотки звались не небоскребами, а тучерезами. Самая первая высотка не потрясала размерами: всего 35 метров, восемь этажей с подвалом. Однако именно такой дом стал самым высоким в Москве (колокольни домами не считаются) в 1904 году. Вероятно, есть какой-то символизм в том, что построил его "водочный король", владелец винокурни Федор Афремов. Тучерез так и вошел в историю под именем "Дом Афремова". Кстати, несмотря на существование в тогдашней России куда более высоких строений - тех же колоколен - дом Афремова производил странное воздействие на окружающих: люди переходили на противоположную от него сторону дороги, опасаясь, что дом рухнет.

В роли самого высокого дома Москвы дом Афремова продержался всего семь лет, а в 1912 году на этом "посту" его сменил десятиэтажный "Дом Нирнзее" высотой 40 метров. Много позже, в годы НЭПа, на его крыше будет устроен открытый кинотеатр и висячие сады, а во время войны на нем установили зенитные орудия.

Небоскребы страны советов

Конечно, из советских небоскребов все в первую очередь вспоминают знаменитые семь "сталинских высоток", но в свое время "первым советским небоскребом" называли Дом Моссельпрома. Похожий на старую крепость 11-этажный гигант и сейчас красуется на Арбатской площади.

Дом Моссельпрома

 

Кстати, это был самый настоящий долгострой. Возводить его начали еще в 1912 году, тогда он был задуман семитажным. И, казалось, очень быстро, уже к 1913 году, построили, но тут одна из стен рухнула. Архитектора Николая Струкова посадили в тюрьму на шесть недель. Так уж вышло, что это было уже третье здание, построенное по его проекту, которое внезапно обрушилось.

Дополнительные этажи и звание Дома Моссельпрома невезучее строение обрело только в 1925 году.

А вот дальнейшее небоскребостроение в Москве описывается как череда несбывшихся планов, а то и странноватых фантазий. В них фигурировали и горизонтальные небоскребы о трех ногах, и эпический "Дворец Советов" со стометровым Лениным вместо шпиля. К сожалению или к счастью, все эти проекты не были реализованы.

Семь сестер

По числу завиральных городских легенд семь сталинских высоток давно обогнали Кремль. В них фигурируют и тайное метро, и подземный город, и секретные радары и еще много всего.

Об истории знаменитых высоток написано много, но можно наткнуться на некоторые расхождения. Так, одни пишут, что высоток должно было быть девять, а другие - что только восемь. Правы и те, и другие, как ни странно. Проект строительства тех самых высоток включал восемь зданий, но некоторые историки добавляют к ним так и не построенный Дворец Советов. Восьмая высотка должна была стоять на месте, где сейчас возводится парк "Зарядье", но вместо нее построили гостиницу "Россия" (ныне покойную).

В итоге реально были построены те самые семь высоток, которые и по сей день украшают Москву. С их обликом тоже связано несколько забавных историй. С одной стороны, советские архитекторы учились строить небоскребы у американцев - ездили смотреть на тот же Нью-Йорк. С другой - перед архитекторами стояла задача, чтобы советские высотки как можно меньше были похожи на свои американские прообразы. В итоге "семь сестер" обзавелись острыми шпилями, обросли башнями и крыльями и более всего напоминают готические соборы. Ну или американские небоскребы, обросшие шпилями и крыльями.

Вид на Главное здание МГУ на Воробъевых горах.

Самая высокая из них - здание МГУ на Воробьевых горах - 36 этажей, 240 метров в холке! В смысле - вместе со шпилем. Именно это здание окружает самое большое количество легенд. Тайное метро - это про него! А еще до сих пор нет достоверных сведений о том, сколько же под МГУ подземных этажей.

Есть и просто любопытные факты об этой высотке. Например, оно было самым высоким зданием в России ровно 50 лет, а в 2003 году сменил его на этом посту вовсе не один из небоскребов "Москвы-Сити", а жилой комплекс "Триумф-Палас". Очень, кстати, похожий на все высотки вместе взятые. А самым высоким в Европе МГУ пробыл 37 лет, до 1990 года - здесь его обогнала "Ярмарочная башня" во Франкфурте.  

С другими "сестричками" тоже связаны занятные факты. Например, МИД был задуман без шпиля, но Сталину это не понравилось. В итоге на уже построенное здание водрузили, фактически, колпак - легкий жестяной шпиль. Хотели снять, но в итоге так и оставили.

Высотка у "Красных ворот" на отведенное ей место в прямом смысле усаживалась сама: поскольку здание строилось одновременно с метро, и грунт под разными его частями осаживался неравномерно, изначально здание построили "криво", то есть под наклоном. После усадки грунта здание "выпрямилось". Этот прием, кстати, был уникальным и нигде в мире больше не воспроизводился. Но москвичи не оценили и пачками строчили жалобы: мол, криво строят, сейчас упадет! Словом, повторилась история с "Домом Афремова".

Все - как один

У сталинских "семи сестер" есть, как ни странно, еще "родня" в других городах, построенная советскими архитекторами по образу и подобию легендарных высоток.

Например, Дом свободной прессы в Бухаресте, возведенный в 50-х годах, повторяет основные черты московских высоток, но значительно ниже - всего 92 метра.

Гостиница International в Праге еще ниже, 88 метров, зато силуэт более узнаваемый.

Но больше остальных на московские высотки походит варшавский Дворец культуры и науки. Он по сей день остается самым высоким зданием Польши и одним из самых высоких в Евросоюзе. Высота "Дворца" вместе со шпилем достигает 237 метров!

Дворец культуры и науки в Польше

В самом СССР тоже строили здания, похожие на "семь сестер" - например, гостиница "Москва" (сейчас - "Украина") в Киеве или главный учебный корпус Южноуральского университета в Челябинске.

 

Небоскребы-"хрущевки"

Когда в СССР воцарился новый генсек - Никита Хрущев - казалось, что эпоха небоскребов прошла. Все силы были брошены на дешевое быстровозводимое жилье. Но однажды, в конце 50-х Никита Сергеевич побывал в США и захотел создать свои небывалые высотные дома.

Выбор пал на уже существующий, но не реализованный проект Калининского проспекта (сейчас Новый Арбат). Настоящих небоскребов там не построили, но все же знаменитые дома-книжки достаточно высоки - 26 этажей. По другую сторону от них, на правой стороне строящегося проспекта, возвели пять 25-этажных жилых дома.

Улица Новый Арбат в Москве

В начале 60-х ансамбль Нового Арбата увенчался самой высокой "книжкой" - зданием Совета экономической взаимопомощи, которая представляла собой уже вполне себе небоскреб - 105 метров в высоту, 33 этажа! Одним из авторов проекта был знаменитый архитектор Михаил Посохин, ранее создавший высотку на Кудринской площади. Сейчас в здании располагается правительство Москвы.

Новая эра

Первая ласточка нового русского небоскребостроения прилетела в 1992 году в виде теперь уже легендарного проекта Бориса Тхора, который предложил построить в Москве квартал деловых небоскребов. Так начиналась история "Москвы-Сити". Изначальный проект претерпел множество изменений, например, из него исчез парк, зато появился "Афимолл". Исчезла и башня "Россия". Строго говоря, от изначального проекта сохранился только мост "Багратион" с "Башней 2000", остальное инвесторы строили уже по своему вкусу.

В 1998 году строительство было заморожено из-за кризиса, потом начался бесконечный скандал с Mirax Group Сергея Полонского. Это, наверное, самая громкая история с "Москвой-Сити". Строительство башни "Федерация" стартовало в 2003 году, а в 2006 один из депутатов Госдумы неожиданно заявил, что в фундаменте супернебоскреба есть трещина. За обнаружение этой трещины Полонский пообещал вознаграждение, но ее так и не нашли. Позже, в 2012 году, недостроенный еще небоскреб загорелся.

Башня "Эволюция" в "Москва-Сити. Виды "Москва-Сити"

Кроме того, у "Федерации" несколько раз поменялись девелоперы - после Mirax Group в 2011 году эстафету приняла подконтрольная ей же компания Potok, а после его ликвидации - ЗАО "Башня "Федерация". Завершение строительства также неоднократно переносилось. На момент публикации текста ориентировочным сроком сдачи считается июль 2017 года. "Федерацию" уже сейчас называют самым высоким небоскребом Европы - 374 метра.

На сегодняшний день в рамках проекта "Сити" уже построены небоскребы "Эволюция", "Город столиц", "Башня на набережной", "Меркурий сити тауэр", "Око", "Евразия" и другие объекты - всего 12 из 23 запланированных. Но это не конец истории. "Москва-Сити" считается первым этапом создания "Большого Сити" - гигантской территории, прилегающей к нынешнему кварталу небоскребов и тянущейся по обе стороны Москвы-реки. Планы по его застройке постоянно меняются, в изначальном проекте фигурировала цифра в 21 миллион "квадратов", которые в процессе усохли до 5 миллионов, но окончательный план не утвержден.

Россия поднебесная
Глава 3
Изнанка небоскреба
Из каких элементов состоит и как функционирует современная высотка
Олег Твердохлебов

Много уже было сказано про внешний вид высотных зданий, можно теперь посмотреть на них изнутри. Главный инженер высотного комплекса "Город Столиц" Олег Твердохлебов рассказал о том, как работают системы небоскребов, а заодно и развеял основные страхи о "заоблачной" жизни.

- Олег Сергеевич, в чем были особенности и отличия строительства небоскреба в "Москва-Сити"? Чем местные условия отличаются от знаменитого города небоскребов на Манхэттене?

- Выбор места высотной застройки в Москве был обусловлен геологией. Под нашим комплексом расположен известняковый пласт. Он мягче, чем скальная порода под Манхеттеном, но по сравнению с песчаным или галечным грунтом - это твердая порода. Здесь в XIX веке была настоящая известняковая каменоломня.

При строительстве "Города Столиц" на стадии котлована на глубину 20 метров были забиты сваи, каждая в полметра в диаметре. И уже на этом свайном поле заливали основную железобетонную плиту, на которой стоит здание.

- Энергетических мощностей вам хватает? Город вас не подводил?

- Изначально на весь район "Москва-Сити" планировалось специально построить ТЭЦ с подстанцией. Это не было реализовано в полном масштабе ввиду нескольких экономических кризисов, которые случились с 2000-го года.

Но город все равно дал все нужные мощности. Как главный инженер я доволен также и тем фактом, что энерговооруженность нашего квадратного метра выше, чем в соседних комплексах "Сити".

Более того, по практике управления и в связи с развитием энергосберегающих технологий, мы экономим часть выделенных мощностей за счет использования энергосберегающего оборудования, осветительных LED приборов, применяя и другие методы энергосбережения.

Нам выделена установленная мощность 57600 КВА, из которой мы реально потребляем примерно 60%. Летом, когда очень жарко, и мы тратим много энергии на кондиционеры, эта цифра доходит до 70%, но не более.

- Были какие-то неожиданности при строительстве?

- На этапе проектирования после оценки потребностей потенциальных клиентов было увеличено количество этажей подземного паркинга до 6 уровней. Все остальные высотки не стали тратиться на паркинг, и он у них либо маленький, либо совсем отсутствует. Например, в некоторых башнях паркинга нет вообще, и их собственники покупали машиноместа у нас.

ЖК Алиса
Башня "Москва"
"Кутузовская Ривьера"
"Око"
Point Estate
"Башня Федерация"
"Дом на Мосфильмовской"
"Меркурий"

- Почему так получилось?

- Это вопрос к представителям других башен. Наш комплекс проектировался американским архитектурным бюро NBBJ. А Америка страна с высокой автомобильной культурой. Они понимают, что для каждого апартамента надо минимум два машиноместа. И людям, которые приезжают в офис, тоже нужно куда-то ставить свои автомобили. Мы проводили оценку востребованности машиномест в "Москва-Сити", она высокая. Поэтому возле другого нашего небоскреба "ОКО" мы строим самый большой в Европе паркинг на 3400 машиномест.  

- Помимо парковки были какие-то неожиданности?

- С другой неожиданностью мы встретились позже, уже при эксплуатации. Большая проблема "Москва-Сити" в том, что статус жилых апартаментов юридически не определен, и апартаменты гостиничного типа, предназначенные для жилья, используются под офисы.

- Покупатели превращают свои квартиры в рабочие места?

- Собственники, например, "Города Столиц" сдают апартаменты в аренду, в том числе и под офисы. И это проблема, с которой мы боремся, так как вопрос не только в неудобстве для жителей. Существуют нормы пожарной безопасности. И если апартаменты спроектированы под жилье, соответственно предполагается, что количество проживающих в них не будет превышать нормы, допустимые, скажем, при эвакуации.

- Какие пути эвакуации у вас предусмотрены?

- Эвакуация из высоток происходит только по эвакуационным лестницам. После теракта 2001 года на Манхеттене конструкция всех небоскребов в мире, в том числе и нашего, предусматривает ядро жесткости с бетонными стенами метровой толщины - это своеобразный позвоночник башни. Внутри него находится незадымляемые и негорючие эвакуационные лестницы. В каждой высотке "Города столиц" их две. Пропускная способность достаточна для того, чтобы все жильцы спокойно спустились вниз.

- Долго им спускаться?

- В среднем 24 минуты. Я сам лично ходил с крыши башни "Москва", у меня это заняло 19 минут и 1225 ступенек.

- А эвакуация вертолетом предполагается?

- Разумеется, у нас есть на кровлях специальные вертолетные площадки. Но основное направление - это эвакуационные лестницы.

- Помимо пожара высотке может угрожать, например, землетрясение...

- В истории Москвы есть упоминания о землетрясении 1977 года магнитудой 3-4 балла, но на протяжении уже многих лет наш район считается сейсмически малоактивным.

Тем не менее, наши высотки рассчитаны на землетрясения до 7 баллов. То есть даже при 7 баллах разрушений не предполагается.

- А может ветер повалить небоскреб? Правда, что все небоскребы качаются от порывов ветра?

- Правда. Все небоскребы в мире качаются, и эта особенность сразу же учитывается при проектировании. Сам железобетонный каркас даже в спокойном состоянии предполагает небольшие отклонения от ветровой нагрузки. У нашей башни "Москва" они составляют, например, до 40 сантиметров. Шпиль Останкинской башни, для сравнения, качается на несколько метров.

- Как часто надо делать капремонт небоскреба?

- Сама железобетонная конструкция не требует капитального ремонта. Что касается инженерных систем, систем водоснабжения, кондиционирования, лифтов - все эти системы имеют собственные циклы обслуживания и плановой замены изношенных элементов. Поэтому для небоскреба такое понятие, как капремонт, неактуально.

- Сколько вообще высотки живут?

- На телеканале Discovery недавно был цикл передач про то, что будет, если человечество исчезнет с лица земли и небоскребы останутся без эксплуатации, как их будет поглощать природа. Они 300-400 лет отвели высоткам на Манхеттене. Наши небоскребы, полагаю, проживут без эксплуатации столько же.

- Были прецеденты, когда сносились ветхие небоскребы?

- Сносы были только на Манхеттене, но там под снос попали не самые высокие здания 20-30-х годов. О сносе современных гигантов никто не думает. Это же история.

- Но в теории как это будет происходить? Они что, будут на бок падать?

- Не будут. Они просто будут стоять до тех пор, если кто-то не захочет их разобрать. Собственно демонтаж предполагает определенные методы разборки зданий, начиная с верхних этажей.

- Если говорить о фобиях, то еще один сильный страх - разбить стекло и выпасть с большой высоты.

- Конструктивная прочность стеклопакета такова, что если мы, например, возьмем стул и кинем его в стекло, то оно не разобьется. То есть разбежаться и пробить стекло своим телом у вас не получится. Я сам бил стекло что есть мочи, но ему ничего не было. Оно произведено по специальной технологии.

На случай пожара весь фасад комплекса оборудован спринклерами (разбрызгивателями), которые в случае сильного повышения температуры орошают и охлаждают стекло, не давая ему перегреться и треснуть.

- Где самые быстрые лифты - у вас или соседей?

- Они везде одинаковые, их скорость 7 метров в секунду. Минимальная скорость определена требованиями к пожарному лифту, который должен подниматься под крышу менее чем за одну минуту. Отдельное внимание хочу обратить на лифты для пожарных. Они имеют повышенную огнестойкость кабины и огнестойкие двери шахт на этажах.

Максимальная скорость ограничена, в первую очередь, высоким сопротивлением воздуха. Для его преодоления у скоростных лифтов даже есть обтекатели, как у ракеты. Кроме того, каждые 12 метров высоты давление изменяется на один миллиметр ртутного столба. Если быстро подняться на 300 метров, то люди со слабой сердечно-сосудистой системой могут почувствовать себя плохо из-за резкого падения давления. Поэтому и существуют ограничения по скорости для пассажирских лифтов.

- При 7 метрах в секунду перепад давления не ощущается?

- Ощущается, но вреда здоровью нет. Может разве что немного заложить уши.

Из чего состоит небоскреб
Глава 4
Грезы о будущем
Два разных мнения о том, нужны ли высотки нашим потомкам
Аркадий Гершман

Аркадий Гершман

Урбанист, автор блога "Город для людей"

"Если вы строите башню, это провоцирует разрастание города вширь"

Какими будут наши города в будущем, зависит от того, какое будущее мы сами хотим. Если нам нужны комфортные города, нужно стремиться к человеческой среде - то есть к такой, где человеку будет комфортно: умеренная плотность застройки, добрососедские отношения и при этом контакт человека с улицей и человека с человеком. Основываясь на этих требованиях, современные урбанисты пришли к выводу о необходимости возведения основной части жилой застройки в пределах 8-10 этажей. При такой высотности создается жилая среда человеческого масштаба.

Однако чиновники очень любят всякие инновации. Им нравится, что можно говорить, что "у нас самый высокий небоскреб". Это видно, это заметно, этим можно гордиться. Это примерно как арабы, которые строят в своих городах развязки по шесть уровней и гордятся ими, хотя мы знаем, что развязки на городских улицах - это неправильно и вообще тупиковый путь.

Если говорить о московских небоскребах и конкретно о "Москве-Сити", то, несомненно, хорошо, что там вместо промышленной территории появилось доступное пространство, но сам по себе "Сити" - это градостроительная ошибка. Там слишком большая концентрация рабочих мест и мало жилья, а уличная жизнь там ограничена торговым центром и парковкой. Всё это приводит к вымиранию территории.

Для правильного баланса в квартале должно быть примерно 30% рабочих мест на 70% жилья, а в "Сити" наоборот. Причем такая колоссальная плотность застройки - это огромная нагрузка на транспортную инфраструктуру.

Полностью жилыми небоскребы делать тоже неправильно. Жить в таком доме некомфортно. В таких высотках есть только один плюс - это хороший вид из окна, на этом все. Такое здание потребует строительства рядом еще одной "башни" - под паркинг, а это дорого и неэффективно. Из-за большого количества квартир в высотных домах не создаются социальные связи между соседями. Люди просто не знают, кто живет снизу или сверху. Если они пересекутся в подъезде, то они не узнают друг друга, не поймут - это житель, знакомый человек, или это кто-то чужой, который сделал пакость в подъезде и теперь уходит. В любом случае большое количество людей в одном доме - это фактически общежитие, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

У нас в стране действуют нормы инсоляции, поэтому при строительстве высотки вокруг нее приходится создавать пустоту, чтобы просто было солнце для окружающих домов. А пустота - это плохо. Были исследования о том, как люди ведут себя на пустой площади: оказалось, они стремятся "прижаться" к домам и деревьям, потому что пустота давит. Зачастую на таком пустыре не получается даже создать парк, потому что там подземный паркинг или иные коммуникации дома, что не дает деревьям расти.

С точки зрения комфортного плотного города, если вы строите башню, а вокруг нее ничего нет, то это будет напрасный расход земли, который провоцирует разрастание города вширь.

Мне кажется, лучше всего небоскребы адаптированы к комфортной городской среде в Нью-Йорке. Там максимальное количество благ города расположены рядом с максимальным числом жителей. То есть ты живешь в небоскребе и не знаешь своих соседей, но при этом у тебя внизу есть необходимый набор благ и улицы, по которым течет жизнь. Это разительно отличается от азиатчины, когда строятся огромные и чисто жилые дома. В Азии до сих пор повторяют ошибки прошлых лет, когда все живут в одном месте, потом едут куда-то в другое место, а жилые кварталы вымирают.

Безумные и потому нереализованные проекты небоскребов
"Горизонтальные небоскребы"
Начала XX века ознаменовалось бурным крупными социальными потрясениями. Традиционные ценности рушились, на их руинах бесстрашно создавались новые. Менялось все – одежда, еда, транспорт, оружие. Сам человек, его мысли, потребности и чаяния становились другими, и было ясно, что трансформацию не остановить. Новый человек не помещался в низких средневековых бараках, и архитекторы по всему миру начали придумывать этому человеку подходящее жилье. Развитие строительных технологий развязало зодчим руки, и в их альбомах начали появляться странные циклопические конструкции, не похожие ни на что ранее созданное.

Наиболее ярко показали себя советские конструктивисты. Вот один из примеров - в 1920-х годах художник, архитектор и теоретик искусства Эль Лисицкий предложил построить на площадь вдоль Бульварного кольца так называемые "горизонтальные небоскребы".

Здания должны были стоять на опорах, в которых размещались лифтовые шахты и лестничные клетки. Это позволило бы увеличить сохранить старую застройку, как ценный материальный фонд, а площади уплотнить новой, при этом не нарушая сложившегося движения на них.

Проект оказался для своего времени слишком футуристичным, да и в стране не было на тот момент нужного количества стали и бетона, чтобы реализовать такую идею.
Архитектурная фантазия Чернихова на тему русского авангарда
Другой советский авангардист Яков Чернихов в своих "Архитектурных фантазиях" (1933 год) изобразил не отдельные здания, а целые панорамы городов будущего. Некоторые рисунки получились очень похожими на современное высотное строительство.
Конкурсный проект Ивана Леонидова для Наркомтяжпрома
А таким архитектор Иван Леонидов видел офисный небоскреб для советских рабочих. На рисунке – его конкурсный проект для Народного комиссариата тяжелой промышленности. Архитектор предлагал разместить его на Красной площади.
Дворец Советов
Для своего высшего руководства советская власть предпочитала более классические по форме, но куда более грандиозные по объему здания, которые должны были вселять ужас и благоговение в сердца капиталистов. Апофеозом монументальности мог стать Дворец Советов, проектировавшийся в 1930-х годах.

Этот комплекс предназначался для размещения в нем административного здания, места для сессий Верховного Совета СССР и многофункционального зала массовый действий. Проект дворца предполагалось выбрать на конкурсе, в котором участвовали и иностранные архитекторы.

И хотя многие архитекторы предлагали построить горизонтальное здание, победил проект архитектора Бориса Иофана в виде огромного многоярусного комплекса, увенчанного статуей Владимира Ленина. В окончательном проекте высота здания должна была составлять 420 метров – почти на 40 метров выше нью-йоркского "Эмпайр Стейт Билдинг".

Подготовительные работы к строительству Дворцы Советов шли в течение 1930-х годов, так как в нашей стране не было опыта по строительству высотных зданий. К началу Великой Отечественной войны был возведен лишь нулевой цикл, а часть материалов уже во время войны пошла на нужды фронта.
NY Horizon
Самые смелые мечты архитекторов начала XX века сегодня кажутся архаикой. Желающих жить в домах-коммунах найдется не много. Но жизнь не стоит на месте, и современные архитекторы ищут ответы на новые вызовы постиндустриального и цифрового общества.

Архитектурный журнал eVolo с 2006 года отбирает самые необычные и авангардные проекты небоскребов, которые пересматривают саму идею высотного здания.

Первое место в 2016 году занял проект New York Horizon, в какой-то степени развивающий идеи горизонтальных небоскребов Лисицкого. Его авторы считают, что высокие здания заслонили большинству жителей Манхэттена вид на Центральный парк, и предлагают радикально реформировать местный ландшафт.

Во-первых, сам парк должен перестать быть скучным местом для пробежек. Архитекторы предлагают стать ближе к настоящей природе, и вместо зеленых газонов и дорожек насыпать горы и залить озера.

Во-вторых, парк будет окружен мегаструктутурой – стеной высотой в 300 метров, состоящей из небоскребов, которая станет границей парка. В стене расположатся жилые апартаменты, торговые площади, офисы, музеи и библиотеки.
Hive
Второе место этого конкурса занял проект небоскреба "Улей".

В будущем, когда Amazon, DHL и Walmart будут доставлять все посылки при помощи летающих дронов, такая башня может появиться в каждом крупном городе. Пока архитекторы предлагают разместить "Улей" в Нью-Йорке на Парк-Авеню.

Небоскреб представляет собой центральный терминал управления и гигантскую зарядную станцией для десятков тысяч летающих беспилотников. Модули на фасаде позволят парковаться 9 различным типам дронам, причем делать это как вертикально, так и горизонтально.
Dataskyscraper
Третье место досталось проекту Data Tower, который должен решить еще одну проблему нового времени – проблему хранения большого объема данных.

Сегодня серверы, на которых хранятся данные, потребляют большое количество энергии, которая расходуется в том числе на их охлаждение. Поэтому свой информационный небоскреб авторы предлагают разместить в Исландии, где температура воздуха низкая, а энергия – возобновляемая, и потому дешевая. При этом тепло от серверов планируется использовать для обогрева жилых помещений небоскреба.

Внешний вид здания не случайно напоминает архитектуру материнской платы – как и в случае с деталями компьютера, части фасада могут обновляться для того, чтобы приспособить здание к новым условиям.
Transpital
Почетного упоминания на конкурсе EvoLo в 2016 году удостоился проект небоскреба Trans-Pital, который предлагает оригинальный взгляд на конструкцию госпиталя. Высотка состоит из набора модульных ячеек, способных перемещаться между большими блоками. Благодаря этому, госпиталь способен легко адаптироваться под текущие задачи и нужды.
biomorph
Еще один проект, заслуживающий внимания хотя бы из-за зловещего фасада - Biomorph Skyscraper: Atmosphere Of The Place.

Авторы решили, что высотки Нью-Йорка слишком безлики, и постарались сделать так, чтобы их работу было невозможно спутать ни с каким другим зданием. Для этого они постарались придать небоскребу черты органического существа.
Air-Stalagmite
Башня Air-Stalagmite спроектирована для решения проблем индустриальных городов будущего, где воздух превратился в ядовитый смог. Здание служит двум целям. Во-первых, это маяк, который предупреждает о крайне высоком уровне загрязнения. Во-вторых, оно способно очищать воздух.

Архитекторы предлагают разместить гигантский вакуумный резервуар в основании небоскреба, который будет высасывать воздух из атмосферы. Проходя через верхние этажи, где будут установлены фильтры, поток воздуха будет очищаться. Полученный мусор прессуется в строительные блоки, которые будут использоваться для надстройки башни. То есть предполагается, что башня будет расти вверх, а воздух вокруг – становиться чище.
Архитектор Илья Заливухин

Илья Заливухин, архитектор

Основатель и руководитель градостроительной компании "Яузапроект"

"Нам с вами нужно перевернуть город!"

Город - это не столько здания, сколько организованные процессы передвижения людей. То есть, по сути, город распространяется до уровня пятого этажа, а сама высотность в мегаполисе не создает никаких проблем. Все современные города сейчас приходят к компактной высотной застройке. Для сохранения природных открытых пространств эффективней построить башню и сохранить парк, чем построить дома, которые превратят парк в дворы-колодцы.

В крупных мегаполисах жители часто ходят пешком и это нормально. Обычно они передвигаются от дома к работе. Также в числе точек притяжения - территории, граничащие с парками и примыкающие к транспортным узлам. В современном градостроительстве есть такое понятие transit-oriented development: жилые кварталы, обслуживание и рабочие места удобно располагать рядом с крупными транспортными узлами. Именно там нужно возводить офисы, жилье и апартаменты наиболее высокой плотности.

Неважно, какой высоты небоскреб, важно, что когда ты из него выходишь, открываешь дверь, то попадаешь на городскую улицу, по которой можно прийти в другой район города или к станции метро. В "Москве-Сити", например, основная проблема в том, что это вырванный из контекста кусок города. Из "Сити" очень сложно выйти и пойти куда-то: стоящее в пробке ТТК, которое невозможно перейти, и городские улицы, которые непонятно, куда ведут. По сути "Сити" - это параллельная вселенная, откуда можно только улететь. А вот просто выйти в город - открыть дверь и пойти гулять - сложно. Поэтому в "Сити" еще предстоят работы по интеграции в окружающую городскую среду.

Только когда транспорт начнет летать, город кардинально изменится и превратится в мегаполис из "Пятого элемента", где на земле туман и все передвигаются между зданиями на разных уровнях. Пока этого нет. Но для такого города будущего важен грамотно спланированный уровень земли, транспортный и природный каркас города. Сейчас уже совершенно понятно, что нельзя строить многоэтажные районы на периферии. Там должна быть только природа или коттеджи, а город должен оставаться городом. И когда приезжают новые люди, их нельзя селить за забором, а нужно ближе к центру, чтобы жить в городе всем вместе.

Что касается "деловых" небоскребов, то сейчас у рынка просто нет потребности в таком количестве офисных помещений. По сути, сейчас большая часть деятельности сводится к сфере обслуживания, и она вполне может разместиться на первых этажах высотных зданий. Однако чтобы это все работало эффективно, нам опять же нужен компактный город. При плотной застройке мимо всех этих магазинов и кафе будет ходить больше людей - а значит, будет больше покупателей.

Большинство людей должна иметь возможность жить в центре или близко к центру - на 50-60 этаже, в современных высотных домах, рядом с парком и метро. И тогда у нас появится современная модель города - в центре плотность выше, на периферии понижается.

Сейчас же мы имеем перевернутую модель, когда в центре "воронка", минимальная плотность, а на боках у нас такой бублик. Подобная модель в современном мире не работает, транспортный каркас не может обеспечить периферийное распределение плотности.

Максимальная плотность у нас должна быть на уровне МЦК и даже ближе к центру. Если мы и дальше будем строить за ТТК, то в центр города придется вводить платный въезд.

Нам нужно изменить градостроительную модель развития города - фактически, перевернуть его!

Конечно, очень хочется сравнить Москву с Копенгагеном, но нам надо сравнивать ее с крупными городами Азии и Китая. Ведь Москва, если считать вместе с областью, это 25-миллионный город! Такие мегаполисы растут, и растут именно вверх, растет их плотность. Города будущего компактны, поэтому они высокоэтажны. Территории, где сейчас расположены спальные районы и новая Москва, со временем должны превратиться в кварталы таунхаусов и коттеджей. Звучит, конечно, футуристично, но если продолжить на окраинах строить все выше и выше - город просто встанет. Должна появиться "одноэтажная Россия" - по аналогии с одноэтажной Америкой.