В конце мая стартует одно из ключевых событий архитектурного мира — 15-я Международная архитектурная биеннале в Венеции. В этом году ее куратором стал известный чилийский архитектор Алехандро Аравена, сформулировавший тему выставки как "Репортаж с линии фронта". По сути, Аравена поставил перед участниками биеннале задачу исследовать, как архитектура позволяет формировать среду и управлять обществом.
Сайт "РИА Недвижимость" и компания RDI.Creative, которая в 2016 году стала официальным партнером культурной программы Русского павильона на биеннале, рассказывают, что можно и нужно посмотреть в Венеции всем, кто интересуется архитектурой.
Основной проект биеннале в Арсенале
Основную выставку биеннале традиционно можно будет увидеть в венецианском Арсенале.
"Улучшение пространства, где идет жизнь — основной творческий метод Алехандро Аравены, куратора биеннале 2016 и одного из самых ярких представителей социально активных архитекторов. Когда госбюджета недостаточно для реализации полноценных построек, Аравена выступает против, казалось бы, очевидных упрощения и экономии", — рассказывает генеральный директор RDI.Creative Виктория Кондрашова.
В пример Кондрашова приводит квартал, построенный по проекту Аравены на месте чилийских трущоб. В рамках разработанной Аравеной схемы архитектурное бюро строило половину дома, а ее вторую часть достраивали сами жители. В итоге, указывает собеседница "РИА Недвижимость", архитектура стала механизмом решения социальных проблем, некой коммуникационной площадкой.
"В основном проекте Аравена обещает показать не "бумажную архитектуру", а успешно реализованные в заявленной области проекты, и тем самым создать площадку для обмена опытом и идеями между урбанистами, дизайнерами, инженерами, строителями и просто активистами, сражающимися на этой "линии фронта", — так интерпретирует Кондрашова тему биеннале, заданную участникам ее куратором.
Русский павильон
В этом году комиссар Русского павильона (наш павильон, как и другие национальные павильоны, находится в саду Джардини) Семен Михайловский и куратор павильона Сергей Кузнецов решили посвятить национальную экспозицию ВДНХ и назвать ее V.D.N.H. Urban Phenomenon. Главный архитектор Москвы называет это в своем манифесте куратора "утвердительным и символически универсальным ответом России" Аравене.
"Основанный в 1939-м комплекс ВДНХ всегда был направлен на то, чтобы не просто демонстрировать достижения различных народов СССР, но и предложить посетителям максимально разнообразный и содержательный досуг. ВДНХ представляла собой нечто большее, чем только выставка достижений агрокомплекса и советской промышленности, и большее, чем только парк — скорее, это был социальный проект, на практике реализующий многообразие сценариев сосуществования разных социальных групп и народностей внутри большой страны и фактически воплощающий модель идеального мира", — подчеркивает Кузнецов.
Исследователь ВДНХ, автор путеводителя по Выставке достижений народного хозяйства и член авторского коллектива Русского павильона Павел Нефедов рассказывает, что экспозиция V.D.N.H. Urban Phenomenon представляет ВДНХ как многослойное противоречивое явление.
"Пять залов павильона каждый по-своему раскрывают тему экспозиции. Два первых зала воссоздают обстановку классического музея, в котором знаковые архитектурные и скульптурные фрагменты ВДНХ предстают как объект археологии, материальное свидетельство ушедшей цивилизации. Второй этаж посвящен изучению, анализу и поиску будущего для ВДНХ", — отмечает Нефедов.
Он обращает внимание на то, что впервые в открытом доступе в Венеции будет выставлен огромный объем публикаций, фотографий и чертежей о Выставке достижений народного хозяйства.
"Экспозиция не выдает готовых рецептов для будущего развития ВДНХ. Она ставит вопросы и приглашает подумать над ответами", — поясняет исследователь ВДНХ.
Классические музеи Венеции
Художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов советует всем, кто попадет на 15-ю Международную архитектурную биеннале в Венеции, обязательно посетить Галерею Академии.
"Это лучшее собрание венецианского Ренессанса в мире, принципиально отличающееся от флорентийского и римского. Наряду с целым пулом бессмертных шедевров, в коллекции Галереи Академии находятся два произведения, не увидев которые нельзя умереть. Первое из них — это "Гроза" Джорджоне, созданная около 1508 года, а второе — "Пьета" Тициана, написанная в 1575-76 годах и ставшая последней работой художника. "Гроза" — апогей раннего ренессанса, "Пьета" — позднего. Весь ренессанс расположился между этими работами, представленными здесь", — говорит Гутов.
Также собеседник "РИА Недвижимость" рекомендует не проходить мимо Ка-д'Оро, или палаццо Санта-София. Второе название этого дворца, расположенного на Гранд Канале и являющегося прекрасным образцом венецианской готической архитектуры, — Золотой дом, так как при его первоначальной отделке было использовано сусальное золото.
Гутов напоминает, что в Ка-д'Оро хранится поздняя работа Андреа Мантеньи "Святой Себастьян" — шедевр кватроченто. Наконец, художник считает, что архитектурным туристам обязательно нужно зайти в городской музей Correr на площади Святого Марка.
"Мало кто доходит до двух программных работ — "Куртизанок" Витторе Карпаччо (позднее их стали величать "Аристократками" или просто "Венецианками") и "Пьета" Козимо Тура. Советую дойти", — настаивает Гутов.
Поселок художников в Венеции
Москвовед и итальянист, профессор Веронского университета Сергей Никитин называет своим любимым районом в Венеции поселок художников.
"Всего лишь 10 минут от моста Риальто, и вы оказываетесь в тихом и романтичном месте, где никогда не бывает толп. Тонкая полоска земли между еврейским гетто и лагуной — это особая Венеция, здесь творилась история искусства, жили и работали легендарные живописцы Тициан и Тинторетто", — говорит он.
Никитин отмечает, что поселок художников — это место, где когда-то собирались интеллектуалы, жившие в Венеции. "Именно здесь во дворике своего дома Вероккьо творил гигантскую статую кондотьера Коллеони, которая стала образцом для половины конных монументов в Европе, включая и памятники многих царей-генералов", — добавляет он.