Рейтинг@Mail.ru
Внимание, аферисты: как отличить работника коммунальной службы от мошенника - Недвижимость РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Внимание, аферисты: как отличить работника коммунальной службы от мошенника

Читать в
В России существует отдельный вид мошенничества, когда аферисты под видом работников коммунальных служб проникают в квартиры. И чаще всего жертвами злоумышленников становятся пенсионеры. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость", как избежать неприятных ситуаций.

В России существует отдельный вид мошенничества, когда аферисты под видом работников коммунальных служб проникают в квартиры. И чаще всего жертвами злоумышленников становятся пенсионеры. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость", как избежать неприятных ситуаций.

Богатая фантазия

Стать жертвами аферистов могут люди любого возраста и социального положения, но чаще всего это происходит с пенсионерами, говорят в столичном главке МВД. Поэтому о таких случаях нужно рассказывать своим пожилым родственникам.

Пользуясь доверчивостью пожилых людей, мошенники представляются сотрудниками коммунальных служб и заходят в квартиры, якобы  для того чтобы проверить электрику, газовое оборудование, провести анализ воды, осмотреть трубы и так далее. Нередко они пытаются продать различные услуги и оборудование — по очень привлекательной цене. Как говорят в главном управлении столичной полиции, к примеру, предлагают установить "волшебные" фильтры для очистки воды, которые спасут от какой-либо неизбежной беды.

Еще один распространенный вид мошенничества — установка счетчиков и их поверка. Чаще — приборов учета воды. "В почтовых ящиках граждан стали появляться извещения об обязательной поверке водосчетчиков. Ссылаясь на федеральный закон, фирмы сообщают, что они должны провести метрологическую проверку внутриквартирных счетчиков горячего и холодного водоснабжения. В случае отказа грозят начислять плату за коммунальные услуги по завышенным тарифам", — рассказывают в НП "ЖКХ Контроль".

Документы
Восемь ловушек: как действовать в самых опасных операциях с недвижимостью

Довольно часто аферисты раскладывают по почтовым ящикам поддельные квитанции на оплату коммунальных услуг — внешне совершенно идентичные настоящим. Поэтому перед оплатой нужно обязательно проверять реквизиты в документе — расчетный счет, ИНН и другие. Если что-то выглядит не так, как обычно, обратитесь в обслуживающую ваш дом управляющую компанию и узнайте, менялись ли реквизиты.

Иногда, по словам юриста адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Марии Бородиной, к жителям приходят люди, предлагающие включить дом в какую-либо адресную программу текущего или капитального ремонта, благоустройства территории или оборудования подъезда пандусами для инвалидных колясок. "Чтобы не стать жертвой, следует проверять информацию в интернете, в местных органах власти, а также у управляющей компании", — говорит эксперт.

По данным главного управления московской полиции, довольно часто аферисты представляются пожилым людям социальными работниками и сообщают о перерасчете квартплаты и других "чудесах", например надбавке к пенсии, срочном обмене денег на дому "только для пенсионеров". Однако любые выплаты осуществляются только прикрепленными работниками, с которыми пенсионеры обычно знакомы.

Без стука не входить

Самое главное, о чем нужно помнить: любые работники коммунальных служб — представители жилищно-эксплуатационной конторы, контролеры службы газа, слесари, электрики — крайне редко приходят домой без предупреждения. Жители либо вызывают их сами — если что-то сломалось, либо сотрудники приходят для того, чтобы выполнить плановые работы.

Это может быть связано со снятием показаний счетчиков, с проверкой исправности оборудования, приборов учета, датчиков противопожарной безопасности, ремонтом систем водо- и теплоснабжения. Более подробный перечень услуг можно найти в договоре, который должен быть заключен между управляющей компанией и жителями в обязательном порядке, поясняет руководитель Центра развития городского хозяйства ИДПО ГАСИС НИУ ВШЭ Константин Шишка. О таких мероприятиях, как рассказывают в столичном департаменте ЖКХ, жителям сообщают с помощью объявлений на информационных стендах дома или сообщений, которые раскладывают в почтовые ящики.

Например, "Мосгаз" ежегодно проводит техническое обслуживание газового оборудования в каждом многоквартирном доме. Даты проведения работ указаны на официальном сайте предприятия в разделе "Населению".

Плановые работы по замене внутридомовых газопроводов
Газовая безопасность в квартире: что нужно знать жителям

"Если вы по каким-то причинам пропустили объявление, прежде чем пустить кого-либо к себе в квартиру, удостоверьтесь, что это действительно сотрудники сферы ЖКХ. Позвоните в ЖЭК или в управляющую компанию, убедитесь, что перед вами не мошенники, а действительно уполномоченные сотрудники", — рассказывает адвокат Виктория Данильченко.

Константин Шишка советует всегда иметь под рукой телефон управляющей компании.

В департаменте ЖКХ Москвы добавляют: "Узнать контакты управляющей организации можно на портале "Дома Москвы", телефоны ОДС района — на портале открытых данных.

Кроме того, чтобы не впустить в свой дом мошенника, можно просить предъявить удостоверение, попросить сказать номер телефона аварийной службы управляющей организации — и таким образом понять, действительно, ли он ее представляет, добавляют в пресс-службе Минстроя. По словам генерального директора PSN Home Александры Гулевой, управляющая компания обеспечивает своих сотрудников удостоверениями личности с информацией о наименовании юридического лица, имени, должности и фотографии сотрудника, с легко читающимся штампом печати предприятия.

Гулева отмечает, что стоит обращать внимание и на наличие униформы с логотипом компании, также можно просить предъявить подтверждающую документацию — наряд на работы. К примеру, сотрудники "Мосгаза" всегда одеты в форму синего цвета со светоотражающими полосами на брюках, оранжевой кокеткой с названием и символикой предприятия на спине. В форму синего цвета с эмблемой предприятия и светоотражающими полосками одеты и сотрудники "Мослифта". Но лифтовики по квартирам никогда и не ходят.

При этом, как отмечают в Минстрое, в России нет единого подхода к внешнему виду сотрудников коммунальных служб. Однако, как правило, уважающие себя компании делают для своих сотрудников форменную одежду. Шишка добавляет, что жители сами могут внести в договор с УК обязательные требования к спецодежде работников.

По словам Гаврилина, работники коммунальных служб могут прийти без вызова и предупреждения только в случае аварийной ситуации. Речь идет, например, об утечка газа, прорыве канализации или водопровода, задымлении помещений. И в таких случаях нужно попросить сотрудников  предъявить удостоверения, также можно позвонить в управляющую компанию.

К кому обращаться и что должно насторожить

Часть работ по дому, такие как обслуживание газового оборудования или электрощитов, имеют право выполнять только специализированные компании. Например, если сломался счетчик электроэнергии, то в Москве этим занимается "Мосэнергосбыт", отмечает Бородина. В целом при серьезных поломках желательно обращаться сначала в свою управляющую компанию.

Существуют и частные фирмы, такие как "Муж на час", которые выполняют менее ответственные работы. При обращении в компанию стоит проверить, есть ли она в реестре лицензий на сайте регионального органа государственного жилищного надзора, как долго работает на рынке и какие у нее в обслуживании есть дома, советует Шишка. Оплата любых услуг "коммунальщиков" должна производиться или по квитанции, или в офисе компании. При этом сомнения должна вызвать слишком низкая стоимость услуг.

Документы
Возмездная забота: как выбрать договор ренты и не стать жертвой мошенников

Коммерческий директор АО "ВК Комфорт" Михаил Загвоздин отдельно отмечает, что поверку приборов учета может выполнить любая организация, которая имеет соответствующий сертификат. При этом в НП "ЖКХ Контроль" обращают внимание на то, что такие компании никогда не звонят и не приходят к потребителям сами: о сроке проверки счетчиков могут знать только жители — они указаны в паспорте оборудования.

"В части дополнительных услуг (установка и обслуживание кондиционеров, услуги мелкого ремонта, уборка в квартирах) мы настоятельно рекомендуем привлекать официальные компании-партнеры управляющей организации. Такие компании проходят проверку службы безопасности, осуществляют страхование своей деятельности, имеют положительную репутацию на рынке", — добавляет Гуляев.

Что делать, если вы пострадали от мошенников?

"Если вы пострадали от противоправных действий, следует незамедлительно обратиться в полицию. В заявлении постарайтесь указать как можно больше подробностей, это поможет быстрее установить все обстоятельства случившегося", — говорят в московском главке МВД.

В некоторых случаях нужно обращаться в суд с гражданским иском о возмещении причиненного ущерба. "Дело в том, что часть происшествий подобного рода относится к гражданско-правовым отношениям. Например, люди сами невнимательно читают договоры", — поясняют в полиции.

Загвоздин отмечает, что можно обратиться и к юристам, которые помогут восстановить справедливость через суды либо подскажут, как действовать.

В "Мосгазе" также добавляют, что, если в квартире побывали "газовые аферисты", необходимо обратиться в газовую компанию, чтобы квалифицированные специалисты предприятия убедились в безопасности приборов после "работы народных умельцев".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала