Поварская, 20: здание, ставшее вторым домом Ахмадуллиной и Мессерера

Здание было построено в 1914 году, автором проекта выступил гражданский инженер Валентин Дубовской – популярный тогда архитектор, построивший множество домов в Москве. Заказчиком был известный до революции адвокат, общественный деятель, член Политического Красного Креста Иосиф Кальмеер, расстрелянный большевиками, так что до революции этот дом называли домом Кальмеера.

… День-деньской,
ночь напролет я влюблена была –
В кого? Во что?
В тот дом на Поварской.


Эти стихи Белла Ахмадулина написала о доме, который находится почти в самом начале Поварской улицы – дом № 20 – высокое, красивое 7-этажное здание с мощным неоклассическим фасадом.

Здание было построено в 1914 году, автором проекта выступил гражданский инженер Валентин Дубовской – популярный тогда архитектор, построивший множество домов в Москве. Заказчиком был известный до революции адвокат, общественный деятель, член Политического Красного Креста Иосиф Кальмеер, расстрелянный большевиками, так что до революции этот дом называли домом Кальмеера.

Кальмеер задумывал здание как дом Искусства, где, как он мечтал, будут жить знаменитые художники и поэты.


В известной степени мечта заказчика в итоге сбылась: в последние несколько десятилетий здание на Поварской известно как дом художника Бориса Мессерера, чья мастерская вот уже 40 с лишним лет располагается в мансарде дома.

Борис Мессерер – знаменитый театральный художник, декоратор и сценограф, создатель более 100 постановок в Большом театре, "Современнике", МХАТе, театре Сатиры и других. Его мастерская стала настоящим вторым домом для него и его жены поэтессы Беллы Ахмадулиной и легендарным,  культовым (хотя тогда еще не было такого слова) местом для советской творческой интеллигенции. Здесь бывали Владимир Высоцкий и Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Василий Аксенов, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, а также многие другие – одно перечисление знаменитых имен заняло бы не одну страницу. И не только советских – в гостях здесь бывали, например, и легендарные Федерико Феллини и Тонино Гуэрра, с последним хозяев потом связывали долгие годы дружбы.

Здесь рождался замысел известного самиздатовского альманаха "Метрополь", в создании которого Борис Мессерер и Белла Ахмадулина принимали самое активное участие.

В 1987 году дом стал новой точкой на карте театральной Москвы – после того, как здесь в полуподвале поселился только что образованный театр "Школа драматического искусства", создателем и режиссером которого был Анатолий Васильев. Театр просуществовал в этом здании почти 20 лет, до 2006 года. За это время здесь увидели свет ставшие знаменитыми постановки "Шесть персонажей в поисках автора", "Бесы", "Иосиф и его братья" и другие. С 2006 года здесь размещается театральный проект "Открытая сцена".

Дом на Поварской построен в неоклассическом стиле, господствующем в 1910-х годах. Его отличают симметрично решенный фасад, оформленный крупным рустом ("диким камнем") на высоту первого и второго этажей, мощные рустованные полуколоннами во входной зоне и четыре граненные эркера.

На уровне шестого этажа находится центральный балкон в виде арки на колонках, декорированный античным скульптурным фризом.

Во внутреннем убранстве дома, по замыслу хозяина, должны были сочетаться разные художественные стили, начиная от стилей древнего Египта и античной Греции. Большие (более 200 метров) квартиры были богато декорированы – расписные кессонированные потолки, лепнина, мраморные колонны, столь же пышно была оформлена и парадная.


Эскизы для росписей полотков и стен были выполнены известным художником начала XX века Игнатием Нивинским, участвовавшим в создании интерьеров Музея изящных искусств (сейчас ГМИИ имени А.С. Пушкина), гостиницы "Метрополь", особняка Тарасова на Спиридоновке, дома князя Щербатова на Новинском бульваре и других. После революции Нивинский прославился как театральный художник, работавший с театром Вахтангова, Малым театром и МХТ, был автором декораций к первой постановке "Принцессы Турандот" 1922 года.

К сожалению, жильцы дома на Поварской недолго наслаждались своими изысканно оформленными квартирами. В 1918 году дом Кальмеера, как и все частновладельческие дома, был национализирован, почти все обитатели дома были выселены, а большие квартиры превратились в коммуналки.

Новые жильцы к удивительным интерьерам дома относились с небрежением, росписи закрашивались краской, лепнина сбивалась – в результате такого обращения часть первоначальных интерьеров погибла безвозвратно, однако кое-что уцелело (интерьеры парадной и нескольких квартир) и было восстановлено и отреставрировано уже в новейшее время, когда дом был признан объектом культурного наследия.

Мария Подъяпольская, координатор общественного движения Архнадзор

Новости партнеров
Интерактив
  • Тепло, топят нормально

    59.8%

  • Батареи едва теплые, но терпимо

    16.7%

  • Батареи холодные. Ходим в шубейках, как эскимосы

    6.8%

  • Спасают электрические радиаторы и/или пушистый кот

    4.2%

  • А у меня печь – топлю, когда хочу

    12.5%

Проголосовали: 3042
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена